Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

5.силовые структуры (вооруженные  силы, милиция) 

6.доминируют методы убеждения  и компромисса 

7.политический плюрализм (любой  дееспособный гражданин может  организовать или быть участником  любой полит партии), в том числе  многопартийность, соревнование политических  партий, существование на законных  основаниях политической оппозиции. 

8.гласность средства массовой  информации свободны от цензуры. 

9.реальное осуществление принципа  разделения властей на законодательную  (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и  т.д.).

 Различаются прямая (непосредственная) и представительная  форма демократии:

 Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации. Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят обязательный характер и не нуждаются в санкции гос.структур, остальные институты народовластия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия полит. решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

 К положительным моментам  прямой демократии можно отнести  то, что она дает больше возможностей  для выражения интересов граждан  и их участия в полит. процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль за полит. элитой.

 Недостатками прямой демократии  является отсутствие стойкого  желания у большинства населения  заниматься данной управленческой  деятельностью, низкая эффективность  принимаемых решений вследствие  непрофессионализма большинства. 

 Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.

 Сильная сторона представительной  демократии заключается в том,  что она дает больше возможностей  для принятия эффективных решений,  поскольку в этом процессе  участвуют профессионалы, компетентные  лица.

 К недостаткам представительной  демократии относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от избирателей, принятие решений в интересах не большинства граждан.

 

27. Понятие и признаки  антидемократического политического  режима.

Антидемократические режимы – политические режимы, при осуществлении которых государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан. Разделяется на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный (весь, полный). Для данного режима характерно господство одной идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика, контроль государства над всеми областями власти.

 Признаки тоталитарного политического режима.

-гос.во стремиться к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни

-общество отчуждено от полит.власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа.

-монопольный гос.контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни

-гос.власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа

-доминирующим методом управления  становится насилие, принуждение,  террор 

-господство одной партии, фактическое  сращивание ее профессионального  аппарата с гос.вом, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданина носят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации.

-устраняется плюрализм, централизация  гос.власти во главе с диктатором и его окружением.

 Особой разновидностью тоталитарного  режима выступает фашистский  режим, то есть радикальный  тоталитаризм. Впервые Данный режим  характеризуется культом вождя,  воинственным антидемократизмом,  расизмом и шовинизмом.

 Авторитарный режим рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче, чем демократический.

 Авторитарный режим - это  государственно-политическое устройство  общества, в котором политическая  власть осуществляется конкретным  лицом (класс, партия, элитная  группа) при минимальном участии  народа.

 Признаки авторитарного режима.

-в центре и на местах происходит  концентрация власти в руках  одного или нескольких взаимосвязанных  органов при одновременном отчуждении  народа от реальных рычагов  гос.власти.

-игнорируется принцип разделения  властей ( на закон., испол., судеб.) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы.

-роль представительных органов  власти ограничена, хотя они и  могут существовать.

-суд выступает вспомогательным  органом. 

-сужена сфера действия принципов  выборности гос.власти и должностных лиц

-сохраняется ограниченная цензура,  полугласность.

-существует частичный плюрализм 

-права и свободы граждан  провозглашаются, но реально не  обеспечиваются в полной мере.

-силовые структуры обществу  неподконтрольны, используются в  полит. целях.

 Авторитарный режим неоднороден  по своему характеру. 

 Разновидности авторитарного  режима: деспотический, тиранический, военный и т.д. 

 Деспотический режим - произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Характерен для стран Древнего Востока.

 Тиранический режим- основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом.

 Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

 

28. Характеристика формы  государства современной России.

Статья 1 Конституции РФ провозгласила: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления». Конституционное  закрепление Российской Федерации  как федеративной демократической  республики означает следующее.

Форма правления. Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству, республики и монархии, в стране действует республиканская форма правления, что означает выборность главы государства. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти РФ - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента РФ (ст. ст. 81, 96 Конституции). Необходимо отметить, что разработчики Конституции не определили вид республиканской формы правления. Это скорее полупрезидентская республика или респ-ка смешанного типа.

Форма государственного устройства. В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Конституция закрепила следующие принципы федеративного устройства России: 1) суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; 3) целостность и неприкосновенность территории РФ; 4) равноправие субъектов РФ, в частности, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) единство российского гражданства; 6) наличие у субъектов РФ собственной правовой системы (конституции и законодательства - у республик, устава и законодательства - у краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов); 7) единство системы государственной власти; 8) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; 9) равноправие и самоопределение народов РФ.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности. Каждый субъект РФ является частью Федерации, и поэтому принцип  целостности и неприкосновенности территории РФ, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен  под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Для повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной  власти на всей территории РФ и контроля над исполнением их решений, в  РФ были образованы семь федеральных  округов: 1) Центральный; 2) Северо-западный, 3) Южный; 4) Приволжский, 5) Уральский, 6) Сибирский и 7) Дальневосточный. Масштабы нашей страны и разнообразие условий  в ней столь велики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным.

Российское государство, в соответствии со статьей 5 Конституции РФ представляет собой федерацию, объединяющую 89 равноправных субъектов РФ: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Субъекты Федерации обладают своей  территорией, которая является частью территории РФ.

Политический (государственный) режим - Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права (гл.2). Закрепленные Конституцией формы государственной власти отражают опыт государственного строительства зарубежных стран, создают необходимые условия для реализации зафиксированных в Конституции политических, экономических и иных свобод россиян. Проведение принципа разделения властей в системе федеральных органов государственной власти создает устойчивый характер для демократических преобразований в РФ, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного лица и введение тоталитарного режима.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Российская Федерация - есть демократическое федеративное (конституционно-договорная, асимметричная  федерация, образованная по национальному  и территориальному признаку) правовое государство с республиканской (полупрезидентская республика) формой правления.

 

29. Понятие и основные  элементы политической системы  общества.

Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих политическую власть, а также взаимосвязь граждан и государства.

 Основными разработчиками концепции  полит.системы общества считаются Парсонс, Д.Истон, который выделил пять разновидностей действий, которые являются необходимыми элементами любой полит.системы. Это законодательство, управление, правосудие, требование, поддержка (солидарность).

 В отечественной литературе  выделяют следующие элементы полит. системы:

1.политическая организация общества, включающая в себя государство,  политические партии и движения, общественные объединения. 

2.политическое сознание, характеризующее  психологические и идеологические  стороны полит власти и полит.системы.

3.политические отношения, складывающиеся  между элементами системы по  поводу полит. власти

4.политическая практика, состоящая  из полит. деятельности и совокупности полит. опыта.

 Функции политической  системы общества:

1.Контроль за сферой распределения ценностей.

2.интеграция общества, разрешение  или смягчение общественных противоречий.

3.упорядочение политических процессов  с целью полит.обновления либо стабилизации.

4. вовлечение граждан в политическую  жизнь (полит. рекрутирование)

5.извлечение из гражданского  общества его ресурсов для  достижения целей и задач. 

6.обеспечение политической власти  определенной социальной группы  или большинства членов данного  общества.

 Субъектами политической системы общества являются: государство, партии, политические движения, общественные объединения и т.п.

Взаимод-е полит.системы со средой осущ-ся по принципу «вход-выход» (Д.Истон)

Политический процесс – процесс  преобразования информации. (перевод  с «входа» на в»выход»)

ВХОД (запросы и потребности граждан)      ПОЛИТ,СИСТЕМА       ВЫХОД (решения и действия властей)


 

30. Место и роль государства  в политической системе общества.

Государство и политическая система  взаимосвязаны. Государство представляет собой центральное звено политической системы, концентрирует в себе многообразие политических интересов, является носителем политической власти.

 Государство: 

-выступает в качестве официального  представителя народа, объединяемого  в пределах границ по признаку  гражданства 

-является единственным носителем  суверенитета.

-обладает публичной властью,  имеет силовые структуры (милиция) 

-обладает монополией на правотворчество. 

-владеет набором материальных  ценностей (гос.собственность, бюджет, валюта)

-определяет главные направления  развития общества.

 Государство занимает центральное место в полит.системе общества и регулирует поведение иных субъектов политических отношений, обладая широкими полномочиями:

-устанавливать в законодательстве  правовой режим организации и  и функционирования всех субъектов политики - партий, движений, групп.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"