Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

 

95. Правопорядок и общественный  порядок: понятие и проблемы  соотношения. Роль органов юстиции  в обеспечении правопорядка.

Общ-ый порядок – это более широкое понятие чем правопорядок, правопорядок – это элемент общ-ых отношений. Общественные отношения – это отношения урегулированные социадбными нормами.

 Правопорядок можно определить  как основанную на праве и  законности организацию общественной  жизни, отражающую качественное  состояние общественных отношений  на определенном этапе развития  общества.

 Правопорядок - это система отношений  охраняемых, защищаемых, регулируемых  правом. Правопорядок выступает  как "состояние урегулирования  общественных отношений" 

 Правопорядок следует отличать  от близкого явления - общественный  порядок. Правопорядок основывается  на праве, является итогом его  реализации. Общественный порядок  это соблюдение не только правовых, но и соц. норм (обычаи, традиции).

 Сходство их в том, что  они характеризуются организованность, упорядоченностью общественных  отношений. Правопорядок это часть  общественного порядка, поэтому  нарушение правопорядка будет  являться нарушением общественного  порядка. В тоже время не  всякое нарушение общественного  порядка будет нарушением правопорядка.

 Различия между правопорядком  и общественным порядком:

1. Если правопорядок формируется  в результате действия норм  права, то общественный порядок  - в результате действия и других  видов социальных норм - моральных,  религиозных и т.д. 

2. Если правопорядок состоит  из правовых отношений, т.е.  отношений урегулированных нормами  права, то в общественный порядок  входят и другие общественные  отношения. 

3. Общественный порядок в своей  неправовой сфере обеспечивается силой общественного мнения, общественного воздействия. Нарушения правопорядка влечет для нарушителя кроме общественного осуждения еще и гос.принуждение.

4. Они не одинаковы по своему  объему, содержанию, элементному составу. 

 Пути укрепления правопорядка:

 Главный способ навести порядок  - начать с власти, усовершенствовать  всю систему управления страной.  Не любой правопорядок устроит  общество, метод должен быть демократичным,  а не тоталитарный. Правопорядок  должен основываться на праве.  Правопорядок внутреннее дело  каждой страны, однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нарушение прав человека затрагивают интересы мирового сообщества, мирового порядка.

 

96. Правовое воздействие  и правовое регулирование. 

Правовое воздействие - это результативное влияние на общественные отношения  как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры).

 Виды правового воздействия: 

1.Информационно-психологический  (мотивационный, импульсивный), характеризуется  воздействием управленческой правовой  информации на мотивы субъектов.  Здесь можно выделить два основных  юр. средства: правовые стимулы и  ограничения. 

2.Воспитательный (педагогический), характеризуется общеидеологическим влиянием на субъекта, на формирование ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

3.Социальный, характеризуется взаимосвязью  правовых и иных социальных (эконом, полит, нравствен) факторов, принимающих  участие в жизни права на  всех этапах его функционирования.

 Правовое регулирование - это  воздействие на общественные  отношения всей системой юридических  средств, с целью их (общ.отн) упорядочения.

 Соотношение правового воздействия  и правового регулирования: 

1.ПР как специально-юридическое воздейсвтие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, то ПВ не обязательно

2.ПР всегда означает и ПВ, однако ПВ не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

3.Предмет ПР несколько уже нежели предмет ПВ (в ПВ входят эконом, полит,соц.отношения, которые не регулируются правом)

 Типы правового регулирования: 

- Общедозволительный, основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности государственных органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

- Разрешительный, основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

 Способы правового регулирования: 

1.Дозволение, предоставление субъектам  возможности совершать действия  в своих интеерсах. Дозволения могут выражаться в субъективном праве, свободе, законном интересе. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2.Обязывание, возложение на лиц  необходимости совершить активные  указанные в законе либо договоре  действия (должник-кредитор). Обязывание как способ правового регулирования ориетируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3.Запрещение, необходимость воздержания  от конкретных действий, с пассивным  поведением. Запрещение есть разновидность  обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

 

97. Правовое регулирование  и его основные стадии.

Каждый основной элемент механизма  правового регулирования предполагает определенную стадию.

 Стадии правового регулирования: 

 первая стадия: Издание нормы  права, т.е. общеобязательного  правила поведения, регулирующего  те или иные общественные отношения. 

 вторая стадия: Юридический  факт или фактический состав, где функцию решающего юридического  факта выполняет оперативно-исполнительный  правоприменительный акт. 

 третья стадия: Правоотношение, возникающее на основе норм  права и при наличии юридических  фактов.

 четвертая стадия: Акты реализации  прав и обязанностей - это основное  средство с помощью которого права и обязанности претворяются в жизнь.

 пятая стадия: Охранительные  правоприменительные акты (данная  стадия является факультативной, осуществляется лишь в случае  возведения препятствий). Вступает  в действие, когда субъекты в  процесе правореализации нарушают нормы права.

 Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий: 1 Юридическая регламентация общественных отношений - обозначаются направления деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не индивидуализированное воздействие права. 2 Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей - (здесь возможна факультативная стадия - применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. 3 Реализация субъективных прав и обязанностей - (здесь также возможна факультативная стадия - применение права, без которой иногда невозможно осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов субъектов. 4 Применение права - факультативная стадия, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Стадиям соответствуют следующие элементы: 1 Нормы права - см.. 2 Правовые отношения 3 Акты реализации прав и обязанностей - определяют истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов правоотношений по воплощению в жизнь требований предусмотренных нормой права. На этом элементе заканчивается действие механизма правового регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого была направлена воля законодателя. 1 Акты применения права - властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений, проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществления прав и обязанностей.

 В зависимости от того, какие  элементы механизма правового  регулирования используются, процесс  регулирования будет простым  или сложным. Простое регулирование - такой процесс, когда используется один государственно-властный акт (нормативный акт), т.е. используются стадии 1-2-3, стадия применения права не требуется, так как индивидуализация и реализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами; Сложное регулирование - такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера (нормативный и акт применения права), т.е. используются следующая комбинация стадий 1-4-2-3, либо 1-2-4-3.

 

98. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования: понятие и особенности.

Тип правового регулирования - это  те или иные сочетания способов регулирования  при доминировании либо дозволении, либо связываний с запрещениями.

 Выделяют два типа правового  регулирования: общедозволительный и разрешительный

Общедозволительный тип:

 Основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения  делается исключение. Его формула  "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид  правового регулирования способствует  проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении  тех или иных задач. 

 Однако данный вид не применим  к деятельности государственных  органов, т.к. это создало бы  возможности для различного рода  злоупотреблений. Общедозволительный тип правового регулирование связан с закрепление в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения целей.

Разрешительный тип:

 Основывается на общем запрещении  какого-либо вида действий, однако  в в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

 Разрешительный тип правового  регулирования вытекает из необходимости  в высокой и строгой упорядоченности  социальных связей, последовательной  реализации принципов законности. Он является единственным при  применении мер юридической ответственности  и ряда других мер государственного  принуждения

 

99. Механизм правового  регулирования: понятие и основные  элементы.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

 Цель механизма правового  регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.

 Основные элементы механизма  правового регулирования: 

1.Норма права 

2.Юридический факт или фактический  состав (особенно ораганизационно-исполнительный правоприменительный акт)

3.Правоотношение 

4.Акты реализации субъективных  прав и обязанностей 

5.Охранительный правоприменительный  акт (факультативный элемент) 

 В качестве своеобразных  дополнительных элементов механизма  правового регулирования могут  выступать акты официального  толкования норма права, правосознание,  режим законности.

 Механизм правового регулирования  - система юридических средств,  при помощи которых осуществляется  правовое регулирование. Механизм  правового регулирования — это  взятые в единстве и взаимодействии  все правовые средства (элементы  механиз¬ма), с помощью которых осуществляется правовое регулиро¬вание. Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, ог-рубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой мо¬дели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привя¬зать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регули¬рования. Первой стадии общенормативного регулирования соот-ветствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает нор¬мы права: систематизацию законодательства, законодатель-ную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой эле¬мент, как правоотношение (субъективные права и обязаннос¬ти), с помощью которого предписания норм права конкрети¬зируются, трансформируются в субъективные права и обязан¬ности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фак¬тические основания возникновения, изменения и прекраще-ния правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изме¬нения и прекращения); нормативное (нормы права) и факти¬ческое (юр-ие факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой эле¬мент механизма, как акты реализации (соблюдение, испол¬нение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме зани¬мает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вра¬щается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"