Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория права в зарубежных странах".
1.Понятие и источники государственного права в зарубежных странах.
Конституционное право
как отрасль права – это
система норм, закрепляющих и регулирующих
основы социально-экономической
Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления.
Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе страны. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях.
Конституционное право зарубежных стран это не особая отрасль права, поскольку свое конституционное право существует в каждой стране, а раздел единой науки конституционного права, комплексно и сравнительно изучающий конституционное право различных стран.
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция – основной закон. К другим источникам относятся:
1) законы – конституционные
(вносят изменения в
2) внутригосударственные публично-правовые договоры;
3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов;
4) акты главы государства
и исполнительной власти (указы
монархов, декреты президентов,
5) акты органов конституционного
контроля (конституционных судов,
конституционных советов и др.)
6) судебные прецеденты
(особенно в англосаксонском
7) конституционный обычай – сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, где нет писаной конституции;
8) религиозные источники
(особенно в монархических
9) правовая доктрина (редко
и лишь в отдельных странах
суды основывают свои решения
по конституционным вопросам
не только на правовых актах,
но и на трудах выдающихся
юристов, специалистов по
10) международно-правовые акты.
На локальном уровне – в субъектах федерации, автономных образованиях - действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Автономной Республики Крым в Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.
3.Классификация зарубежных стран по уровню их социально- экономического развития, по другим критериям.
Более 200 стран, существующих в мире, сильно отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития и характеру политического строя. Значительная группа государств достигла высокого уровня капиталистического развития (страны Западной Европы, Северной Америки, Япония, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия). В их экономике господствуют крупные монополистические объединения, действует антимонопольное законодательство, направленное на сохранение свободной конкуренции. Наряду с крупными акционерными объединениями существует много средних и мелких фирм. Сельское хозяйство ведется капиталистическими методами, хотя есть мелкие и средние фермеры, ведущие хозяйство на основе собственного труда и труда членов семьи. В сельском хозяйстве занята, однако, незначительная часть населения, причем класса крестьян фактически нет.
Социальной опорой государственной власти является в этой группе «средний класс» — рабочие, служащие, мелкая городская буржуазия, люди со сравнительно высоким уровнем жизни, заинтересованные в стабильности, устойчивости, — а реальные рычаги государственной власти сосредоточены в руках политической элиты, основное влияние на которую оказывает довольно прагматичная крупная буржуазия.
Вторая группа — страны среднего уровня развития капитализма (немного выше или ниже этого уровня). Это почти все страны Латинской Америки, многие государства Азии (Индия, Ирак, Пакистан, Сирия, Филиппины и др.), отдельные государства Северной Африки (Алжир, Египет и др.). В большинстве стран этой группы уже возникли собственные, национальные монополии, но не они господствуют в экономике. Основные позиции занимают зарубежные, а чаще транснациональные компании, иностранный финансовый капитал. В сельском хозяйстве этих стран проведены земельные реформы, но феодальные пережитки в большинстве стран еще значительны (не только помещики, но и кулаки и даже капиталистические предприниматели используют аренду, издольщину, отработки долга и т.п.). В ряде стран этой группы крестьяне преобладают среди населения (Индия, Пакистан, Ирак и др.), но в некоторых странах Латинской Америки (Венесуэла, Чили и др.) они уже не составляют большинства жителей страны.
Буржуазия еще недостаточно сильна, помещики оказывают значительное влияние на политику государства. Лишь в отдельных странам политическая власть сосредоточена в руках так называемой национальной буржуазии (Индия, Шри-Ланка).
Третья группа — экономически отсталые страны (большинство государств Тропической Африки, мелкие государства Океании). В экономике этих стран безраздельно господствуют иностранные (обычно транснациональные) корпорации, большинство населения занято в отсталом сельском хозяйстве, ведущемся нередко с использованием не только феодальных, но и патриархальных структур (сельское население, в том числе кочевники, составляет иногда до 90%, например в Афганистане или Эфиопии). Во многих странах этой группы (Западное Самоа, Папуа — Новая Гвинея, Центральноафриканская Республика, Чад и др.) нет сложившегося класса местной буржуазии, господствующей социальной группой является «предбуржуазия». Многие годы ее верхушку, элиту, составляла пробуржуазная автократия, поставлявшая разноге рода «пожизненных президентов» при однопартийной системе. На рубеже 80—90-х годов к руководству государством пришли более демократические слои общества, что не исключило, однако, новых государственных и военных переворотов. Влиятельную роль в обществе этих стран играют племенные и родовые вожди, хотя их административные полномочия давно отменены законами.
Особое место
в классификациях занимают страны тоталитарного
социализма (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба,
Лаос), единичные сохранившиеся страны
социалистической ориентации в Африке,
а также постсоциалистические государства
(Болгария, Венгрия, Монголия, Польша, Румыния
и др.). Социалистические
страны — это, как правило, страны
среднего уровня развития, хотя мировая
статистика относит многие государства,
возникшие на территории прежнего СССР,
к развивающимся странам, несмотря на
то что некоторые из них, а также Китай
являются
ракетно-ядерными державами. Страны социалистической
ориентации — экономически отсталые государства.
Экономика тех и других, их политические
системы строятся на иных конституционных
принципах, чем в демократических странах
с рыночной социально ориентированной
экономикой.
Постсоциалистические государства включают в свои конституции принципы рыночной экономики, но на деле в них сохраняются еще многие элементы прежних порядков.
4.Понятие
и сущность конституции в
Термин «конституция» (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основ ной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.
В современной науке конституционного права термин «конституция употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая \ конституция юридическая. Фактическая конституция — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества.
В какой-то мере несовпадение норм и фактических отношений есть всегда, например в результате того, что конституция «стареет», что \ имеет место в США. Но если возникает противоречие между принципами конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя (например, между нормами о широких правах граждан и условиями тоталитарного строя), конституция становится фиктивной.
Структура конституции. Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира. Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации. Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция».
В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная, конституция).
В отдельных странах конституция включает не только собственно конституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конституции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. Прогрессивная демократическая конституция способствует подлинному выражению и учету воли народа, укреплению демократических порядков, осуществлению назревших социально-экономических реформ.
Представители разных юридических школ по-разному характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит в ней своего рода общественный договор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов. В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа (в данном случае речь идет не о социальной сущности) состоит в особом ее содержании (предмете регулирования), ее высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.
Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда господство определенных слоев населения или военно-политических группировок, регулирует политический процесс в обществе.
Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение. Иногда положения о принятой идеологии непосредственно закреплены в конституции.
5.Основные
черты и особенности
В настоящее время насчитывается
более двухсот действующих
Каждая из ныне действующих конституций
обладает специфическими индивидуальными
чертами. В них нашли отражение
социальные, национальные, политические,
исторические, религиозные и иные
особенности соответствующих
1. Все конституции в той либо
иной форме провозглашают
Информация о работе Шпаргалка по "Теории права в зарубежных странах "