Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория права в зарубежных странах".
2. Все конституции в той либо
иной форме закрепляют
3. В конституциях обычно
4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления государства - республику или монархию. В конституционном тексте это может быть выражено прямо или косвенно. Монархическая форма правления чаще определяется косвенно или выводится логически из текста конституции. Так, форма правления Японии прямо не называется в Конституции, но поскольку главой государства является наследственный император, статусу которого посвящена гл. 1 Конституции, то очевидно, что Япония - монархия.
5. Конституции устанавливают и
закрепляют унитарную или
6. Все конституции в той либо
иной форме провозглашают и
устанавливают права и свободы
человека и гражданина. Обычно
в самом тексте конституции
содержится соответствующая
7. Все конституции определяют
принципы организации системы
высших органов
8. В некоторых конституциях
Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны.
6.Порядок принятия, изменения и
отмены конституций в
Разработка конституции. Новая конституция обычно принимается при возникновении нового государства, смене политических режимов (особенно в результате революционных событий), при существенных изменениях в общественном строе, если текст старой конституции нельзя привести в соответствие с ними путем принятия поправок.
Существуют различные
способы подготовки проекта конституции.
В редких случаях проект от начала
до конца создается специально образованным
учредительным собранием или
действующим парламентом. После
военных переворотов проекты
новых конституций разрабатываю
В некоторых государствах (Куба, Китай, Вьетнам) подготовка проекта начинается по инициативе центрального органа правящей (как правило, единственной) партии.
Принятие конституции. Конституции обычно принимаются специально избранным для этой цели учредительным собранием, или просто парламентом, либо путем референдума .
Иногда на референдум
выносятся конституции уже
В некоторых
странах конституции были приняты
фактически военными властями, провозгласившими
переход таким путем к
В ряде монархических государств конституции «даровались» монархом своему народу, либо метрополиями – народу. В Великобритании это делалось в форме «приказа в совете» (акт монарха в Тайном совете) – так было принято более 30 конституций для британских колоний, получивших независимость (большинство этих актов заменены).
Изменение конституции. Обычно поправки вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями. Прежде всего само предложение о внесении поправок требует соблюдения определенных условий: в ряде стран проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации и т. д.; обычно поправка должна быть принята квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат.
После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено определенным большинством субъектов федерации либо референдумом.
Определенные статьи конституции могут изменяться решением квалифицированного большинства, другие – простым большинством.
В новые конституции
нередко включаются нормы, запрещающие
пересматривать некоторые положения
(республиканскую форму
При военных
переворотах часто используется
чрезвычайный порядок изменения
и отмены конституции: военные советы
отменяют или приостанавливают ее полностью
или некоторые главы или
Отмена конституций может быть легитимной (т. е. в установленном порядке и уполномоченным на то органом) и нелегитимной (в нарушение установленного порядка, так происходит, например, во время революций).
Легитимная отмена осуществляется:
1) в том же порядке, что и принятие, т. е. путем принятия обычных законов (для гибких конституций) или в результате принятия в особом порядке новой конституции и, соответственно, отмены старой (для жестких конституций);
2) в предусмотренном самой конституцией особом порядке (например, путем полного пересмотра на основе особой процедуры).
7.Виды
конституций в зарубежных
Классификация конституций по социальным признакам. Марксистско-ленинское направление обычно различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному или к социалистическому типу. В основу такой классификации положены прежде всего социальные признаки: характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической власти (иногда учитываются и другие моменты, например организация государственной власти на основе принципа полновластия советов в социалистических странах).
С точки зрения социального характера нередко различаются: полуфеодально-теократические конституции, конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма и постсоциалистические конституции.
По признаку демократичности конституций различаются демократические, авторитарные и тоталитарные. Открыто авторитарные конституции встречаются крайне редко, обычно авторитаризм бывает прикрыт демагогическими нормами.
По юридическим признакам: консолидированные (представляет собой один документ) и неконсолидированные (представляет собой совокупность законов, принятых в разное время).
По форме: писаные и неписаные. Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов, которые официально провозглашены основными законами данной страны. Неписаная конституция – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев. Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов.
Указанное различие в значительной мере условно, так как в настоящее время нет таких конституций, которые были бы целиком неписаными (даже Великобритания имеет в составе основного закона множество писаных актов). Поэтому указанное выше различие писаной и неписаной конституции часто заменяют различиями формальной конституции (конституционный акт) и материальной конституции (совокупность норм, регулирующих вопросы конституционного значения).
По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. Октроированные конституции издаются властью главы государства без участия представительных органов.
По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы. Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия (квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.).
В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. Постоянная конституция — это такая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия. Временная же конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией
С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США).
8-1. Понятие и виды конституционного контроля
Конституционный контроль - любая форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.
Поскольку конституция обладает высшей юридической силой, то в государстве все правовые акты должны ей соответствовать или во всяком случае не противоречить.
Конституционный контроль
в современном понимании
После Первой мировой войны в Европе была выработана собственная модель конституционного контроля, которая в настоящее время стала распространяться и на других континентах. Идея европейской модели принадлежит австрийскому юристу Гансу Кельзену.
Естественно, что конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право, в том числе писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории права в зарубежных странах "