Шпаргалка по "Теории права в зарубежных странах "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:53, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория права в зарубежных странах".

Работа состоит из  1 файл

KPZS_otvety_k_ekzamenu.doc

— 741.50 Кб (Скачать документ)

2. Все конституции в той либо  иной форме закрепляют институт  собственности. Исторически эти  нормы восходят к французской  Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Охраняемая конституцией собственность составляет основу всего конституционного здания.

3. В конституциях обычно воспроизводятся  и закрепляются основные принципы  теории разделения властей. В  некоторых конституциях (Италия, Франция)  концепция разделения властей  не выражена семантически явно, она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Так, принцип разделения властей, дополненный системой сдержек и противовесов, положен в основу американской Конституции.

4. Все конституции устанавливают  и закрепляют форму правления  государства - республику или  монархию. В конституционном тексте  это может быть выражено прямо  или косвенно. Монархическая форма  правления чаще определяется косвенно или выводится логически из текста конституции. Так, форма правления Японии прямо не называется в Конституции, но поскольку главой государства является наследственный император, статусу которого посвящена гл. 1 Конституции, то очевидно, что Япония - монархия.

5. Конституции устанавливают и  закрепляют унитарную или федеративную  форму государственного устройства. По поводу унитарной формы  государственного устройства прямые  предписания чаще всего отсутствуют  (Франция, Япония), хотя в латиноамериканских конституциях такие прямые указания встречаются.

6. Все конституции в той либо  иной форме провозглашают и  устанавливают права и свободы  человека и гражданина. Обычно  в самом тексте конституции  содержится соответствующая глава  или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с технико-юридической точки зрения разработано весьма обстоятельно, с множеством деталей. В новейшие конституции включаются новые права и свободы (право на получение информации, на охрану окружающей среды, на охрану материнства и др.).

7. Все конституции определяют  принципы организации системы  высших органов государственной  власти и порядок деятельности  составляющих ее подсистем. В  их число входят глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство. Во многих послевоенных конституциях получил закрепление институт конституционного надзора.

8. В некоторых конституциях имеются  нормы, регулирующие внешнюю политику  государства. Так, отказ от  завоевательных войн включен  в преамбулу Конституции Франции  1946 г.; Конституция Японии предусматривает  отказ от войн как средства  политики; в Конституции Индии дана подробная характеристика миролюбивого курса страны в сфере международных отношений. Сходные положения содержатся в тексте Конституций Греции, Португалии, Испании.

Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны.

 

6.Порядок принятия, изменения и  отмены конституций в зарубежных  странах.

Разработка конституции. Новая конституция обычно принимается при возникновении нового государства, смене политических режимов (особенно в результате революционных событий), при существенных изменениях в общественном строе, если текст старой конституции нельзя привести в соответствие с ними путем принятия поправок.

Существуют различные  способы подготовки проекта конституции. В редких случаях проект от начала до конца создается специально образованным учредительным собранием или  действующим парламентом. После  военных переворотов проекты  новых конституций разрабатываются или их основные положения формулируются обычно военными правительствам.

В некоторых  государствах (Куба, Китай, Вьетнам) подготовка проекта начинается по инициативе центрального органа правящей (как правило, единственной) партии.

Принятие конституции. Конституции обычно принимаются специально избранным для этой цели учредительным собранием, или просто парламентом, либо путем референдума .

Иногда на референдум выносятся конституции уже принятые парламентами или учредительными собраниями; иногда, напротив, уже принятые референдумом утверждаются избранными на основе этих конституций парламентами.

В некоторых  странах конституции были приняты  фактически военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению. В отдельных странах социалистической ориентации первые конституции непосредственно принимались высшими партийными органами – съездами или исполнительными комитетами партий.

В ряде монархических  государств конституции «даровались» монархом своему народу, либо метрополиями – народу. В Великобритании это делалось в форме «приказа в совете» (акт монарха в Тайном совете) – так было принято более 30 конституций для британских колоний, получивших независимость (большинство этих актов заменены).

Изменение конституции. Обычно поправки вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями. Прежде всего само предложение о внесении поправок требует соблюдения определенных условий: в ряде стран проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации и т. д.; обычно поправка должна быть принята квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат.

После того как  парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение  должно быть утверждено определенным большинством субъектов федерации  либо референдумом.

Определенные  статьи конституции могут изменяться решением квалифицированного большинства, другие – простым большинством.

В новые конституции  нередко включаются нормы, запрещающие  пересматривать некоторые положения (республиканскую форму правления, право на демократическую оппозицию  и т. п.). В некоторых странах  неизменными объявлены целые разделы конституции.

При военных  переворотах часто используется чрезвычайный порядок изменения  и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее полностью  или некоторые главы или статьи.

Отмена конституций может быть легитимной (т. е. в установленном порядке и уполномоченным на то органом) и нелегитимной (в нарушение установленного порядка, так происходит, например, во время революций).

Легитимная  отмена осуществляется:

1) в том же порядке, что и принятие, т. е. путем принятия обычных законов (для гибких конституций) или в результате принятия в особом порядке новой конституции и, соответственно, отмены старой (для жестких конституций);

2) в предусмотренном самой конституцией особом порядке (например, путем полного пересмотра на основе особой процедуры).

 

7.Виды  конституций в зарубежных странах.

Классификация конституций по социальным признакам. Марксистско-ленинское направление обычно различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному или к социалистическому типу. В основу такой классификации положены прежде всего социальные признаки: характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической власти (иногда учитываются и другие моменты, например организация государственной власти на основе принципа полновластия советов в социалистических странах).

С точки зрения социального характера нередко различаются: полуфеодально-теократические конституции, конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма и постсоциалистические конституции.

По признаку демократичности конституций различаются демократические, авторитарные и тоталитарные. Открыто авторитарные конституции встречаются крайне редко, обычно авторитаризм бывает прикрыт демагогическими нормами.

По юридическим признакам: консолидированные (представляет собой один документ) и неконсолидированные (представляет  собой совокупность  законов, принятых  в разное  время).

По форме: писаные и неписаные. Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов, которые официально провозглашены основными законами данной страны. Неписаная конституция – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев. Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов.

Указанное различие в  значительной мере условно, так как  в настоящее время нет таких  конституций, которые были бы целиком  неписаными (даже Великобритания имеет в составе основного закона множество писаных актов). Поэтому указанное выше различие писаной и неписаной конституции часто заменяют различиями формальной конституции (конституционный акт) и материальной конституции (совокупность норм, регулирующих вопросы конституционного значения).

По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. Октроированные конституции издаются властью главы государства без участия представительных органов.

По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы. Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия (квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.).

В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. Постоянная конституция — это такая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия. Временная же конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией

С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США).

 

8-1. Понятие и виды конституционного контроля

Конституционный контроль - любая форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.

Поскольку конституция обладает высшей юридической силой, то в государстве все правовые акты должны ей соответствовать или во всяком случае не противоречить.

Конституционный контроль в современном понимании впервые  появился в США: в деле У. Мэрбери  против Дж. Мэдисона в 1803 году Верховный суд под председательством Дж. Маршалла объявил, что федеральная Конституция – высший закон страны и любой закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным.

После Первой мировой  войны в Европе была выработана собственная модель конституционного контроля, которая в настоящее время стала распространяться и на других континентах. Идея европейской модели принадлежит австрийскому юристу Гансу Кельзену.

Естественно, что конституционный  контроль возможен только там, где действует писаное право, в том числе писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями.

  1. По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные, акты.
  2. По месту осуществления конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом, например главой государства, к которому на подпись поступил принятый парламентом закон.
  3. С точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть консультативным или постановляющим. Решение в порядке консультативного юридически никого не обязывает и не связывает. Решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно: если оно объявляет акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу либо, реже, возвращается на рассмотрение издавшего органа.
  4. По обязательности проведения конституционный контроль может быть обязательным или факультативным. В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта.
  5. По форме конституционный контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Конкретный же контроль осуществляется только в связи с каким-то, чаще всего судебным, делом, при разрешении которого подлежат применению определенные норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, стало быть, – всегда последующий.
  6. По объему конституционный контроль может быть полным или частичным. Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на федеративные отношения и.
  7. По содержанию конституционный контроль бывает формальным или материальным. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при этом. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.
  8. С точки зрения действия во времени (обратной силы) есть две формы конституционного контроля. Первая форма означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу и норма или акт, объявленные неконституционными считаются недействительными с самого начала (с момента их издания или момента вступления в силу). Отсюда следует, что должны быть восстановлены отношения, существования до этого момента, возмещен ущерб, учиненный их изданием и т.д. Чаще применяется вторая форма, означающее что решение о неконституционности действителен только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной формы или акта остаются в силе.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории права в зарубежных странах "