Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:17, контрольная работа
После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917г. в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России. Существовавшая до этого времени государственная система была разрушена полностью, для построения новой необходимо было принять основополагающие, имеющие конституционное значение законы.
Конституция РСФСР 1918г, ее структура и основные положения………3
Юридическое закрепление формы государства, политического режима и реальность…………………………………………………………………….8
Революция 1905-1907гг…………………………………………………….12
Манифест 17 октября 1905г…………………..……………………………16
Становление Конституционной монархии………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………...23
Содержание
Конституция
РСФСР 1918г, ее структура
и основные положения
История развития советской государственности неразрывно связана с историей развития его права. Конституция - фундамент правовой системы любого государства, поэтому при развитии государственно-правовых отношений конституционное строительство - непременное условие.
После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917г. в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России. Существовавшая до этого времени государственная система была разрушена полностью, для построения новой необходимо было принять основополагающие, имеющие конституционное значение законы.
Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции. В.И.Ленин лично редактировал текст Конституции, и
3 июля
1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый
проект Конституции был
Проекты
комиссии ВЦИК и наркомата юстиции
были рассмотрены специальной
Структура Конституции РСФСР 1918 года:
I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.
III раздел - Конструкция Советской власти.
IV раздел - Избирательное право.
V раздел - Бюджетное право.
VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.
Основные принципы Конституции 1918 г.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация
прав трудящегося и
II. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);
IV. Активное
и пассивное избирательное
V. Бюджетное право;
VI. О гербе и флаге РСФСР.
В Декларации определялась социальная основа новой государственности -- диктатура пролетариата и ее политическая основа -- система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как "переход от капитализма к социализму".
Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.
Высшим
органом власти Конституция провозглашала
Всероссийский съезд Советов
рабочих, солдатских, крестьянских и
казачьих депутатов. Съезд избирал
ответственный перед ним
Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.
Важнейшей
задачей, возложенной на нижестоящие
Советы, было проведение в жизнь
решений вышестоящих органов
и подчинение им по вертикали. В пределах
своей территории местным Советам
предоставлялись широкие
Явно политизированными являлись положения избирательной системы. К выборам допускались только отдельные социальные слои, в отношении которых не допускались ограничения по признакам пола, национальности, образования, вероисповедания. Эти группы объединялись понятием "трудящиеся". Конституция допускала лишение "эксплуататоров" любых прав, если эти права используются в ущерб "трудящимся". Прямо предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось исполнение иных военных обязанностей. Исключение из избирательного корпуса "социально-чуждых элементов" не позволяет рассматривать избирательное право Конституции 1918 года как всеобщее.
Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева "чуждых элементов", тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.
В Конституции
обозначались только те права и свободы,
которые могли обеспечиваться государством
без дополнительного
В целом
Конституция 1918 г. заложила правовую основу
и новую идеологию для
Конституция 1918г. отличается значительным количеством программных положений, определяя направления дальнейшего государственного строительства. Некоторые статьи Конституции носят чисто политический характер, они ориентированы на все мировое сообщество. Так, в ст. 4 выражена непреклонная решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма".
По сравнению со всеми последующими первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Данная Конституция характеризуется наивысшей степенью идеологи-зированности, некоторые ее статьи направлены на все мировое сообщество. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашается беспощадное подавление эксплуататоров. Избирательные права граждан, за исключением рабочих, ограничены. Конституция закрепила федеративное устройство России
Все отмеченные
особенности Конституции 1918 г. характеризуют
ее как конституцию, принимаемую в результате
насильственного изменения общественного
и государственного строя, отвергающую
все прежние правовые установления, существующие
до революции.
Юридическое закрепление формы государства, политического режима и реальность
Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государство ведения, оно является не только логической категорией, но и категорией конкретно-исторической.
Государство представляет собой единство содержания и формы. По отношению к содержанию форма государства является внешней оболочкой. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и исчезает с его ликвидацией. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс постоянного ее обновления.
Изучение формы государства проливает свет на организацию власти в государстве, на органы, которыми она представлена, на порядок образования этих органов, длительность их полномочий, методы осуществления государственной власти и т.д.
Форму
государства можно понимать как
специфическую политическую организацию
общества в отличие от иной, неполитической,
без государственной
Форма государства - это обусловленная его содержанием целостная политико-правовая структура, выражающая единство конституциональных и территориальных способов организации государственной власти, главных методов ее осуществления и форм обратной связи органов государства с населением.
В юридической науке, теории государства и права уже давно обсуждается вопрос о точности понятия “форма государства”, и до сих пор участники дискуссии не пришли к единодушным выводам по главному вопросу - о самом подходе к понятию формы государства.[1,129]
По мнению одних, форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия.
Авторы, придерживающиеся второй точки зрения, отстаивают узкий и широкий подход к понятию “форма государства”. В узком смысле форма государства отождествляется с формой правления, а в широком рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства.
Согласно
третьему направлению, которого придерживается
большинство государствоведов, форма
государства может быть понята как совокупность
трех элементов: формы правления, формы
государственного устройства (или административно-
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Информация о работе Система государственного управления в России