Система государственного управления в сфере защиты мигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

Работа состоит из  1 файл

Система государственного управления в сфере социальной защиты мигрантов.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

 

Трудовая миграция - процесс объективный и экономически обоснованный. Для самих мигрантов это возможность заработка, возможность найти работу в другом регионе или другой стране, если у себя дома им негде применить свой труд. Для экономики принимающего мигрантов региона или государства это дополнительная возможность привлечения трудовых ресурсов при отсутствии их на местном рынке. Но помимо положительного эффекта трудовая миграция создает и множество проблем. В первую очередь речь идет о международной трудовой миграции.

В Россию основной приток иностранной рабочей силы идет из стран СНГ, в том числе из Украины, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. В нынешнем году квота на привлечение иностранной рабочей силы сокращена втрое по сравнению с предыдущим годом. Связано это с общей экономической ситуацией и сокращением рабочих мест, а также анализом данных за прошлый год по использованию квот.

Тем не менее, основной проблемой международной трудовой миграции в Россию продолжает оставаться нелегальное привлечение к трудовой деятельности иностранцев, то есть без оформления трудовых отношений с ними и без получения последними разрешений на работу. Поэтому параллельно с работой по созданию цивилизованного рынка иностранной рабочей силы в России, ужесточаются меры контроля за использованием труда мигрантов.

Нынешняя государственная политика в отношении трудовых мигрантов направлена в первую очередь на то, чтобы бороться с безработицей внутри страны. Поэтому приоритет отдается прежде всего трудоустройству граждан, в том числе и внутренних мигрантов. Жители крупных городов России по-прежнему не соглашаются на низкооплачиваемую, непрестижную и тяжелую работу. Но у соискателей из других регионов притязания значительно ниже. Тем не менее, полностью решить проблему привлечения рабочей силы на непрестижные должности за счет внутренних трудовых мигрантов не представляется возможным.

Также остаются проблемой различные злоупотребления со стороны работодателей, выражающихся в том, что они не обеспечивают нормальные условия труда иностранным работникам, не выплачивают им заработную плату и т.д. Как правило, подобные ситуации имеют место, когда иностранный гражданин трудится нелегально. Например, довольно распространенной ситуацией является следующая: официально на непрестижную работу оформляется гражданин России, реально работу выполняет иностранец, который трудится нелегально и получает зарплату в меньшем размере, чем выплачивается предприятием официально, на разнице наживаются должностные лица нанимающих предприятий.

Таким образом, необходимость привлечения иностранных граждан к работе на территории России является объективной. Но должны создаваться условия, во-первых, для того, чтобы конкуренция на российском рынке труда не усугублялась за счет притока иностранных работников в и без того сложных экономических условиях, а во-вторых, для обеспечения контроля как за деятельностью самих трудовых мигрантов на территории России, так и за деятельностью работодателей, их нанявших, во избежание злоупотреблений.

Сегодня состоятся парламентские слушания "О проекте Концепции регулирования миграционных процессов в РФ". Как сообщили в думском комитете по делам национальностей, депутаты намерены обсудить разработанный правительством проект Концепции регулирования миграционных процессов в РФ накануне его рассмотрения на заседании правительства, которое, как планируется, состоится 19 декабря. С докладами выступят глава комитета Госдумы Валентин Никитин, министр РФ Владимир Зорин и другие специалисты. Проект Концепции включает оценку миграционной ситуации в России, содержание и основные направления деятельности органов государственной власти страны в области управления миграционными процессами. Как сообщил депутат Госдумы Геннадий Райков, "центристы" выступают за ужесточение всех законодательных актов, касающихся нелегальной миграции. Геннадий Райков считает, что "Россия не должна быть проходным двором". В стране продолжают развиваться процессы внешней трудовой миграции - въезд в Россию иностранных граждан для работы по найму и выезд для этого россиян за рубеж, отмечается в Концепции. Тюменская область наряду с Москвой, Краснодарским краем, Ставропольем и некоторыми другими регионами - на сегодня один из субъектов Федерации, где проблемы незаконной миграции стоят наиболее остро. Нелегальная миграция в Тюменской области наносит существенный урон экономике области и рынку труда, оказывает негативное влияние на психологический климат в обществе. Пробелы в законодательстве, отсутствие механизма реализации миграционной политики и разрозненность действий различных ведомств сводит на нет все усилия по нормализации обстановки. В Тюменской областной Думе готовятся к принятию законы: "Обеспечение законности в деятельности иностранных граждан, временно пребывающих в Тюменской области" и "О создании и деятельности специальных учреждений для иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации по решению суда". Действует межведомственное соглашение между ФСБ, ГУВД, таможней, погранкомендатурой, транспортной инспекцией, санэпиднадзором, и территориальным органом Минфедерации. Общую координацию деятельности федеральных структур в рамках подписанного соглашения осуществляет главный федеральный инспектор по Тюменской области Сергей Сметанюк. По сообщению Тюменского областного комитета государственной статистики, величина миграционного прироста с 5,4 тысячи человек сменилась оттоком в 2,3 тысячи за 2001 год. Положительный миграционный прирост со странами СНГ и Балтии сократился. Активный обмен мигрантами осуществляется с Казахстаном, Украиной, Узбекистаном, Киргизией. Миграция в страны дальнего зарубежья изменилась незначительно. В обсуждаемой Концепции прогнозируется сокращение с 2006 годадоли трудоспособного населения при относительном увеличении численности пенсионеров. Среди основных направлений деятельности по регулированию миграционных процессов в РФ Концепция называет разработку и создание единой системы иммиграционного контроля на территории РФ в целях сокращения нелегальной иммиграции, в том числе трудовой. Эти направления также включают разработку квот распределения по субъектам РФ вынужденных мигрантов, разработку схемы расселения иммигрантов по территории страны, с учетом потребностей региональных рынков труда и демографической ситуации.

 

 

 


Заключение.

 

В современном глобальном обществе миграция является одним из широко обсуждаемых вопросов, в том числе и для национальной безопасности государств. Россия, не являясь исключением, также рассматривает проблемы миграции на различных уровнях и пытается создать механизмы по регулированию и контролю данных процессов. Глобальные потоки мигрантов из стран бывших советских республик создают определенную угрозу или, лучше сказать, напряженность в сфере безопасности страны.

Эпоха глобализации характеризуется взрывом национализма, развитием национально - и этнополитических конфликтов, что в свою очередь приводит к парадоксальному явлению глобализации – росту национального самосознания в условиях стирания межгосударственных границ. Следствием переформирования межгосударственных границ и эскалации межэтнических конфликтов после распада СССР явились интенсивные попытки регуляции миграционных процессов на территории бывших стран Союза. С другой стороны, развитие рыночных отношений, принцип свободы передвижения, демократизация институтов общества способствовали дальнейшей либерализации миграции и активации трансграничной мобильности трудовых мигрантов, переселению из экономически депрессивных зон в экономически более развитые.

Учитывая характерные проблемы развития нашей страны, основными целями и задачами для правительства РФ в области регуляции миграционных процессов стали: «обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества». Для осуществления данных целей России необходимо следовать всем нормам международного права в области миграционного регулирования, сотрудничать с другими государствами и заключать договоры о депортации, обмене информацией в целях противостояния нелегальной миграции, защищать права российских граждан за рубежом. На заседании правительства РФ 10 июня 2002 было принято решение о создании единой системы иммиграционного контроля в Российской Федерации. Как отметил в свое время Михаил Касьянов, миграционная политика и контроль за миграционными потоками напрямую связаны с привлечением рабочей силы.

По мнению МВД России, миграция приобрела характер постоянно действующего фактора, и не только все более негативно влияет на социально-экономическую и внутриполитическую стабильность в регионах независимо от их удаленности от государственных границ, но и создает потенциальные угрозы потери контроля над отдельными приграничными районами страны, что в совокупности является потенциальной угрозой национальной безопасности России. Вступившим в силу 1 ноября 2002 г. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на МВД России, ФПС России и взаимодействующие федеральные органы исполнительной власти возложены дополнительные функции по регулированию внешних миграционных процессов. В этой связи были издан и реализуется приказ МВД России, МИДа России, Минтранса России, МПС России, ГТК России, ФПС России от 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт». В целях совершенствования миграционной политики правительство одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в которой предусмотрены разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории страны. Полагалось, что межведомственная единая система иммиграционного контроля должна включать в себя комплекс мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, по осуществлению визовой политики, контролю за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Федеральной миграционной службой МВД РФ создается центральный банк данных иностранных граждан и лиц без гражданства, который будет представлять собой межведомственную автоматизированную систему по учету иностранных граждан, других заинтересованных министерств и ведомств за счет внедрения принятых в мировой практике передовых информационных технологий, систем связи и передачи данных и, как следствие, повышения эффективности функционирования всего государственного механизма контроля за миграционной ситуацией в стране. Его формирование позволит иметь единую систему учета, информации и контроля за пребыванием всех иностранных граждан в Российской Федерации. В последнее время наблюдается значительное ужесточение позиции государства в области миграционной политики.

Так, в ходе борьбы с нелегальной миграцией в 2007 году был принят федеральный закон «О розничных рынках», запрещающим иностранным гражданам, не имевшим регистрации в местных исполнительных органах, работу на рынках на территории страны, что является непосредственным источником заработка среди большинства мигрантов Чем опасна жесткая миграционная политика в России? Прежде всего, подобные меры имеют внутреннего, конъюнктурного адресата. Демонстративная «охота на ведьм» грозит обострением националистических настроений в обществе, и в самой государственной идеологеме. В перспективе это чревато, как минимум, мощными социальными взрывами, последствия которых предугадать трудно.

Однако очевиден тот факт что, экономика России требует обеспечения трудовыми ресурсами. По данным различных исследований потребностей рынка, миграционных и демографических процессов, через несколько лет Россия столкнется с жесткой потребностью в рабочей силе, основу которой в перспективе составят выходцы их стран ближнего зарубежья. Как пишет в своей работе Виталий Вишневский, низкая рождаемость и высокая смертность в России являются одним из наиболее очевидных и тревожных вызовов современной действительности.

Потоки миграции в Россию способны в каком-то смысле способствовать демографической модернизации в стране и препятствовать объективной депопуляции населения. Так что, рассматривать миграцию как однозначное зло, с которым должны бороться «на истребление» российские законодательные и исполнительные институты, было бы, по меньшей мере, стратегически неразумно.

Следовательно, уже сейчас необходимо осуществлять различные программы, способствующие интеграции мигрантов в российское общество. На уровне социальном, элементарное повышение толерантности россиян к рабочим мигрантам поможет избежать этнических конфликтов в будущем. Как неоднократно подчеркивает в своих работах В.И. Михайленко, толерантность является единственным залогом обеспечения нормального функционирования общества в современных условиях.


Список используемой литературы.

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

5. Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г.

6. Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в области миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

8. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

9. Аметистов Э.М. Правовое регулирование труда иностранных граждан в СССР // Советское государство и право. 2009. № 7. С. 150.

10. Викторов И.С. О правовом регулировании и состоянии законности в сфере труда иностранных граждан // Трудовое право. 2008. № 19. С. 23.

11. Вышегородцев М., Сиденко А. Плюсы и минусы трудовой миграции // Московская правда. 2005. 31 мая. С. 7.

12. Грунин М. Международный трудовой обмен // Сегодня. 2005. 29 сент. С. 2.

13. Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений работников-мигрантов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Челябинск, 2009. С. 3.

14. Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия: (Историко-социологический очерк) // СОЦИС: Социологические исследования. 2010. N 4. С. 77.

15. Ионцев В.А. Мировые миграции. М., 2007. С. 6.

16. Костин Л. Миграция и мигранты // Человек и труд. 2009. N 8. С. 61.

Крикунов С. Проблемы трудоустройства иностранных граждан // www.zarplata.ru. 2008. 19 янв.

17. Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России // Материалы международной научно-практической конференции 22 ноября 2002 года. М., 2003.

18. Семенова И. Невольники черного рынка // Российская газета. 2010.

19. Телегин А.С., Степанов А.В. Правовой режим пребывания иностранцев в РФ: некоторые проблемы развития // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2008. С. 52.

20. Тюкина Т. Трудоустройство за рубежом // Петербургский аналитик. 2008. № 9. С. 4

21. Тюркин М. Как нанять иностранных граждан // Российская бизнес-газета. 2008. № 10. С. 3.

22. Угланов А. Министр внутренних дел России— о своем видении проблем миграции // Аргументы и Факты. 2003. 27 авг. С. 5.

 



[1] ч.3 ст. 62 Конституции РФ


Информация о работе Система государственного управления в сфере защиты мигрантов