Система государственной власти в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание

Власть - это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-
нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или
способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Система государственных органов в РФ………………………………………...5
Конституционные основы регионального управления…………………………7
Местное самоуправление………………………………………………………..13
Особенности функционирования государственной власти в современной России……………………………………………………………………….........15
Эффективность государственной власти в современной России…………….19
Ресурсы государственной власти в современной России……………………..21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная политология 1.docx

— 48.42 Кб (Скачать документ)

Такая управленческая ситуация в России обусловлена целым рядом  объективных и субъективных факторов.

Во-первых, Конституция Российской Федерации определяет чрезвычайно  широкий круг вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Наличие такой области двойного подчинения, управление которой сопровождается противоречиями между центральной и региональной властью, требует конкретного подхода и специальных решений в каждом отдельном случае. Так, например, трактовка пункта об установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации может привести к устраивающему обе стороны решению только в результате длительного процесса переговоров и компромиссов.

Во-вторых, в России сложились  общенациональные (или даже транснациональные) финансово-промышленные группы, имеющие  свои интересы в регионах и стремящиеся  их отстаивать с помощью центральной  власти, заручившись поддержкой государственных  чиновников. Интересы этих групп сталкиваются в ходе приватизации, развития банковской сферы, проведения экспортно-импортных  операций и т.д.

В-третьих, установились особые отношения того или иного региона  с Москвой, выражающиеся, например, в наличии представителей регионального  «землячества» в различных органах  центральной власти.

В-четвертых, в ходе выборов  региональных властей центр поддерживает тех кандидатов, которые наиболее подходят для проведения сбалансированной политики общегосударственной направленности, стремясь не допустить победы популистов или экстремистов.

В-пятых, только центр может  выступать арбитром в территориально-отраслевых или межрегиональных конфликтах, стремясь разрешать их с учетом прежде всего федеральных интересов.

Формирование органов  центральной и местной власти в современной России.

В России существуют три  уровня власти, создаваемых независимо друг от друга: центральная (федеральная), региональная (в субъектах Федерации) и местная (муниципальная).

Центральные органы власти, порядок их формирования и организация  деятельности находятся в ведении  Федерации. По Конституции главой государства  является Президент, который избирается гражданами на четыре года посредством  всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Законодательным (и представительным) органом российского государства  является Федеральное Собрание. Верхняя  палата парламента — Совет Федерации  — формируется. Туда входят по два  представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного  и исполнительного органа государственной  власти. Нижняя палата парламента —  Государственная Дума (450 депутатов) — избирается гражданами сроком на четыре года.

Исполнительным органом  Российской Федерации является Правительство. Председатель Правительства назначается  Президентом с согласия Государственной  Думы. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности  своих заместителей и федеральных  министров.

В систему органов судебной власти России входят Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный  суды. Судьи назначаются Советом  Федерации по представлению Президента.

Региональные органы власти устанавливаются субъектами Федерации  самостоятельно. Она также разделяется  на законодательную, исполнительную и  судебную ветви.

Общим для всех субъектов  Российской Федерации является то, что их законодательные органы государственной  власти состоят из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании на срок не более четырех лет.

Что касается исполнительных органов власти, то ситуация здесь  сложная. В республиках отчетливо  проявилась тенденция к становлению  института президентства. Пока еще  нет единообразного варианта решения  данной проблемы, но налицо стремление к тому, чтобы президент возглавлял исполнительную власть.

В краях, областях и автономных образованиях главы исполнительной власти также избираются гражданами либо законодательным собранием (думой). Некоторые субъекты Федерации наряду с губернаторами, главами администрации  в структуру исполнительной власти включили еще и пост председателя правительства.

 

3. Местное самоуправление.

Статья 12 Конституции Российской Федерации.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти.

Особое место в механизме  управления страной занимает местное  самоуправление. Оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государственной власти.

Органы местного самоуправления отделены от государственной власти. Отсюда разнообразие способов формирования исполнительных и представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с действующим  законодательством главы местных  администраций получили статус глав местного самоуправления (как правило, они избираются гражданами городских  или сельских поселений).

Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и  т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным  округам.

В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осуществление  местного самоуправления возможно без  образования представительного  органа власти, а посредством собраний, сходов и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед населением.

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население  использует как институты непосредственной демократии — местные референдумы  и выборы, так и представительные органы, должностных лиц. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку  местные сообщества отличаются друг от друга размерами территории, количеством  населения, характером поселений (городских  или сельских). Но любые органы местного самоуправления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуправление оторвано от государства и противостоит ему. Такой подход противоречил бы в  первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо  без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего:

  • Вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, действующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприятия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления.
  • Более того, государство своими актами может наделять местное самоуправление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.
  • О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Нельзя забывать, что здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных территориальных единицах.
  • Особенности функционирования государственной власти в современной России.

 

4. Особенности функционирования государственной власти в современной России.

Государственная власть —  это возможность и способность  специализированных органов государства  осуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитром в нем, обладать верховенством, суверенитетом  и от имени общества применять  принуждение. Она носит институционализированный характер, и ее функционирование определяется противоречивым единством деятельности институтов федерального центра, органов государственной власти субъектов Федерации и негосударственной власти местного самоуправления.

С момента разрушения жесткой  вертикали государственной власти начался процесс функционального  передела власти, суть которого состоит  в том, что, во-первых, четко не определены полномочия государственной власти любого уровня, во-вторых, региональная и иная суверенизация, основанная на региональных законах, порой противоречащих Конституции 1993 г., другим нормативно-правовым актам, привела к асимметричности  субъектов государственной и  иной политической власти в России, что неизбежно повлекло за собой утрату единства государственности, ее кризис.

Кризис государственной  власти стал перманентным, затяжным. В  функциональном плане он выражается в том, что, с одной стороны, федеральные  органы государственной власти вмешиваются  в сферу компетенции нижестоящих органов власти субъектов Федерации, а с другой — региональные исполнительные власти вмешиваются в деятельность территориальных органов федеральной власти, в дела местного самоуправления. Механизм единогосударственного властвования тем самым разрывается, а точнее, он отсутствует. При отсутствии единой вертикали государственной власти отдельные ее институты занимаются не стратегическими функциями властвования, а тушением «пожаров», «латанием дыр». Утеря единого государственного интереса, отсутствие государственно-властной иерархии, слабость горизонтального поля субъектов государственности ведет к безвластию, неуправляемости процессов общественной жизни. Ее усиливают авторитаризм, криминализм и популистские настроения. Власть становится смешанной, гибридной, в которой лидеру, отдельным корпорациям и бюрократии принадлежит ведущее место. По мнению Г. Дилигенского политический порядок в России есть корпоративно-бюрократическая полиархия.

Важнейшими факторами  функционирования власти и политики в целом стали конфликт и борьба. С одной стороны, это вполне естественное явление политической жизни, которое  развертывается на открытом пространстве, что позволяет властям контролировать ход конфликтности, а населению  обозревать этот процесс и делать соответствующие выводы. Но, с другой стороны, конфликтность препятствует принятию позитивных общегосударственных, общеколлективных решений. Противоречивость государственной власти — одна из особенностей современной России. При этом осознанно, а порой стихийно, функциональность отвергает на практике главное — интересы народа, не является механизмом вовлечения граждан в общие дела, способом организации общества, регуляции общественных отношений.

При становлении некоторых  элементов демократии — свободы  мысли, выборности институтов власти, свободы прессы и других — очевидно, что демократические принципы в  России насаждаются «сверху». В результате этого они приобретают характер фрагментарности и формальности, ибо активность «низов» не учитывается, наблюдается их отчуждение от власти. Тем самым основное условие функциональности государственной власти — активность появляющегося гражданского общества — игнорируется.

Отличия государственной  власти в России от других стран.

В процессе становления новая  государственная власть в России приобретает сложные очертания.

Проблема отличия государственной  власти в России от государственной  власти в других странах многопланова, и она изучается новой отраслью знаний — сравнительной политологией. Поскольку государственная власть есть средство осуществления общих  интересов, то ее содержание коренится  в особенностях российского общества, его традициях, культуре, менталитете  населяющих страну народов, а также  в особенностях самой государственной  власти всех ее институтов, структур.

Сравнивать власти можно  по разным основаниям: по способам господства социальных сил в обществе; полномочиям  органов государственной власти; формам правления, государственного устройства, политическому режиму; идеи единства государственной власти (социальное единство власти, единство принципиальных целей и направлений, организационно-правовое единство); структуре и политической институционализации власти.

Российская государственная  власть, структура и полномочия институтов которой зафиксированы в Конституции 1993 г., в реальности отличается от конституционных  формально-нормативных положений. Так, конституционно государство российское есть федеративное, демократическое, правовое, социальное и  светское. Естественно, каждый институт государственной власти должен обладать перечисленными качествами. В действительности это прогностические  свойства государственности, а не ее реальные выражения. Верховная государственная  власть сильно зависит от персонификации власти одного лица — Президента. И  хотя для монополизации власти в России нет особых оснований, концентрация государственной власти в руках Президента является опасной.

Президентская форма правления  характерна для постсоциалистических республик, но функции Президентов  в них различны, как, впрочем, и  социальная база. Если в европейских  странах реформаторы имеют довольно мощную социальную поддержку, то у российских реформаторов она слабая. Нет также  среднего класса, политических институтов, активно поддерживающих государственно-властные структуры. Если еще учесть, что государственная  власть в России проводит политику, непонятную большинству населения  страны, снижающую его уровень  жизни, то легитимность государственной  власти становится проблематичной.

Принцип разделения властей  в России, зафиксированный в Конституции, на практике не работает. По-прежнему законодательная  и исполнительная власти стараются  доказать свои приоритеты друг перед  другом. Концепция сдержек и противовесов не реализуется, не отработаны механизмы  сдерживания властей. Авторитет  власти выше авторитета законов, поэтому  действует не сила закона, а сила власти, господствует не власть права, а право власти.

Информация о работе Система государственной власти в современной России