Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:07, контрольная работа
Власть - это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-
нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или
способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.
Введение…………………………………………………………………………...3
Система государственных органов в РФ………………………………………...5
Конституционные основы регионального управления…………………………7
Местное самоуправление………………………………………………………..13
Особенности функционирования государственной власти в современной России……………………………………………………………………….........15
Эффективность государственной власти в современной России…………….19
Ресурсы государственной власти в современной России……………………..21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………
Такая управленческая ситуация в России обусловлена целым рядом объективных и субъективных факторов.
Во-первых, Конституция Российской
Федерации определяет чрезвычайно
широкий круг вопросов, отнесенных
к совместному ведению
Во-вторых, в России сложились общенациональные (или даже транснациональные) финансово-промышленные группы, имеющие свои интересы в регионах и стремящиеся их отстаивать с помощью центральной власти, заручившись поддержкой государственных чиновников. Интересы этих групп сталкиваются в ходе приватизации, развития банковской сферы, проведения экспортно-импортных операций и т.д.
В-третьих, установились особые
отношения того или иного региона
с Москвой, выражающиеся, например,
в наличии представителей регионального
«землячества» в различных
В-четвертых, в ходе выборов
региональных властей центр поддерживает
тех кандидатов, которые наиболее
подходят для проведения сбалансированной
политики общегосударственной
В-пятых, только центр может
выступать арбитром в территориально-отраслевых
или межрегиональных
Формирование органов центральной и местной власти в современной России.
В России существуют три уровня власти, создаваемых независимо друг от друга: центральная (федеральная), региональная (в субъектах Федерации) и местная (муниципальная).
Центральные органы власти, порядок их формирования и организация деятельности находятся в ведении Федерации. По Конституции главой государства является Президент, который избирается гражданами на четыре года посредством всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Законодательным (и представительным)
органом российского
Исполнительным органом Российской Федерации является Правительство. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.
В систему органов судебной власти России входят Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента.
Региональные органы власти устанавливаются субъектами Федерации самостоятельно. Она также разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Общим для всех субъектов Российской Федерации является то, что их законодательные органы государственной власти состоят из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более четырех лет.
Что касается исполнительных органов власти, то ситуация здесь сложная. В республиках отчетливо проявилась тенденция к становлению института президентства. Пока еще нет единообразного варианта решения данной проблемы, но налицо стремление к тому, чтобы президент возглавлял исполнительную власть.
В краях, областях и автономных образованиях главы исполнительной власти также избираются гражданами либо законодательным собранием (думой). Некоторые субъекты Федерации наряду с губернаторами, главами администрации в структуру исполнительной власти включили еще и пост председателя правительства.
3. Местное самоуправление.
Статья 12 Конституции Российской Федерации.
В Российской Федерации признается
и гарантируется местное
Особое место в механизме
управления страной занимает местное
самоуправление. Оно начинается там,
где заканчивается
Органы местного самоуправления отделены от государственной власти. Отсюда разнообразие способов формирования исполнительных и представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с действующим
законодательством главы
Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным округам.
В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осуществление местного самоуправления возможно без образования представительного органа власти, а посредством собраний, сходов и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед населением.
Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредственной демократии — местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сообщества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских). Но любые органы местного самоуправления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуправление оторвано от государства и противостоит ему. Такой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего:
4. Особенности функционирования государственной власти в современной России.
Государственная власть —
это возможность и способность
специализированных органов государства
осуществлять руководство, управление
жизнедеятельностью общества, быть арбитром
в нем, обладать верховенством, суверенитетом
и от имени общества применять
принуждение. Она носит
С момента разрушения жесткой
вертикали государственной
Кризис государственной власти стал перманентным, затяжным. В функциональном плане он выражается в том, что, с одной стороны, федеральные органы государственной власти вмешиваются в сферу компетенции нижестоящих органов власти субъектов Федерации, а с другой — региональные исполнительные власти вмешиваются в деятельность территориальных органов федеральной власти, в дела местного самоуправления. Механизм единогосударственного властвования тем самым разрывается, а точнее, он отсутствует. При отсутствии единой вертикали государственной власти отдельные ее институты занимаются не стратегическими функциями властвования, а тушением «пожаров», «латанием дыр». Утеря единого государственного интереса, отсутствие государственно-властной иерархии, слабость горизонтального поля субъектов государственности ведет к безвластию, неуправляемости процессов общественной жизни. Ее усиливают авторитаризм, криминализм и популистские настроения. Власть становится смешанной, гибридной, в которой лидеру, отдельным корпорациям и бюрократии принадлежит ведущее место. По мнению Г. Дилигенского политический порядок в России есть корпоративно-бюрократическая полиархия.
Важнейшими факторами
функционирования власти и политики
в целом стали конфликт и борьба.
С одной стороны, это вполне естественное
явление политической жизни, которое
развертывается на открытом пространстве,
что позволяет властям
При становлении некоторых элементов демократии — свободы мысли, выборности институтов власти, свободы прессы и других — очевидно, что демократические принципы в России насаждаются «сверху». В результате этого они приобретают характер фрагментарности и формальности, ибо активность «низов» не учитывается, наблюдается их отчуждение от власти. Тем самым основное условие функциональности государственной власти — активность появляющегося гражданского общества — игнорируется.
Отличия государственной власти в России от других стран.
В процессе становления новая государственная власть в России приобретает сложные очертания.
Проблема отличия
Сравнивать власти можно
по разным основаниям: по способам господства
социальных сил в обществе; полномочиям
органов государственной
Российская государственная
власть, структура и полномочия институтов
которой зафиксированы в
Президентская форма правления
характерна для постсоциалистических
республик, но функции Президентов
в них различны, как, впрочем, и
социальная база. Если в европейских
странах реформаторы имеют
Принцип разделения властей
в России, зафиксированный в Конституции,
на практике не работает. По-прежнему законодательная
и исполнительная власти стараются
доказать свои приоритеты друг перед
другом. Концепция сдержек и
Информация о работе Система государственной власти в современной России