Система Государственных органов в Российской Федерации

Автор работы: Евгений Иванов, 02 Июля 2010 в 02:04, курсовая работа

Описание

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

Содержание

Введение ………………………………………………………......….3
Глава 1. Система государственных органов РФ …………………...5
Глава 2. Президентская власть …………………………….………..8
Глава 3. Законодательная власть..………………………………….14
3.1. Федеральное собрание………………………………………...14
3.2. Совет федерации………………………………………………15
3.3. Государственная Дума………………………………………..16
3.4. Законодательный процесс…………………………………….17
Глава 4. Исполнительная власть…….……………………………....19
4.1. Полномочия Правительства РФ……………………………....20
4.2. Законодательные акты Правительства.………………………23
Глава 5. Судебная власть……………………..………………….…..24
Заключение…………………………………………………………....27
Список использованной литературы………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

НОВЫЙ КУРСОВИК.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

    Поэтому в соответствии с Конституцией в  формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное собрание – парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

    В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, т.к. именно эти органы практически  реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной  думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства. Он так же представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч.1ст.128).

    Подобный  порядок формирования федеральных  органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти. С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, он представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка России, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п.«г» ст.83 Конституции). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии.

    На  Президента возложен и ряд полномочий, связанный с деятельностью Парламента (ст.84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и Федеральным законом, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренным Конституцией. Он так же подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает   правом отлагательного вето (ст.107 Конституции).

    Президент вносит законопроекты в Государственную  думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами  о соответствии Конституции РФ предусмотренных  в ст.125 нормативных документов, о  толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

    Наибольший  объем полномочий закреплен за Президентом  в сфере, связанной не только с  формированием, но и с деятельностью  исполнительной власти. Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решение об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

    Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами руководит деятельностью федеральных  органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

    Президент вправе приостановить действие актов  органов исполнительной власти субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам.

    Он  так же назначает на должность и освобождает от нее полномочных представителей в регионах Федерации (Указ от 9 июля 1997г.). Не останавливаясь подробнее на этом вопросе, замечу лишь, что  институт полномочных представителей и Территориальное управление Администрации Президента создают условия для реализации полномочий и функций главы государства в масштабах всей страны, координации деятельности всех звеньев системы государственной власти.

    Как глава государства Президент  РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военных областях, определяет основные направления внешней политики, подписывает международные договоры и т.д. Он также утверждает военную доктрину России, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает и освобождает высшее командование ВС и т.д.

    Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими  из его статуса как главы государства. К ним относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, осуществление помилования, награждение государственными наградами и пр.

    Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения общероссийского референдума (п. «в» ст.84).

    В заключение отмечу, что для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента (ст.83, п. «и»), (Положение об Администрации утверждено Указом от 2 октября 1996г.)  которая по своему правовому статусу является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента.

 

     3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

    3.1.  Федеральное Собрание

    Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Так, в ст.94 Конституции указывается, что Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия. В той же статье Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

    Признание Федерального Собрания законодательной  властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает  полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.1

    Согласно  ст.  95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это – государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом. 

    3.2.  Совет Федерации

    Согласно  ч.2 ст.95 Конституции, в Совет Федерации  входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч.2 ст.96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. А именно, 19 июля 2000 г. был принят федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно ему, в верхнюю палату входит по два представителя от каждого субъекта федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном (представительном) органе субъекта федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совете Федерации.2 Согласно ст. 102 Конституции, к ведению верхней палаты относится утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение на должность и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ.

    Порядок деятельности верхней палаты, ее органов  и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым им 6 февраля 1996г, и решениями Совета Федерации. Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Отметим, что они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

    3.3.  Государственная Дума

    Согласно  Конституции Российской Федерации (ст.95, 96 и 97), государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом  ГД может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Госдумы устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует федеральный закон от 18 мая 2005г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно ст. 103 Конституции, к ведению нижней палаты парламента относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение объявления против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы. Как уже отмечалось ранее, нижняя палата может быть распущена Президентом, в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

    Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы, принятым 22 января 1998г. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы. Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может быть принят вопрос и об открытом голосовании.

    В соответствии со ст.101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами соответствующих палат. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают иные вопросы, относящиеся к ведению палат. 

    3.4. Законодательный процесс

    Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации  являются принимаемые им акты, основные из которых – законы. Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами Федерального собрания и выражает волю народа Российской Федерации. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен для исполнения и является юридической базой всех государственными органами, действующими на территории страны, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.3

    Законы  принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющим собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. В России законодательный процесс состоит из нескольких стадий. Вкратце перечислю их.

    Первая  стадия законодательного процесс – законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий называется правом законодательной инициативы.

    Вторая  стадия законодательного процесса – предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Госдумой, направляется в соответствующий комитет палат, в комиссии, депутатские объединения, Президенту, В Совет Федерации, в Правительство, а также в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

    Третья  стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Госдуме, которое может осуществляться в трех чтениях.

    Четвертая стадия – принятие закона. Совет  Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

    Пятая стадия – рассмотрение и одобрение  федеральных законов Советом Федерации.

    Особая  стадия законодательного процесса –  преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением верхней палатой принятых законов последней. Для этого может быть образована согласительная комиссия.

Информация о работе Система Государственных органов в Российской Федерации