Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
В юридической науке общепризнанно, что право как социальное явление и универсальный регулятор общественных отношений представляет собой сложноорганизованное полиструктурное образование иерархически взаимосвязанных компонентов: отраслей, институтов и правовых норм. Все отрасли права, будучи основными структурообразующими элементами национальной правовой системы и регулируя принципиально различные по своему предметному содержанию общественные отношения, сходны в одном: они являют собой не хаотичный конгломерат, а организованные совокупности юридических норм,
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..…….…3
1 Система конституционного права………………………………………………….. 6
1.1 Понятие системы конституционного права и ее место в системе конституционного права Российской Федерации…………………………………6
1.2 Общие принципы системы конституционного права…………………………9
2 Структура конституционно-правовых институтов и конституционно-правовых норм……………………………………………………………………….. …………..13
2.1 Правовой институт как критерий образования системы конституционного права. Классификация конституционно - правовых институтов …………………13
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников …………………………………….…….22
Волеизъявление народа
Естественное право - право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и иные принадлежащие человеку от рождения права и свободы. В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Эта статья закрепляет принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения. Следует признать и определенное воздействие данного принципа на развитие правотворческой деятельности российского государства. И подтверждением тому являются Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР и Конституция РФ 1993 г.
Приоритет охраны прав и свобод - В Конституции РФ, одним из ее принципиально важных положений является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Если же обратиться к современной России, то, как констатирует Комиссия по правам человека при Президенте РФ, «нарушение не только законов, но и принципов и норм Конституции РФ, регулирующих права человека, - явление распространенное, имеющее тенденцию к расширению. Неуважение к закону, пренебрежение правами и интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию. Положение усугубляется размытостью, неопределенностью, противоречивостью, а то и полным отсутствием юридических правил и процедур, обеспечивающих защиту прав граждан».
Человек должен быть поставлен в
такие юридические и
Разделение властей - по Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать изолированно они тоже не могут.
Независимое правосудие - в Конституции РФ закреплены важные положения: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского
и уголовного судопроизводства. Разделение единой государственной власти на три ветви выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма.
Правовое государство - в ст. 1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Эта норма сформулирована как норма-принцип, которой должны соответствовать другие нормы, как самой Конституции РФ, так и других правовых актов.
Правовое государство – это государство, власть которого ограничена определенными пределами, указанными в законах.
2 Структура конституционно-правовых институтов и конституционно-правовых норм
2.1 Правовой
институт как критерий
Правовой институт - совокупность относительно обособленных норм, регулирующих близкий круг общественных отношений, например, институт выборов в государственном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт преступления в уголовном праве.
Правовые институты объединяют такие совокупности юридических норм, которые обеспечивают цельное самостоятельное регулирование группы отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании, воплощают в своем содержании особую юридическую конструкцию, некоторые общие положения, принципы.
Систему конституционного
права обусловливают
Комплексным конституционно-правовым институтом можно считать институт Федерального Собрания РФ, который включает институты Государственной Думы и Совета Федерации. Но и каждая из палат Парламента может выступать как комплексный конституционно-правовой институт по отношению к таким институтам, как депутат (член Совета Федерации), председатель палаты, комитеты палат.
В один конституционно-правовой институт могут объединяться нормы, обладающие различной юридической силой: в состав института Государственной Думы входят и нормы Конституции РФ и нормы Регламента Государственной Думы.
Одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Так, в ст. 102 Конституции РФ сказано: «К ведению Совета Федерации относятся) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации». Эта норма является составной частью конституционно-правового института Совета Федерации и конституционно-правового института Прокуратуры Российской Федерации.
Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:
1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;
2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;
3) круг источников, содержащих нормы правового института. В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права.
Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородную группу (блок) общественных отношений. Конституционно-правовые институты можно дифференцировать на два вида: многосоставные и односоставные (Приложение Б).
К многосоставным институтам относятся: институты конституционного строя, институт конституционно-правового статуса человека и гражданина; институт федерализма; институт выборов; институт главы государства; институт законодательной власти; институт исполнительной власти; институт судебной власти; институт местного самоуправления.
Простой (односоставный) конституционно-правовой институт – это часть многосоставного. Так, многосоставный институт конституционного строя может быть дифференцирован на такие простые (односоставные), как: институт политических принципов конституционного строя; институт экономических принципов конституционного строя; институт принципов социального строя; институт принципов правовой системы; институт партий и иных общественных организаций; институт референдума. Причем последние два можно характеризовать и как подинституты института политического строя. А многосоставный институт конституционного статуса человека и гражданина включает три простых (односоставных) института: институт гражданства; институт прав и свобод; институт обязанностей. В многосоставном институте законодательной власти различаются: институт парламента, институт законодательного процесса, институт статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
Крупнейшие институты
могут рассматриваться как
Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы – это первооснова для создания системы конституционного права.
Так как главным критерием разделения конституционного права на институты является существование в ее рамках относительно обособленных групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:
Институт основ
1) основные принципы отношений человека и государства;
2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.
Институт основ
2. Институт конституционных основ прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:
1) гражданство;
2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;
3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;
4) гарантии реализации прав и свобод.
3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).
Так в Декларации о государственном суверенитете РСФСР установлено: «Суверенитет РСФСР – естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции»[1].
Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.
Нормы этого института
устанавливают существующие в Российской
Федерации включает три типа субъектов: национально-государственные
(республики), административно-
4. Институт системы органов государственной власти и системы местного самоуправления. Структура института включает следующие части:
1)Президент РФ;
2)Федеральное Собрание Российской Федерации;
3)Правительство РФ;
4)конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;
5)конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
6)конституционно-правовые
основы организации органов
7)избирательная система.
Нормы данного института
закреплены как в Конституции
РФ, так и в иных актах (например,
федеральные конституционные
Местное самоуправление наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Информация о работе Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы