Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание

В юридической науке общепризнанно, что право как социальное явление и универсальный регулятор общественных отношений представляет собой сложноорганизованное полиструктурное образование иерархически взаимосвязанных компонентов: отраслей, институтов и правовых норм. Все отрасли права, будучи основными структурообразующими элементами национальной правовой системы и регулируя принципиально различные по своему предметному содержанию общественные отношения, сходны в одном: они являют собой не хаотичный конгломерат, а организованные совокупности юридических норм,

Содержание

Содержание
Введение ……………………………………………………………………..…….…3
1 Система конституционного права………………………………………………….. 6
1.1 Понятие системы конституционного права и ее место в системе конституционного права Российской Федерации…………………………………6
1.2 Общие принципы системы конституционного права…………………………9
2 Структура конституционно-правовых институтов и конституционно-правовых норм……………………………………………………………………….. …………..13
2.1 Правовой институт как критерий образования системы конституционного права. Классификация конституционно - правовых институтов …………………13
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников …………………………………….…….22

Работа состоит из  1 файл

курсовая по КПРФ.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

 Волеизъявление народа порождает  государственную власть. Государство  как официальный представитель  народа выражает волю своих  граждан, обеспечивает их права  и интересы в полном объеме. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Естественное  право - право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и иные принадлежащие человеку от рождения права и свободы. В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Эта статья закрепляет принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения. Следует признать и определенное воздействие данного принципа на развитие правотворческой деятельности российского государства. И подтверждением тому являются Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР и Конституция РФ 1993 г.

Приоритет охраны прав и свобод - В  Конституции РФ, одним из ее принципиально важных положений является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Если же обратиться к современной России, то, как констатирует Комиссия по правам человека при Президенте РФ, «нарушение не только законов, но и принципов и норм Конституции РФ, регулирующих права человека, - явление распространенное, имеющее тенденцию к расширению. Неуважение к закону, пренебрежение правами и интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию. Положение усугубляется размытостью, неопределенностью, противоречивостью, а то и полным отсутствием юридических правил и процедур, обеспечивающих защиту прав граждан».

Человек должен быть поставлен в  такие юридические и фактические  условия, при которых он может  реализовать свои права. Создание подобных условий зависит, прежде всего, от государственной  власти, на которую Конституцией РФ возложена обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Разделение властей - по Конституции РФ государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать изолированно они тоже не могут.

Независимое правосудие - в Конституции РФ закреплены важные положения: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского

и уголовного судопроизводства. Разделение единой государственной власти на три  ветви выражается, прежде всего, в  осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма.

Правовое государство - в ст. 1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления». Эта норма сформулирована как норма-принцип, которой должны соответствовать другие нормы, как самой Конституции РФ, так и других правовых актов.

Правовое государство  – это государство, власть которого ограничена определенными пределами, указанными в законах.

 

2 Структура конституционно-правовых институтов и конституционно-правовых норм

 

2.1 Правовой  институт как критерий образования  системы конституционного права. Классификация конституционно – правовых институтов

 

Правовой институт - совокупность относительно обособленных норм, регулирующих близкий круг общественных отношений, например, институт выборов в государственном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт преступления в уголовном праве.

Правовые институты  объединяют такие совокупности юридических  норм, которые обеспечивают цельное  самостоятельное регулирование группы отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании, воплощают в своем содержании особую юридическую конструкцию, некоторые общие положения, принципы.

Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи  норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты. Совокупность конституционно-правовых норм, близких по содержанию и целям, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, объединяется в  конституционно-правовые институты. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты. При этом из числа институтов конституционного права России можно выделить комплексные, более широкие институты, которые, в свою очередь, включают несколько более узких конституционно-правовых институтов[12., с. 78].

Комплексным конституционно-правовым институтом можно считать институт Федерального Собрания РФ, который включает институты Государственной Думы и Совета Федерации. Но и каждая из палат Парламента может выступать как комплексный конституционно-правовой институт по отношению к таким институтам, как депутат (член Совета Федерации), председатель палаты, комитеты палат.

В один конституционно-правовой институт могут объединяться нормы, обладающие различной юридической  силой: в состав института Государственной  Думы входят и нормы Конституции  РФ и нормы Регламента Государственной Думы.

Одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Так, в ст. 102 Конституции РФ сказано: «К ведению Совета Федерации относятся) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации». Эта норма является составной частью конституционно-правового института Совета Федерации и конституционно-правового института Прокуратуры Российской Федерации.

Основными критериями выделения  конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института. В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права.

Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородную группу (блок) общественных отношений. Конституционно-правовые институты можно дифференцировать на два вида: многосоставные и односоставные (Приложение Б).

К многосоставным институтам относятся: институты конституционного строя, институт конституционно-правового  статуса человека и гражданина; институт федерализма; институт выборов; институт главы государства; институт законодательной власти; институт исполнительной власти; институт судебной власти; институт местного самоуправления.

Простой (односоставный) конституционно-правовой институт – это часть многосоставного. Так, многосоставный институт конституционного строя может быть дифференцирован на такие простые (односоставные), как: институт политических принципов конституционного строя; институт экономических принципов конституционного строя; институт принципов социального строя; институт принципов правовой системы; институт партий и иных общественных организаций; институт референдума.  Причем последние два можно характеризовать и как подинституты института политического строя. А многосоставный институт конституционного статуса человека и гражданина включает три простых (односоставных) института: институт гражданства; институт прав и свобод; институт обязанностей. В многосоставном институте законодательной власти различаются: институт парламента, институт законодательного процесса, институт статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Крупнейшие институты  могут рассматриваться как подотрасли конституционного права – например, парламентское право.

Первичное и самое  общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы – это первооснова для создания системы конституционного права.

Так как главным критерием  разделения конституционного права  на институты является существование  в ее рамках относительно обособленных групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным  в системе конституционного права, базой для всей отрасли. Нормы данного института занимают первое место в системе конституционного права, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:

1) основные принципы отношений человека и государства;

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт конституционных основ прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).

Так в Декларации о  государственном суверенитете РСФСР  установлено: «Суверенитет РСФСР – естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции»[1].

Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

Нормы этого института  устанавливают существующие в Российской Федерации включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа), в соответствии с которыми строится система органов государства.

4. Институт системы органов государственной власти и системы местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2)Федеральное Собрание Российской Федерации;

3)Правительство РФ;

4)конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5)конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

6)конституционно-правовые  основы организации органов местного  самоуправления в Российской  Федерации;

7)избирательная система.

Нормы данного института  закреплены как в Конституции  РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Правительстве РФ»). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

Местное самоуправление наряду с государственной властью  является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения  о местном самоуправлении, которые  развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Информация о работе Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы