Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
В юридической науке общепризнанно, что право как социальное явление и универсальный регулятор общественных отношений представляет собой сложноорганизованное полиструктурное образование иерархически взаимосвязанных компонентов: отраслей, институтов и правовых норм. Все отрасли права, будучи основными структурообразующими элементами национальной правовой системы и регулируя принципиально различные по своему предметному содержанию общественные отношения, сходны в одном: они являют собой не хаотичный конгломерат, а организованные совокупности юридических норм,
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..…….…3
1 Система конституционного права………………………………………………….. 6
1.1 Понятие системы конституционного права и ее место в системе конституционного права Российской Федерации…………………………………6
1.2 Общие принципы системы конституционного права…………………………9
2 Структура конституционно-правовых институтов и конституционно-правовых норм……………………………………………………………………….. …………..13
2.1 Правовой институт как критерий образования системы конституционного права. Классификация конституционно - правовых институтов …………………13
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников …………………………………….…….22
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[9., с. 20].
5. Институт Конституции. Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве (Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации), непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.
Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуются особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.
Система конституционного права выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов.
Таким образом, критерием
для образования системы
Нормы Конституции РФ,
ведущего источника системы
Система отрасли конституционного права выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые институты, обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов.
Таким образом, критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закреплённых в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти - из тех же источников плюс указы Президента.
Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Её разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. В ходе исторического развития появляются всё новые правовые институты, однако они обязательно имеют в качестве исходной ту или иную конституционную норму. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из ещё более узких институтов. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты. При этом из числа институтов конституционного права России можно выделить комплексные, более широкие институты, которые, в свою очередь, включают несколько более узких конституционно-правовых институтов.
Система конституционного
права объективно обусловлена самим
характером этого права, она разделяет
нормы по институтам, но не устанавливает
непроницаемые перегородки
1 |
Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990 14 июня. № 2.; |
2 |
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.) // СЗ РФ. 2003. 7 июля. № 27 (часть I).; |
3 |
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. 6 октября. № 40.; |
4 |
Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 2003. 17 ноября. № 46 (часть II).; |
5 |
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г.) // СЗ РФ. 2003. 7 июля. № 27 (часть II).; |
6 |
Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. - М., 2007.; |
7 |
Бусленко Н.И. Юридический словарь - справочник. - Ростов на Дону, 2003.; |
8 |
Головистикова А.Н. Конституционное право России. - М., 2006.; |
9 |
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2003.; |
10 |
Конституционное право Российской Федерации: Шпаргалка. - М., 2006.; |
11 |
Корнеева Н.В. Конституционное право России. - М., 2007.; |
12 |
Козлова Е.И. Конституционное право России: Учеб. пос. - 4-е изд. перераб. и доп. - М., 2006.; |
13 |
Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: Учеб. пос. - М., 2006.; |
14 |
Лупандина О.А. Учебно-методическое пособие по курсу «Конституционное право РФ». - Таганрог, 2005.; |
15 |
Мазаев В.Д. Конституционное право РФ: Конспект лекций. - М., 2006.; |
16 |
Некрасов С.И. Конституционное право России: курс лекций. - М., 2007.; |
17 |
Некрасов С.И. Конституционное право РФ: Конспект лекций. - М., 2006.; |
18 |
Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2006. |
Информация о работе Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы