Система прав и свобод личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
дать понятие обществу, личности и государству;
рассмотреть правовой статус личности;
изложить, что является фактическим положением человека;
описать систему прав и свобод личности;
раскрыть вида прав и свобод

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА. ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА
Понятие общества, личности и государства 5
Государство и правовой статус личности 7
Правовой статус и фактическое положение человека 10
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ
Понятие системы прав и свобод личности 17
Виды прав и свобод 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 27

Работа состоит из  1 файл

личность и государство.docx

— 40.05 Кб (Скачать документ)

Правовой  статус и фактическое положение  человека

Правовой статус, будучи составной частью системы  права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. С помощью правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в  юридической форме существующую реальность. И в этом нет никакой  общественной потребности. Государство  может лишь воздействовать и неизбежно  воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Это воздействие может  привести, и приводит к прогнозируемым социальным результатам. При этом государство  способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими объективными и субъективными  факторами общественной жизни. Поэтому  было бы неверным утверждение, что государство  дарует права и свободы, поскольку  быть или не быть тем или иным из них, в конечном счете, зависит  не только от государства. В то же время  государство является одним из безусловных  факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Причем роль государства  в системе факторов, формирующих  положение человека в обществе, практически  всегда очень высока, а в зависимости  от конкретно-исторических условий  может быть и решающей.

Определяя правовое положение человека, государство  необходимо считается с тем, что  правотворчеству и закону, как  его результату, предшествуют возникающие  в самой жизни тенденции и  потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываться на реальности, так  или иначе учитывать потребности  и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести  в себе единство должного и возможного.

Сам же эффект правового  воздействия может выражаться в  расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение  потенциальной возможности в  действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом  возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в  процессе их опосредования многочисленными  субъективными факторами общественного  развития, и в том числе государством. Истории известны многочисленные примеры  того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся  в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития - от религии и морали до государства  и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение  десятилетий лишить политической, экономической  и духовной свободы миллионы людей  даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко  объясняется именно особенностями  религиозной, духовной жизни. Во всех странах  объективные возможности прямо  или косвенно опосредуются государством. Например, право на свободу объединения  ограничивается, а физическая и экономическая  свобода практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших  серьезные нарушения действующего законодательства.

Правовой статус по отношению к фактическим возможностям и обязанностям личности, обусловленным  обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия  или их юридической копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим общественным положением людей. Социальный статус, конечно, является первопричиной возникновения и  существования правового статуса. Однако любое взаимодействие характеризуется  взаимными изменениями взаимодействующих  сторон, правовой статус при определенных условиях оказывает собственное  воздействие на общественные отношения, в большей или меньшей степени  корректируя их.

С точки зрения потребностей и интересов индивида в практически-функциональном плане  правовой статус следует понимать как  систему гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающей в качестве суммы  юридических возможностей, условий  для удовлетворения тех или иных притязаний личности, и, следовательно. Выполняющих роль юридического, специфического средства для удовлетворения этих притязаний.

Поэтому содержание собственно правового статуса, изменение  и развитие его формулировок - это  относительно самостоятельная и  в большинстве случаев очень  важная проблема. Ведь качество, характер и специфика этих положений - особенно с учетом придаваемого многими общественными, политическими и государственными системами приоритетного и исключительного  значения основным правам и свободам индивида, составляющим практически  всегда сердцевину его юридического статуса - способны во многом предопределять характер фактического положения человека в обществе, могут иметь важные практические последствия в процессе удовлетворения индивидами своих материальных и духовных потребностей и интересов.

При этом следует  иметь в виду и то, что хотя бы минимальное внешнее, номинальное  и фактическое несоответствие (в  той или иной степени) между юридическим  и объективным социальным положением людей является своего рода необходимостью и закономерностью существования  и развития правового статуса. Поскольку  по гносеологическим и субъективно-ценностным причинам любой субъект правотворчества, любой законодатель в принципе не может действительно адекватно  отразить фактическое положение  индивидов в правовых нормах - тем  более, что такая задача перед  ним в качестве основной никогда  не стоит и не ставится, а общественная жизнь несоизмеримо богаче и сложнее  возможностей правовой формы и юридической  техники. В то же время - и это надо особо отметить - в демократических, социальных государственно-правовых системах они имеют постоянную тенденцию  к внешнему совпадению, фактическому соответствию, органической логической взаимосвязи. В чисто техническом, практически-прикладном отношении  правовой статус неизбежно должен несколько  «опережать» фактическое социальное положение индивидов не только на момент своего возникновения, но и на относительно длительный период после  своего появления. И не только по той  причине, что общественная жизнь  уже завтра может «перерасти»  в свои юридические формы и  требуется некоторый «запас»  юридического пространства на будущее (а ежедневный их пересмотр и изменение - дело сложное и ненужное), но главным  образом потому, что в социальной жизни существуют противоречивые, различные  тенденции. Ее динамизм отнюдь не всегда означает прогрессивное развитие и  движение по восходящей линии в соответствии с наиболее справедливыми, гуманными  и т. п. ориентирами. Регрессивные процессы и тенденции обычно дают о себе знать. Они, естественно, в первую очередь, сказываются на фактическом положении  индивидов. В этих случаях правовой статус личности, оставаясь с юридической  точки зрения неизменным, может в  известном смысле «подтягивать до своего уровня» социальное положение людей.

В этом смысле значение правового статуса личности, и, прежде всего в свете формирования социального  правового государства, действительно  должно быть велико. Тем более, что  отрицательные с точки зрения интересов большинства граждан  процессы могут быть связаны и  собственно с деятельностью государства, государственного аппарата, - которая, однако, может и должна быть в  той или иной степени скорректирована, «исправлена» в том числе и  правовым статусом, его требованиями - возможно, с опорой на общественное мнение, а в случае необходимости - и на относительно независимую  и самостоятельную судебную власть.

Характерной чертой правового статуса, в основе которого лежат конституционные права, свободы  и обязанности граждан, является его относительная стабильность, неизменность. Именно это качество правового статуса в сопоставлении  с несравнимо более динамичной и  изменчивой общественной жизнью позволяет  ему играть немаловажную роль, особенно в тех случаях, когда в обществе происходят отрицательные, регрессивные процессы. Правовой статус, оставаясь  неизменным и олицетворяя собой  определенный уровень общественного  развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности  должны быть обеспечены государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода. Например, в 1992 году инфляция и общее  ухудшение экономического положения  России привели к тому, что размеры  выплачиваемых пенсий и пособий  нетрудоспособным гражданам оказались  крайне малы. Требования же части второй ст. 56 Конституции России 1978 года (в  редакции 1992 г.), в соответствии с  которой пенсии и пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума, вынуждали государство  неоднократно определять и пересматривать содержание понятия «прожиточный минимум», изыскивать необходимые средства для  достижения максимально возможного соответствия размера пенсий и пособий  прожиточному минимуму.

Заканчивая данный вопрос, следует отметить, что ответственность  государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся: 1) ответственность правительства  перед представительными органами власти; 2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность  должностных лиц за нарушение  прав и свобод граждан; 3) процедура  импичмента и др.

Сделаем краткие  выводы по рассматриваемой главе. В  государственно-организованном обществе в системе факторов определяющих положение человека, именно государству  принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено  его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Характер взаимоотношений  государства и личности является важнейшим показателем состояния  общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное  общество и современного человека без  изучения многообразных отношений  людей с государством.

Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод. Честь и достоинство  человека - главная обязанность государственной  власти. Поэтому особое значение имеют  правовые нормы, посвященные человеку и гражданину, устанавливающие его  правовое положение.

Права и обязанности  людей закрепляются многими отраслями  права, но особое значение в закреплении  положения человека в обществе имеет  конституционное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и  гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового  положения человека, основные права  и свободы, конституционные обязанности. Это важнейшие элементы правового  положения человека. Его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения  человека в обществе, имеют жизненно важное значение.

Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени  определяется личностным отношением к  ним их носителей. От субъекта права  требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу  объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагает проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

2.1 Понятие системы прав и свобод  личности

Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о  том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таковых, безусловно, объективных и общепризнанных права и свобод человека не существует. Реальностью является лишь представления, суждения, взгляды, теории о том, что  такое права человека, а также  основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды  и нормы опосредуют, воздействуют на складывающиеся и развивающиеся  в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей. В этом смысле права человека изначально возникают, существуют, развиваются  лишь в качестве важнейшего элемента правосознания и сознания в целом  различных социальных субъектов, стремящихся  придать своим представлениям значение правильного, правового, правдивого, справедливого  и соответственно этому проявляющихся  практически во всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в культуре в целом.

Поэтому фактически существующие и возникающие социальные возможности людей признаются, трактуются в качестве тех или иных прав человека только в значении «должного» и главным  образом - в противовес объективно возможным  и объективно существующим иным представлениям, интерпретациям, предпочтениям. Ибо  без этого определенного противопоставления, без необходимости истолкования социальных возможностей и обязанностей с позиции должного, справедливого  и т. д., без некоторого минимума противоречия, антиномии - вопрос о правах человека утратил бы самостоятельную социальную значимость, а точнее, в исторической ретроспективе никогда бы ее не приобрел. И, строго говоря, только при этих условиях возможны были как появление самой  идеи прав человека, понятия «права человека», так и сохранение, и  повышение актуальности их истолкования в дальнейшем.

В тоже время многообразие подходов к правам человека и праву  не умаляет возможности и необходимости  выработки и признания определенного  минимума общечеловеческих, общедемократических  требований к правовому и социальному  положению человеческой личности. Его  реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в  качестве основных прав и свобод человека, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.

При этом во всех случаях  все-таки следует помнить о том, что это действительно лишь часть  прав и свобод человека, и проблема прав человека не может быть сведена  только к обеспечению наличия  указанного минимума. Ведь за «рамками»  остается множество других, часто  не менее важных для людей прав и свобод, а роль и значение тех  или иных из них могут резко  возрастать в зависимости от развития конкретно-исторической ситуации в  стране, и, соответственно, они, по существу, могут приобретать значение основных прав и свобод. Не менее важно  иметь в виду и то, что этот минимум как бы универсальных  ценностей в полном объеме признают далеко не все государства мира и  тем более не все обеспечивают их фактическое наличие и реализацию.

Наиболее оформленное  и концентрированное выражение  правопонимание находит в конституционном  и текущем законодательстве государства[ Теория государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987.].

Впервые формальное, законодательное выражение представления  о правах человека получили в 1776 году в Конституции американского  штата Вирджиния, а затем в  Билле о правах 1791 г., который представлял  собой десять поправок в Конституции  США 1781 г. В 1789 году во Франции была принята  Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделение  в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые  как естественные, неотчуждаемые  и зависимые от государства; и  права гражданина, которые установлены  государственной властью, людьми. Такому различению придавалось особое нравственное, идеологическое, а также юридическое  значение, имеющее важные последствия. Любой человек провозглашался в  качестве обладателя некоторого минимума наиболее важных для него прав и  свобод независимо от своей государственной, национальной, религиозной и т. п. принадлежности. Основной смысл такой  постановки вопроса состоял в  том, чтобы государство признало права человека в качестве высшей ценности, ни при каких обстоятельствах  не посягало на них, безусловно, обеспечивало бы их практическую реализацию - главным  образом за счет собственного невмешательства, ограничения своей активности по отношению к автономии, свободе  индивида, как бы очередной, огражденной  указанными правами.

Информация о работе Система прав и свобод личности