Правовой
статус и фактическое положение
человека
Правовой статус,
будучи составной частью системы
права, выступает в качестве относительно
самостоятельного регулятора общественных
отношений. С помощью правовых установлений
государство не стремится просто
продублировать, воспроизвести в
юридической форме существующую
реальность. И в этом нет никакой
общественной потребности. Государство
может лишь воздействовать и неизбежно
воздействует на социальные процессы,
в том числе посредством правовых
установлений. Это воздействие может
привести, и приводит к прогнозируемым
социальным результатам. При этом государство
способно создавать те или иные общественные
последствия лишь в определенных
пределах и, главное, не само по себе, не
произвольно, а только во взаимодействии
с другими объективными и субъективными
факторами общественной жизни. Поэтому
было бы неверным утверждение, что государство
дарует права и свободы, поскольку
быть или не быть тем или иным
из них, в конечном счете, зависит
не только от государства. В то же время
государство является одним из безусловных
факторов, определяющих практическое
наличие и реализацию прав и свобод
человека. Причем роль государства
в системе факторов, формирующих
положение человека в обществе, практически
всегда очень высока, а в зависимости
от конкретно-исторических условий
может быть и решающей.
Определяя правовое
положение человека, государство
необходимо считается с тем, что
правотворчеству и закону, как
его результату, предшествуют возникающие
в самой жизни тенденции и
потребности правового регулирования.
Для того чтобы быть эффективными,
действенными, стабильными, правовые установления
должны основываться на реальности, так
или иначе учитывать потребности
и закономерности социально-экономического
и духовного развития общества, нести
в себе единство должного и возможного.
Сам же эффект правового
воздействия может выражаться в
расширении, ограничении, предоставлении
или ликвидации социальных возможностей
и обязанностей для конкретных лиц.
В отличие от природы, где превращение
потенциальной возможности в
действительность происходит стихийно,
в обществе превращение возможного
в действительное происходит не стихийно
и не автоматически. Потенциальные,
объективно обусловленные обществом
возможности становятся наличными,
фактическими возможностями лишь в
процессе их опосредования многочисленными
субъективными факторами общественного
развития, и в том числе государством.
Истории известны многочисленные примеры
того, когда даже самые элементарные,
реальные возможности, сложившиеся
в обществе, оставались нереализованными
именно в силу влияния субъективных
факторов общественного развития -
от религии и морали до государства
и политической системы. Например, диктаторские,
тоталитарные государственно-правовые
режимы оказались способны в течение
десятилетий лишить политической, экономической
и духовной свободы миллионы людей
даже в развитых странах. А отсутствие
некоторых политических прав у женщин
во многих исламских государствах легко
объясняется именно особенностями
религиозной, духовной жизни. Во всех странах
объективные возможности прямо
или косвенно опосредуются государством.
Например, право на свободу объединения
ограничивается, а физическая и экономическая
свобода практически упраздняются
государством в отношении лиц, допустивших
серьезные нарушения действующего
законодательства.
Правовой статус
по отношению к фактическим возможностям
и обязанностям личности, обусловленным
обществом в целом, не может быть
рассмотрен в качестве следствия
или их юридической копии. Правовой
статус находится во взаимодействии
с фактическим общественным положением
людей. Социальный статус, конечно, является
первопричиной возникновения и
существования правового статуса.
Однако любое взаимодействие характеризуется
взаимными изменениями взаимодействующих
сторон, правовой статус при определенных
условиях оказывает собственное
воздействие на общественные отношения,
в большей или меньшей степени
корректируя их.
С точки зрения
потребностей и интересов индивида
в практически-функциональном плане
правовой статус следует понимать как
систему гарантируемых государством
прав, свобод и обязанностей личности,
выступающей в качестве суммы
юридических возможностей, условий
для удовлетворения тех или иных
притязаний личности, и, следовательно.
Выполняющих роль юридического, специфического
средства для удовлетворения этих притязаний.
Поэтому содержание
собственно правового статуса, изменение
и развитие его формулировок - это
относительно самостоятельная и
в большинстве случаев очень
важная проблема. Ведь качество, характер
и специфика этих положений - особенно
с учетом придаваемого многими общественными,
политическими и государственными
системами приоритетного и исключительного
значения основным правам и свободам
индивида, составляющим практически
всегда сердцевину его юридического
статуса - способны во многом предопределять
характер фактического положения человека
в обществе, могут иметь важные
практические последствия в процессе
удовлетворения индивидами своих материальных
и духовных потребностей и интересов.
При этом следует
иметь в виду и то, что хотя
бы минимальное внешнее, номинальное
и фактическое несоответствие (в
той или иной степени) между юридическим
и объективным социальным положением
людей является своего рода необходимостью
и закономерностью существования
и развития правового статуса. Поскольку
по гносеологическим и субъективно-ценностным
причинам любой субъект правотворчества,
любой законодатель в принципе не
может действительно адекватно
отразить фактическое положение
индивидов в правовых нормах - тем
более, что такая задача перед
ним в качестве основной никогда
не стоит и не ставится, а общественная
жизнь несоизмеримо богаче и сложнее
возможностей правовой формы и юридической
техники. В то же время - и это надо
особо отметить - в демократических,
социальных государственно-правовых системах
они имеют постоянную тенденцию
к внешнему совпадению, фактическому
соответствию, органической логической
взаимосвязи. В чисто техническом,
практически-прикладном отношении
правовой статус неизбежно должен несколько
«опережать» фактическое социальное
положение индивидов не только на
момент своего возникновения, но и на
относительно длительный период после
своего появления. И не только по той
причине, что общественная жизнь
уже завтра может «перерасти»
в свои юридические формы и
требуется некоторый «запас»
юридического пространства на будущее
(а ежедневный их пересмотр и изменение
- дело сложное и ненужное), но главным
образом потому, что в социальной
жизни существуют противоречивые, различные
тенденции. Ее динамизм отнюдь не всегда
означает прогрессивное развитие и
движение по восходящей линии в соответствии
с наиболее справедливыми, гуманными
и т. п. ориентирами. Регрессивные процессы
и тенденции обычно дают о себе
знать. Они, естественно, в первую очередь,
сказываются на фактическом положении
индивидов. В этих случаях правовой
статус личности, оставаясь с юридической
точки зрения неизменным, может в
известном смысле «подтягивать до своего
уровня» социальное положение людей.
В этом смысле значение
правового статуса личности, и, прежде
всего в свете формирования социального
правового государства, действительно
должно быть велико. Тем более, что
отрицательные с точки зрения
интересов большинства граждан
процессы могут быть связаны и
собственно с деятельностью государства,
государственного аппарата, - которая,
однако, может и должна быть в
той или иной степени скорректирована,
«исправлена» в том числе и
правовым статусом, его требованиями
- возможно, с опорой на общественное
мнение, а в случае необходимости
- и на относительно независимую
и самостоятельную судебную власть.
Характерной чертой
правового статуса, в основе которого
лежат конституционные права, свободы
и обязанности граждан, является
его относительная стабильность,
неизменность. Именно это качество
правового статуса в сопоставлении
с несравнимо более динамичной и
изменчивой общественной жизнью позволяет
ему играть немаловажную роль, особенно
в тех случаях, когда в обществе
происходят отрицательные, регрессивные
процессы. Правовой статус, оставаясь
неизменным и олицетворяя собой
определенный уровень общественного
развития, может препятствовать развитию
негативных тенденций в социальном
положении людей. Ведь составляющие
его права, свободы и обязанности
должны быть обеспечены государством
вне зависимости от особенностей
переживаемого страной периода.
Например, в 1992 году инфляция и общее
ухудшение экономического положения
России привели к тому, что размеры
выплачиваемых пенсий и пособий
нетрудоспособным гражданам оказались
крайне малы. Требования же части второй
ст. 56 Конституции России 1978 года (в
редакции 1992 г.), в соответствии с
которой пенсии и пособия должны
обеспечивать уровень жизни не ниже
установленного законом прожиточного
минимума, вынуждали государство
неоднократно определять и пересматривать
содержание понятия «прожиточный минимум»,
изыскивать необходимые средства для
достижения максимально возможного
соответствия размера пенсий и пособий
прожиточному минимуму.
Заканчивая данный
вопрос, следует отметить, что ответственность
государства перед гражданами обеспечивается
системой гарантий, к которым относятся:
1) ответственность правительства
перед представительными органами
власти; 2) дисциплинарная, гражданско-правовая
и уголовная ответственность
должностных лиц за нарушение
прав и свобод граждан; 3) процедура
импичмента и др.
Сделаем краткие
выводы по рассматриваемой главе. В
государственно-организованном обществе
в системе факторов определяющих
положение человека, именно государству
принадлежит исключительно важная
роль. Значение государства обусловлено
его относительной независимостью
и значительной самостоятельностью
по отношению к человеку и обществу,
теми рычагами воздействия на общественные
отношения, которыми оно монопольно
располагает.
Характер взаимоотношений
государства и личности является
важнейшим показателем состояния
общества в целом, целей и перспектив
его развития. Невозможно понять современное
общество и современного человека без
изучения многообразных отношений
людей с государством.
Государство должно
исходить из приоритета прав человека.
Признание, соблюдение и защита прав
и свобод. Честь и достоинство
человека - главная обязанность государственной
власти. Поэтому особое значение имеют
правовые нормы, посвященные человеку
и гражданину, устанавливающие его
правовое положение.
Права и обязанности
людей закрепляются многими отраслями
права, но особое значение в закреплении
положения человека в обществе имеет
конституционное право, прежде всего,
Конституция, устанавливающая основы
правового статуса человека и
гражданина. Они включают: гражданство,
конституционные принципы правового
положения человека, основные права
и свободы, конституционные обязанности.
Это важнейшие элементы правового
положения человека. Его ядро. Основы
правового статуса играют решающую
роль в определении положения
человека в обществе, имеют жизненно
важное значение.
Важной особенностью
прав, свобод, законных интересов личности
является то, что характер их воплощения
в жизнь в огромной степени
определяется личностным отношением к
ним их носителей. От субъекта права
требуется проявление хотя бы минимума
активности, а нередко и настойчивости.
В частности, такие политические
права граждан, как право на свободу
объединения, право на проведение митингов,
демонстраций, предполагает проявление
значительной активности и организованности
субъектов этих прав.
ГЛАВА
2. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ
2.1
Понятие системы прав и свобод
личности
Сам факт многообразия
правопонимания свидетельствует о
том, что с точки зрения содержания
в «чистом виде», как таковых,
безусловно, объективных и общепризнанных
права и свобод человека не существует.
Реальностью является лишь представления,
суждения, взгляды, теории о том, что
такое права человека, а также
основанные на них политические, юридические,
моральные и иные нормы. Взгляды
и нормы опосредуют, воздействуют
на складывающиеся и развивающиеся
в обществе материальные и духовные
возможности и обязанности людей.
В этом смысле права человека изначально
возникают, существуют, развиваются
лишь в качестве важнейшего элемента
правосознания и сознания в целом
различных социальных субъектов, стремящихся
придать своим представлениям значение
правильного, правового, правдивого, справедливого
и соответственно этому проявляющихся
практически во всех нормативно-регулятивных
системах, а также в идеологии,
философии, науке, в культуре в целом.
Поэтому фактически
существующие и возникающие социальные
возможности людей признаются, трактуются
в качестве тех или иных прав человека
только в значении «должного» и главным
образом - в противовес объективно возможным
и объективно существующим иным представлениям,
интерпретациям, предпочтениям. Ибо
без этого определенного противопоставления,
без необходимости истолкования
социальных возможностей и обязанностей
с позиции должного, справедливого
и т. д., без некоторого минимума противоречия,
антиномии - вопрос о правах человека
утратил бы самостоятельную социальную
значимость, а точнее, в исторической
ретроспективе никогда бы ее не приобрел.
И, строго говоря, только при этих условиях
возможны были как появление самой
идеи прав человека, понятия «права
человека», так и сохранение, и
повышение актуальности их истолкования
в дальнейшем.
В тоже время многообразие
подходов к правам человека и праву
не умаляет возможности и необходимости
выработки и признания определенного
минимума общечеловеческих, общедемократических
требований к правовому и социальному
положению человеческой личности. Его
реализация должна быть обеспечена всегда
и везде, вне зависимости от социально-политических,
экономических, культурных и иных особенностей
конкретной страны. Этот минимум, в
качестве основных прав и свобод человека,
должен и может быть начальной точкой
отсчета суммарного возрастания добровольно
признанных всем мировым сообществом
непререкаемых ценностей.
При этом во всех случаях
все-таки следует помнить о том,
что это действительно лишь часть
прав и свобод человека, и проблема
прав человека не может быть сведена
только к обеспечению наличия
указанного минимума. Ведь за «рамками»
остается множество других, часто
не менее важных для людей прав
и свобод, а роль и значение тех
или иных из них могут резко
возрастать в зависимости от развития
конкретно-исторической ситуации в
стране, и, соответственно, они, по существу,
могут приобретать значение основных
прав и свобод. Не менее важно
иметь в виду и то, что этот
минимум как бы универсальных
ценностей в полном объеме признают
далеко не все государства мира и
тем более не все обеспечивают
их фактическое наличие и реализацию.
Наиболее оформленное
и концентрированное выражение
правопонимание находит в конституционном
и текущем законодательстве государства[
Теория государства и права / отв.
ред. М.Н. Марченко. М., 1987.].
Впервые формальное,
законодательное выражение представления
о правах человека получили в 1776 году
в Конституции американского
штата Вирджиния, а затем в
Билле о правах 1791 г., который представлял
собой десять поправок в Конституции
США 1781 г. В 1789 году во Франции была принята
Декларация прав человека и гражданина,
оказавшая огромное влияние на политическое,
правовое и духовное развитие многих
стран мира. Важной особенностью этих
документов является подразделение
в них прав, принадлежащих человеку,
на две категории: права человека
в собственном смысле слова, присущие
ему от рождения, рассматриваемые
как естественные, неотчуждаемые
и зависимые от государства; и
права гражданина, которые установлены
государственной властью, людьми. Такому
различению придавалось особое нравственное,
идеологическое, а также юридическое
значение, имеющее важные последствия.
Любой человек провозглашался в
качестве обладателя некоторого минимума
наиболее важных для него прав и
свобод независимо от своей государственной,
национальной, религиозной и т. п.
принадлежности. Основной смысл такой
постановки вопроса состоял в
том, чтобы государство признало
права человека в качестве высшей
ценности, ни при каких обстоятельствах
не посягало на них, безусловно, обеспечивало
бы их практическую реализацию - главным
образом за счет собственного невмешательства,
ограничения своей активности по
отношению к автономии, свободе
индивида, как бы очередной, огражденной
указанными правами.