Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 02:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: - изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними. Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:
Изучить понятие «системы права», ее сущность как правового явления и структурную организацию.
Элементы структуры системы права
Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.
Сравнить две системы: систему права и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.

Содержание

Введение 3
Глава I. Система права. 5
1.1. Понятие системы права. 5
1.2. Элементы структуры системы права. 7
1.3. Основные отрасли системы права. 9
Глава II. Система законодательства 15
2.1. Понятие системы законодательства. 15
2.2. Соотношение системы права и системы законодательства. 18
Заключение. 27
Список литературы. 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая Система права.docx

— 57.98 Кб (Скачать документ)

Жилищное право – система  правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи  с пользованием жилыми помещениями  в домах муниципальной собственности  и т.д.

Уголовное право является комплексом норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение  является неправомерным и преступным, какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятия преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и др.

Уголовно-исполнительное право  регламентирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания  и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли  устанавливают порядок отбытия  осужденным назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Финансовое право –  система норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи  с накоплением денежных и финансовых ресурсов во всех сферах деятельности государства и распоряжения ими.

Банковское право возникло из финансового в начале 1990-х гг. Банковское право - межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи  с деятельностью банков коммерческих и Центрального банка Российской Федерации. В состав данного вида права входят как нормы гражданского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями  и их клиентурой), так и финансового  права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус ЦБ РФ, регулирующие отношения между  последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и  других кредитных организаций как  особых финансовых институтов). В этой связи нельзя считать его только подотраслью финансового права.

Гражданское право - это наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные  имущественные и связанные с  ними неимущественные отношения. Нормы  гражданского права закрепляют и  охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности  сторон в имущественных отношениях, регламентируют, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т.д. гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие  в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Эти  нормы определяют цели, задачи, права  и обязанности суда при осуществлении  правосудия; закрепляют правовое положение  участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования  судебного решения.

Семейное право  - отрасль  права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают  условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности  супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

Уголовное право является комплексом норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение  является неправомерным и преступным, какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права  определяют понятия преступления; устанавливают  круг преступлений, виды и размеры  наказания за преступное поведение  и др.

Уголовно-исполнительное право  регламентирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания  и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли  устанавливают порядок отбытия  осужденным назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Уголовно-процессуальное  право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным  делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

Отдельно нужно сказать про международное право (система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества в различных сферах деятельности), которое занимает особое место в системе права. Центральное место в Конституции РФ, которая затрагивает международное право, является ч. 4 ст. 15, в соответствии с которой, частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Включение норм международного права в правовую систему РФ является отправной точкой новой, прогрессивной правовой мысли во многих сферах жизнедеятельности страны. В российской Конституции отражена идея, которая характерна для многих Конституций государств, а именно принцип: «Международное право — часть права страны». В российской международно-юридической литературе неоднократно отмечалось, что включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в ее правовую систему является историческим шагом. В целом и в зарубежной юридической науке позитивно отнеслись к этому историческому факту. Многие отрасли российского права связаны с международным правом. Таковы основные отрасли, входящие в состав системы права.

 

 

 

 

 

         

Глава II. Система  законодательства

2.1. Понятие системы  законодательства.

 В теории права под  системой законодательства принято  понимать совокупность нормативных   правовых актов различной юридической  силы, которые исходя из необходимости  решения стоящих перед государством  задач обладают согласованностью  действий и внутренним единством2.

Словари понятие законодательство трактуют по-разному:

  1. «общность и дух всех постановлений, законов страны»3;
  2. «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве»4;
  3. «совокупность законов»5.

Различные толкования понятия  «законодательства» имеют и конституции  различных стран. Например, в 7 гл. Конституции  ФРГ говорится о том, что под  законодательством следует понимать совокупность нормативных актов, принимаемых  органами власти6.

Таким образом, система законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов  в единственную, целостную, согласованную  систему. Под законодательством  в «широком смысле» понимают совокупность законов и подзаконных актов, это внешняя форма объективного права. Законодательство по уровню юридической  силы делится на законы, нормативные  указы государства и другие. А  по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов.7

Широкое понимание термина  «законодательство» - это то, что  более жизненно и реально применяется  на практике.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового  регулирования - фактическими общественными  отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы  права (конституционное право конституционное  законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское, процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов  государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит  Конституция, далее идут законы, указы  Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов  власти, локальные нормативные акты.

  • Федеральное законодательство (конституция РФ, нормативные правовые акты федеральных органов гос. органов, международные договоры).
  • Законодательство субъектов РФ (уставы субъектов РФ, и иные правовые акты органов власти субъектов РФ.

Федеральное законодательство совместно с законодательством  субъектов РФ составляют законодательство РФ.

Система законодательства, как и система права, носит  объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства – системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Особенности формирования законодательства России заключается в том, что  оно создается на базе ранее принятых концепций, отражающих роль и место  РФ в мировом сообществе, а также  собственный и международный  опыт в этой сфере.

Нормы законодательства с  учетом системной взаимозависимости  отражают разные уровни внутрисистемных  связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт,  оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в  какую внешнюю форму он облачен  – закона или какого-либо подзаконного акта.

Система актов  - это система  иерархическая, в основе этой системы  лежит Конституция государства. Система законодательства постоянно  развивается,  при этом оно должно оставаться внутренне согласованным  и логичным. Это достигается с  помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:

  • Кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;
  • Инкорпорация – объединение нормативных актов  определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)
  • Консолидация – объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.

Система законодательства Российской Федерации на данном этапе имеет  и ряд слабых сторон. К таким  сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных  правовых актов8.

 

 

 

 

 

 

2.2. Соотношение  системы права и системы законодательства

    Опыт исторического развития самых разнообразных государств от далекого прошлого до современности с убедительностью свидетельствует, что законодательство любого государства всегда нуждалось в известном упорядочении – приведении разрозненных норм в определенную систему. Однородные по своему предмету, но принятые разрозненно правовые нормы постепенно с учетом их значения объединялись в систематизированные законодательные акты, например, в так называемые варварские правды (Салическая правда, Польская правда), судебники, кодексы законов.

В истории нашего отечества периодов Киевской и Московской Руси известны самостоятельные примеры  систематизации законодательства, на основе складывающихся древнеславянских обычаев и влияния византийского  права и православной культуры. Начало было положено Русской Правдой Ярослава Мудрого (1016 г.), судными грамотами  Новгорода и Пскова и т.д. В  период Московского государства  выдающимся памятником кодификации  законодательства стало Соборное уложение 1649 г.

В советском государстве  с начала 20-х годов возникла система  кодексов и союзных основ главных  отраслей законодательства. В 80-х годах  было осуществлено издание Свода  законов СССР и свода законов  союзных республик.

С учетом исторического опыта  отечественного права и законодательства в советской правовой науке сложилось  научное направление исследования системы права и законодательства, которое в настоящее время  используется в науке права и  современной России.

Право как обязательные и  защищаемые государством нормы поведения  складывается в единую упорядоченную  систему (общую отраслевую или институционную) не стихийно, а путем их обобщения  на рациональной основе, с обязательным участием сознания людей. Без такого рационального, прежде всего научного, обобщения возникают преимущественно разрозненные нормы и акты, использование которых на практике становится с течением времени все более затруднительным, а, в конце концов, и невозможным. Сама же система права и правовых отношений познается юридической наукой и практикой путем анализа действующих правовых норм и правовых отношений, их оценки и классификации, выведения общих принципов и норм, группировки их в однородные институты. Таким логическим путем упрощается и упорядочивается реальное содержание права и правоотношений на основе объективно сложившихся исторических условий и потребностей развития общества и государства, которые всегда остаются объективным фактором формирования права и законодательства. «Система норм права и актов законодательства как главной формы их выражения возникает в виде субъективного и адекватного отражения общественных условий каждой отдельной страны, реального уровня из развития, воплощаемого в культуре народа, в том числе его нравственной, религиозной и правовой культуре. В устройстве и правотворчестве государства»

Информация о работе Система права и система законодательства