Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 02:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: - изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними. Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:
Изучить понятие «системы права», ее сущность как правового явления и структурную организацию.
Элементы структуры системы права
Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.
Сравнить две системы: систему права и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.

Содержание

Введение 3
Глава I. Система права. 5
1.1. Понятие системы права. 5
1.2. Элементы структуры системы права. 7
1.3. Основные отрасли системы права. 9
Глава II. Система законодательства 15
2.1. Понятие системы законодательства. 15
2.2. Соотношение системы права и системы законодательства. 18
Заключение. 27
Список литературы. 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая Система права.docx

— 57.98 Кб (Скачать документ)

Таким образом, система права  и система законодательства - тесно  взаимосвязанные самостоятельные  категории, представляющие два аспекта  одной и той же сущности - права. Такое соотношение системы права  и системы законодательства высказывается  большинством юристов-теоретиков.

Так, по мнению С. С. Алексеева, они соотносятся между собой, как форма и содержание .

Система права, по его содержанию – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Таким образом, выявляется следующая  зависимость: право не существует вне  законодательства, а законодательство в широком его понимании и  есть право.

Структура права носит  объективный характер и обусловлена  экономическим базисом общества. Обновление системы права связано, прежде всего, с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению  новых правовых институтов и отраслей. Но там, где невозможно создать общие  положения, отражающие единые принципы и методы регулирования для всех норм, нельзя говорить о каких-либо преобразованиях в системе права. Вместе с тем структура системы  права не может быть раскрыта с  достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права - системой законодательства.

«Законодательство - форма  существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации  и объединения в конкретные правовые акты». Но система законодательства - не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности  ее структурных компонентов. Взаимосвязь  между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых  являются предмет регулирования  и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при  условии, если оно отражает особенности  содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно  только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Важно отметить, что система  права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются  существенные различия, которые позволяют  говорить об их относительной самостоятельности.

Попробуем обосновать это  утверждение. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом  системы права является нормы, а  первичным элементом системы  законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной  отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании определенного  нормативного акта. Вот почему отрасли  законодательства не всегда совпадают  отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем  констатировать факт, когда отрасль  права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального  обеспечения). Такие отрасли права  не кодифицированы, действующий в  этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль  законодательства существует без отрасли  права (например, таможенное законодательство).

Может быть и идеальный  вариант, когда отрасль права  совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное право и  др.). Он наиболее желателен, ибо сближение  двух систем, их гармоническое развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные  отрасли законодательства, которые  возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них  является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем  материала шире системы права, так  как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные  программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и  т. п.).

В-третьих, в основе деления  системы права на отрасли и  институты лежат предмет и  метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права  отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя  определенные сферы государственной  жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого  метода. Кроме того, предмет отрасли  законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи  с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как  отрасль права.

В настоящее время  система отраслей законодательства выглядит следующим образом. В ней  имеется группа отраслей законодательства, в основном совпадающих с одноименными отраслями права. Это, например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное законодательство. Другая группа отраслей законодательства сложилась на базе подотораслей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из других отраслей права. Это горное, водное, лесное законодательство (оно выделилось из земельного права) и некоторые другие. По происхождению они являются подотраслями «материнских» отраслей права, но по объему, значению, кодифицированности и степени развития, рассматриваются как отдельные отрасли законодательства.

В то же время в системе  отраслей законодательства имеются  так называемые комплексные отрасли, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и  некоторых других отраслей права. Например, законодательство о культуре, здравоохранении, науке и образовании.

Несовпадение (или неполное совпадение) системы права и системы  законодательства имеет важные практические последствия. Так, при подготовке новых  крупных законодательных актов, систематизированных сборников  законодательства нормативные материалы (с целью удобства пользования  ими) располагаются обычно применительно  к существующей системе законодательства. Однако деление норм по отраслям права  также имеет важное значение. Обе  эти системы тесно связаны  и взаимно дополняют друг друга.

В-четвертых, внутренняя структура  системы права не совпадает с  внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы  законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное  устройство Российской Федерации, в  соответствии с которым ведется  федеральные законодательство и  законодательство субъектов Федерации. Единство принципов распределения  правотворческой компетенции между  государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет  выделить два субординационных среза  законодательства:

1) акты высших органов  государственной власти;

2) акты высших органов  государственного управления.

Вертикальная же структура  права - это его деление на нормы, отрасли, институты и т. д.

В основе горизонтальной структуры  законодательства лежат горизонтальные связи между элементами законодательства, обычно производные от характера  взаимосвязей между составными частями  предмета регулирования. При таком  структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права, и их число превышает число  отраслей права.

В-пятых, если система права  носит объективный характер, то система  законодательства в большей степени  подвержена субъективному фактору  и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права  объясняется тем, что она произвольно  выражает различные виды и стороны  общественных отношений, дифференцированно  проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже обусловлена определенными  объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проводить  различия между системой права и  системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т. е. деятельностью  государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную и логическую систему.

Установление правильного  соотношения между системой права  и системой законодательства - это  и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее ее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность  и правильное применение на практике.

 

1. Первичным элементом  системы права выступает норма,  а первичным элементом системы  законодательства  - статья нормативно  правового акта.  Но в одном  нормативном акте могут выражаться  нормы различных отраслей права,  которые обеспечиваются санкциями  других нормативных актов (например,  в законе о личной собственности  граждан выражаются нормы гражданского  и семейного права). Это происходит потому, что правотворчество в каждой сфере общественной жизни осуществляется не одним, а многими государственными органами в пределах их компетенции и всегда представляет собой непрерывный процесс.9

6. Система законодательства  кроме ориентации на систему  права ориентирована и на форму  государственного управления. В  России такой формой является  федерация. Это обуславливает  существование в каждой отрасли  актов как федерального (Федеральный  Закон РФ  «О нормативных   правовых актах РФ»»), так и  уровня субъектов федерации (закон  «Об административных правонарушениях  на территории Новгородской области»).

К особенностям соотношения  двух систем правоведы относят:

  • В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.
  • Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.
  • Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).
  • Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.

Итак, система права и  система законодательства являются меду собой диалектическими связанными, система права – это внутренняя сущность права, система законодательства – его внешнее выражение, но говорить  о тождественности систем нельзя.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 Выбранная тема исследования звучит как «Система права и система законодательства». Целью работы было исследование обеих систем и характера связи между ними. Цель работы была достигнута, задачи исследования решены настолько, насколько позволяла доступная правовая литература по данному вопросу.

Подводя итог исследования, можно сделать следующие краткие  выводы:

  1. Под системой права в теории государства и права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером реализуемых общественных отношений. Таким образом, главными характеристиками данной системы являются ее объективность, зависимость от общественных отношений и то, что система права представляет собой сущность права.
  2. В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных  правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством10. Главными характеристиками данной системы является то, что она предстает, как более субъективная система, поскольку зависит от воли законодателя, она представляет собой форму выражения права.
  3. Система права и система законодательства не тождественны друг другу. К таким причинам можно отнести:

- некоторую обусловленность  системы законодательства от  системы права конкретного государства;

- элементы систем не  всегда совпадают друг с другом, отсюда и внутренняя структура  обеих систем прямо не соотносится  друг с другом;

- система законодательства  по объему представленного в  ней материала шире системы  права;

- в основе деления права  на отрасли и институты лежит  предмет и метод правового  регулирования. Нормы отрасли  права очень однородны. А отрасли  законодательства, регулируя определенные  сферы государственной жизни,  выделяются только по предмету  регулирования и не имеют единого  метода;

- система законодательства  кроме ориентации на систему  права ориентирована и на форму  государственного управления и  т.д.

Информация о работе Система права и система законодательства