Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа
Вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития.
Введение
Вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития.
С древних пор, люди вступали в различные взаимоотношения друг с другом, в результате чего стали появляться законы, преобразованные из обычаев регулировавших эти отношения. Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены, в конечном счете, системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества.
Реальным содержанием системы права выступают правовые нормы, объединяющиеся в правовые институты и отрасли права. Норма права, правовой институт и отрасль права, таким образом, являются основными элементами системы права. Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.
Система права - это строение права,
которое позволяет
1. Понятие и структурные
Отношения, в которые
Система российского права
была предметом ряда дискуссий,
Система права - это внутреннее
строение права, которое
Выделяются следующие основные структурные элементы системы права: отрасль права, подотрасль права, институт, субинститут, норма права.
Правовая норма –
первичный элемент системы
Отрасль права – это
обособившаяся внутри системы
совокупность однородных
Поскольку объективные
жизненные потребности диктуют
необходимость расширения
Следовательно, отрасль
права представляет собой
В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права.
Таким образом, система
права представляет собой
Правовой институт –
это группа норм, объективно сложившаяся
внутри отрасли права. Степень
тяготения норм друг к другу
не планируется заранее, новые
правовые институты не
Признаком правового института,
Некоторые правовые институты состоят из субинститутов, то есть являются сложными. Субинститут представляет собой группу норм права, выражающих некоторые особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений. Наиболее точное определение таким правовым общностям было дано представителями уголовно-процессуального права. Такие институты были названы вариативными. Необходимость вариативного регулирования отдельных видов общественных отношений возникает тогда, когда налицо различие субъектов правоотношений.
Система права, как и
общественная жизнь, находится
в постоянном изменении и
2. Предмет и методы правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты.
Под предметом правового
Целесообразно заметить, что недопустимо противопоставление предмета правового регулирования его методу и, наоборот, метода правового регулирования его предмету. Метод определяется предметом (и не только в юриспруденции!) и потому представляет собой не что иное, как юридическое выражение его (предмета) особенностей. Регулятивные способности права, разумеется, ограничены общими законами социального развития, прежде всего принципами обмена как основы современного общества, закрепленными в правовых началах свободы и равенства.[7]
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
- субъекты – индивидуальные и коллективные;
- их поведение, поступки, действия;
- объекты окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
- социальные факты, выступающие
непосредственными причинами
Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.
Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.
Предмет является главным, материальным
критерием разграничения норм права
по отраслям, поскольку он имеет
объективное содержание, предопределен
самим характером общественных отношений
и не зависит в принципе от воли
законодателя. Метод же служит дополнительным,
юридическим критерием, так как
произведен от предмета. Самостоятельного
значения он не имеет, однако в сочетании
с предметом способствует более
строгой и точной градации права
на отрасли и институты. Именно предмет,
прежде всего, диктует необходимость
выделения той или иной отрасли,
а когда отрасль выделяется, появляется
и соответствующий метод
Государство не ставит вопрос о полной
юридической регламентации
Группировка норм по отраслям и институтам зависит, прежде всего, от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей. Словом, одного материального ориентира недостаточно, если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы.
В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:
- установление границ
- издание соответствующих
- наделение участников
- определение мер
Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. Это императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер. Такое же сквозное значение
имеют дозволения, связывание и запрет,
свойственные в различных комбинациях
всему правовому регулированию.
Как правило, специфика отдельных видов общественных отношений обусловливает специфику методов юридического воздействия на них, а следовательно, и особенности правовых норм. В результате последние, группируясь по неодинаковым признакам, оказываются распределенными по разным классам, каждый из которых объединяет лишь нормы с общими свойствами. Теория называет такой класс, отраслью права, понимая под ней совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода.
Нельзя забывать, что общество - органическая система, в которой все виды общественных отношений существуют и функционируют в качестве целостности. Эта их целостность обусловливает и внутреннее единство отраслей права. Каждая отрасль регулирует отдельный вид общественных отношений, но все они вместе взятые обеспечивают нормальное функционирование общества как целого.[9]
право законодательство система отрасль.
3. Частное и публичное право.
Идея разделения права на публичное и частное, зародилась еще в Древнем Риме. Суть её заключается в том, что отношения между правящими и управляемыми выдвигают свои, свойственные им проблемы и требуют иной регламентации, нежели отношения между частными лицами. Иными словами, отношения в сферах частного и публичного права различны по своей природе и сущности, и это не может не оказывать влияние на их правовое опосредование.