Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание

Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права. Определение права связано со стремлением воплотить справедливость, отсюда право – это форма отношений равенства, свободы, справедливости, определяемая принципом формального развития участников данной формы отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 1

1. Понятие системы права……………………………………………….. 3

Различные подходы понимания системы права.

2. Элементы системы права……………………………………………… 8

3. Критерии деления права на отрасли и институты…………………… 17

4. Материальное и процессуальное право……………………………… 21

5. Частное и публичное право …………………………………………... 22

Заключение……………………………………………………………….. 24

Список использованной литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Система права.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

   Институт  – это составная часть, блок, звено  отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, т.к. касаются разных  вопросов.

   Все институты функционируют в тесной взаимосвязи  друг с другом –  как внутри данной отрасли, так и  вне ее.

   Виды  правовых институтов.

   По  отраслям права:

   - гражданские;

   - уголовные;

   - административные;

   - финансовые и др., т.е. сколько отраслей, столько соответствующих групп институтов.

   Отраслевая  принадлежность правовых институтов –  наиболее общий критерий их дифференциации. Поэтому  эе признаку они подразделяются на:

   - материальные;

   - процессуальные.

   Далее происходит классификация на:

   - отраслевые;

   - межотраслевые (смешанные),

  • простые,
  • сложные (комплексные);

   - регулятивные;

   - охранительные;

   - учредительные (закрепительные).

   Так, внутриотраслевой институт состоит  из одной отрасли права, а межотраслевой  – из норм двух и более отраслей. Например, институт опеки и  попечительства.

   Простой институт – напрямую (вне каких либо иных нормативных образований), объединяет схожие, близкие нормы права внутри какой-то одной, определенной отрасли права.

   Сложный институт – складывается из схожих, близких норм права, которые он объединяет посредством входящих в него нескольких простых институтов, более конкретных и меньших по объему, но не имеющих и самостоятельное значение.

   Отраслевой  правовой институт – состоит из норм отрасли права, и бывает простым  или сложным. Наиболее значительные по объему и содержанию, так называемые укрупненные многосложные отраслевые правовые институты принято рассматривать как подотрасли права.

   Комплексный (межотраслевой) институт объединяет схожие, близкие нормы, относящиеся к различным отраслям права.

   Сложная взаимосвязь общественных отношений  объективно обуславливает наличие  в системе права подобных нормативных  образований. Наиболее крупный межотраслевой  правовой институт находит свое выражение  в соответствующей комплексной отрасли законодательства.

   Наличие в системе  права межотраслевых образований, регулирующих переплетающиеся разнородные общественные отношения, нередко оформляются в едином источнике права. (Водный кодекс, Лесной кодекс РФ), что получило справедливое признание в юриспруденции.

   Регулятивные  институты направлены на регулирование  соответствующих отношений, охранительные  – на их охрану, защиту, учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, граждан.

   Сложные, более крупные правовые  институты  имеют в своем составе мелкие самостоятельные образования –  субинституты, например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки. 
 

   3. КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ  ПРАВА НА ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТЫ 

   Предмет и метод правового регулирования  – это наиболее существенные основания  для деления системы на отрасли.

   Предмет правового регулирования – это  качественно однородный вид общественных отношений, на которые воздействуют нормы права той или иной отрасли. Например, предметом административного права являются  общественные отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможни, границу; предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решением населением того или иного муниципального образования вопросов местного значения.

   Каждая  отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый качественно  определенный вид отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Предмет правового регулирования одной отрасли права не может совпадать с предметом другой. Каждая отрасль имеет свойственный только ей одной предмет, которым определяется ее самостоятельность, и от которого зависит своеобразие и особенности правового регулирования его общественных отношений. Самостоятельность и обособленность отраслей права выражается в «неприменимости» к предмету ее регулирования норм другой отрасли права.

   В структуру предмета входят следующие элементы [15, С.353]:

   - субъекты – индивидуальные и  коллективные;

   - их поведение, поступки, действия;

   - объекты (предметы, явления) окружающего  мира, по поводу которых люди  вступают во взаимоотношения  друг с другом и к которым проявляют свой  интерес;

   - социальный факт (события, обстоятельства), выступающие непосредственными  причинами возникновения или   прекращения соответствующих отношений.

   Предмет – это все то, что попадает под действие правовых норм, т.е.е  это сфера на которую распространяется право, и которая находится под его юрисдикцией.

   Метод правового регулирования – это  определенная совокупность юридических  приемов, способов, средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, качественно однородных, относительно обособленных общественных отношений. От методов в значительной мере  зависит эффективность правового регулирования,  достижения выдвигаемых при этом целей. Предмет -  главный материальный критерий разграничения норм права по отраслям, т.к. имеет объективное содержание и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод – дополнительный, юридический критерий, т.к. производен от предмета. Самостоятельного значения  он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.

   В целом правовой метод представляет известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

   Наряду  с общими существуют конкретные методы правового регулирования, характерные  для тех или иных отраслей права  и опосредуемых  ими отношений. К ним относятся:

   - императивный метод – метод  властного приказания;

   - диспозитивный метод – метод правовой автономии;

   - поощрительный, рекомендательный  метод. [5, С.25-35]

   Императивный  и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном  и гражданском праве (соответственно), в разной степени они присуще  и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную  альтернативную возможность  выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

   Такое же сквозное значение имеют дозволения, обязывания и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке  другие, запрещая под угрозой  санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

   В административном праве действует  метод субординации и властного приказа, характерные черты которого – исполнительная дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппаратов для нижестоящих.

   Поощрения свойственны в основном трудовому  праву для  стимулирования моральной  и материальной заинтересованности в росте производительности труда и т.д.

   Метод автономии и равенства  сторон характерен для процессуальных отраслей права.

   Метод рекомендаций применяется в с/х праве – государство оказывает свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организованной помощи, рекомендательных актов, советов.

   В качестве особых методов правового  регулирования используется  убеждение и принуждение, характерные и для права в целом, и для отраслей отдельных в разных сочетаниях.

   Индивидуальный  метод, под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленная на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Этот  метод характерен для рыночных отношений, предпринимательства.

   Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолировано, а в сочетании друг с другом.  Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их квалифицировать.

   Метод непосредственно определяется предметом  правового регулирования: именно конкретное содержание вида общественных отношений определяет своеобразие периодического воздействия.

4. МАТЕРИАЛЬНОЕ И  ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 

   В правовой  науке все юридические  нормы подразделяются на:

   1. Материальные;

   2. Процессуальные.

   Материальные  нормы регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями  отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей и т.д.

   Процессуальные  нормы определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования  и судебного расследования преступлений и других правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные и организационные вопросы, имеющие важное принципиальное значение.

   К группе отраслей материального права  относят конституционное право, гражданское право, трудовое и другое.

   К отраслям процессуального права  относятся гражданский процесс, уголовный процесс, арбитражный процесс и исправительно-трудовое право.

   В соответствии с Конституцией РФ [1] у  нас признано пять видов процессов:

   - гражданский;

   - уголовный;

   - административный;

   - арбитражный;

   - конституционный.

   Эти процессы отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержатся во всех процессуальных отраслях.

   Обе группы юридических предписаний  в равной степени обязательны к соблюдению. 
 

   5. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ  ПРАВО 

   Характеристика  системы права была бы неполной без  рассмотрения вопроса о делении  права на:

   - частное;

   - публичное.

   В истории первым обосновал деление права на частное и публичное римский  юрист Ульпиан. Он писал: «Изучение права распадается на две части: частное и публичное. Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится)  к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении».

   Говорят, что Рим завоевали трижды: первый раз – силой оружия, второй –  силой религии, третий – силой  права.

   Сердцевиной частного права  является гражданское  право, учитывающее достижения современной цивилизации, свободы личности как собственника и рыночные отношения.

Информация о работе Система права