Система разделения властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других - скрытое принуждение, в - третьих - организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.1

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы разделения властей…………………………..7
1.1. Исторический аспект теории разделения властей……………………...7
1.2. Содержание принципа разделения властей……………..……………..10
Глава 2. Современная система разделения властей в России……………….13
2.1. Законодательная власть………………………………………………....13
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………18
2.3. Судебная власть…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………...………..28
Библиографический список………………………………………….…...30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Суть идеи разделения властей - не допустить злоупотребления  властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:

   - четкое распределение  функций, предметов ведения и  полномочий органов государственной  власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;

   - независимость  и самостоятельность оперативной  деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;

   - обеспечение  в схеме государственной власти  механизма, взаимного уравновешивания,  сдерживания всех ветвей власти  и контроля;

   - гарантированное  конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;

   - социальный (общественно-гражданский)  контроль за всеми ветвями  власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся  к их ведению вопросов, их компетенцию. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу - Парламенту, в составе которого заседают депутаты. Исполнительная власть принадлежит Президенту и Правительству. Она формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту; действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Судебная же ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе "сдержек и противовесов", во взаимном контроле всех ветвей власти.

Итак, сущность разделения власти состоит в том, что необходимо разделить государственную власть на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих властей должна являться самостоятельной, независимой, но взаимно сдерживать другие власти и осуществлять свои функции посредством особой системы органов.

 

 

 

 

 

Глава 2. Современная система разделения властей в России.

2.1. Законодательная власть.

В Российской Федерации – правовом демократическом государстве доминирующее положение в системе разделения властей занимает законодательная власть, выполняющая функцию и наделенная полномочиями по формированию правовой системы государства, обеспечению нормативного правового регулирования общественных отношений. Доминирующее, но не главенствующее положение законодательной власти определяется не только тем, что она формирует законодательство, предметом регулирования которого является весь комплекс экономических, информационных, политических и иных общественных отношений, но и тем, что в форме законодательных установлений эта власть определяет нормативные правовые правила деятельности других ветвей и органов власти4.

В действительно правовом государстве деятельность законодательной власти должна быть направлена на обеспечение абсолютного приоритета и главенства в организации всех сфер жизнедеятельности общества и государства прав и свобод человека и гражданина путем создания законов, обеспечивающих защиту таких прав и свобод (ст. 18)5. Именно этот принцип Конституция РФ провозглашает в качестве основного принципа деятельности законодательной власти, устанавливая, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной власти.

Система органов законодательной  власти в Российской Федерации, представляет собой конструкцию, на вершине которой находится парламент страны, а ее основа - законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. Именно такой институт законодательной власти является должен   

не только формироваться, но и действовать на основе политической конкуренции. В рамках этого института избранные всеобщим голосованием политические представители различных социальных групп и слоев общества призваны проводить публичное и конкурентное обсуждение целей, задач, проблем развития общества и государства, а также методов их решения, и придавать общезначимый статус в качестве закона тем из них, которые поддерживаются большинством.

Парламент страны – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. При этом парламент наделяется тремя основными функциями: представительской, законодательной и контрольной.

В соответствии со ст. 101-103, 114 Федеральное собрание определяется как представительный и законодательный орган и наделяет его рядом контрольных полномочий6. В соответствии с федеративной формой политико-территориального устройства Конституция РФ (ст. 95) определяет, что Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы7. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, а Государственная Дума состоит из 450 избираемых депутатов.

Ключевая роль парламента основывается на том, что при всех представительных формах правления парламент – это единственный орган общенародного представительства, что определяется как принципами формирования, так и принципами функционирования парламента. Парламент целиком или одна из его палат формируется при непосредственном участии всех граждан страны на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании, что и предопределяет его функционирование механизма

представительства интересов всего народа. Парламент должен выражать волю народа в управлении государством, в чем и состоит его представительская функция.

В Российской Федерации  представительскую функцию осуществляет Государственная Дума, депутаты которой  избираются тайным голосованием граждан страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Но граждане страны непосредственного участия в формировании Совета Федерации не принимают.

 Законодательная власть – это ключевая и наиболее объемная по своему значению и содержанию функция парламента. Результатом реализации этой функции является формирование правовой системы государства, обеспечивающей правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе развития общества и государства. Текущая задача законодательной деятельности парламента состоит в подготовке и принятии законов, непосредственно предусмотренных конституцией страны, и те законов, которые обеспечивают потребности развития общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности.

В рамках законодательной деятельности полномочия Федерального Собрания включают в себя рассмотрение и принятие следующих законодательных актов: федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. В форме указанных законов Федеральным Собранием принимаются также изменения и дополнения в уже действующие законы.

Конституция РФ наделяет Совет Федерации правом отлагательного вето на федеральный закон, принятый Государственной Думой. Но Федеральный закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за закон в ранее принятой редакции проголосует не мене двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, так как в этом случае право вето будет преодолено. Если же федеральный закон будет отклонен Советом Федерации, то палаты могут также создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При этом Конституция РФ (ст. 106) устанавливает, что обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат не все федеральные законы, принятые Государственной Думой8. В обязательном порядке Совет Федерации должен рассматривать федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

При этом Конституция  РФ (ст. 107) наделяет Президента РФ правом отлагательного вето на федеральный закон, принятый парламентом9. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклоняет его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Федеральный закон подлежит подписанию в течение 7 дней и обнародованию Президентом РФ, если при повторном рассмотрении этот закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В случае отклонения федерального закона Президентом РФ для устранения возникших между ним и парламентом разногласий также может создаваться специальная комиссия для выработки согласованного текста с последующим повторным рассмотрением закона Федеральным Собранием по результатам работы этой комиссии.

Контрольная функция  парламента заключается в том, что Конституция наделяет парламент правом контролировать деятельность других ветвей власти, их органов и должностных лиц. Объектом парламентского контроля чаще всего выступает исполнительная власть, но контроль может распространяться и на главу государства, и на судебную власть, и на местное самоуправление, и на вооруженные силы и др.

Конституция РФ наделяет Федеральное Собрание лишь ограниченным набором контрольных полномочий, тем самым не устанавливая институт парламентского контроля.

К ним относится право  Совета Федерации и Государственной  Думы совместно образовывать Счетную  палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, отчет об исполнении которого Правительство РФ должно предоставлять Государственной Думе (ст. 101, 114)10. К особенным формам контрольных полномочий российского парламента относятся: право Совета Федерации отрешать от должности Президента РФ и право Государственной Думы обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности; право Совета Федерации назначать и освобождать от должности Генерального прокурора РФ; право Государственной Думы решать вопрос о доверии правительству РФ и ее право назначать и освобождать от должности Председателя Центрального банка РФ.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что законодательная  власть занимает доминирующее положение  в системе разделении властей, так  как она определяет нормативные  правовые правила деятельности других

ветвей и органов власти. В Российской Федерации законодательную власть осуществляет парламент РФ.

 

2.2. Исполнительная власть.

Исполнительная власть – это самостоятельная и независимая  ветвь государственной власти, имеющая  универсальный, предметный и организующий характер, выраженная системой государственных органов исполнительной власти, наделенных государственно-властными полномочиями, главное назначение которой заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством11.

Принципы деятельности исполнительной власти определяются Конституцией РФ и состоят в следующем:

- приоритет в деятельности  исполнительной власти прав и  свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита  которых представляет собой основополагающую обязанность государства;

- ответственность исполнительной  власти перед народом как носителем  суверенитета и единственным  источником власти в Российской  Федерации;

- самостоятельность и  определенность полномочий органов  исполнительной власти в соответствии с разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- обеспечение верховенства  Конституции РФ при строгом  соблюдении всеми органами и  должностными лицами исполнительной  власти требований Конституции  РФ и принятых в соответствии с ней законов;

- организация исполнительной  власти в соответствии с принципом  федерализма на основе разграничения  полномочий федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов  РФ по предметам ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Ст. 77 Конституции РФ устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами РФ федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти, которую возглавляет Правительство Российской Федерации12.

Исполнительную власть на федеральном уровне осуществляет система федеральных органов  исполнительной власти во главе с  Правительством РФ, которая наделена государственно-властными полномочиями исполнительной власти по предметам  ведения Российской Федерации и в рамках разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по предметам их совместного ведения (ст. 71-72)13.

Информация о работе Система разделения властей в РФ