Система земельного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:44, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть систему земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: исследовать понятие и основную сущность земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации; изучить нормативно-правовую базу земельного права в России; охарактеризовать с теоретической и практической точки зрения систему земельного права Российской Федерации (общая и особенная части); рассмотреть специфические особенности системы земельного права Российской Федерации в современном научно-правовом аспекте; подвести итоги, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы в контрольной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА 5
1.1. Понятие земельного права 5
1.2. Сущность земельного права 8
Глава 2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА 12
2.1. Общая часть 12
2.2. Особенная часть 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Работа состоит из  1 файл

зп контрольная.docx

— 38.56 Кб (Скачать документ)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА 5

1.1. Понятие земельного права 5

1.2. Сущность земельного права 8

Глава 2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА 12

2.1. Общая часть 12

2.2. Особенная часть 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Земля - один из компонентов  окружающей среды; элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова; важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для  удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным  объектам. Общественные отношения в  области использования и охраны земель регулирует наука - земельное  право. Земельное право - это относительно обособленная отрасль российской системы  права, которая представляет собой  системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального  использования и сбережения земли, как национального богатства  Российской Федерации. Под земельным  правом понимают также систему юридических  норм, предназначенных для регулирования  земельных отношений. Система земельного права - это самостоятельное направление  правового регулирования, которое  сформировалось в России в связи  с выделением интересов по справедливому  распределению земель между субъектами права, рациональному использованию  и охране земель в процессе общественного  развития в самостоятельную категорию.

Актуальность темы данной объясняется тем, что в настоящее  время земельное право становится важнейшим регулятором земельных  правоотношений и затрагивает жизненные  интересы граждан и государства, при этом система земельного права  отчетливо выражает все особенности, присущие земельным отношениям, закрепляя  соответствующие правила поведения.

Цель работы – рассмотреть  систему земельного права с точки  зрения современного законодательства Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были решены следующие  задачи: исследовать понятие и  основную сущность земельного права  с точки зрения современного законодательства Российской Федерации; изучить нормативно-правовую базу земельного права в России; охарактеризовать с теоретической  и практической точки зрения систему  земельного права Российской Федерации (общая и особенная части); рассмотреть  специфические особенности системы  земельного права Российской Федерации  в современном научно-правовом аспекте; подвести итоги, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы в контрольной работе.

Теоретическая база контрольной  работы это труды таких авторов  как Боголюбов С.А., Ерофеев Б.Ф., Крассов О.И. и др.

Объектом исследования данной работы является земельное право, как  самостоятельная отрасль единой системы российского права. Предметом  исследования представленной работы выступает  система земельного права.

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

1.1. Понятие земельного  права

Земельное право Российской Федерации - это относительно обособленная отрасль российской системы права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского  государства и направленную на регулирование  общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования  и сбережения земли, как национального  богатства Российской Федерации.

Земельное право Российской Федерации - это система юридических  норм и соответственно правовых нормативных  актов - законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений  и др., предназначенных для регулирования  земельных отношений на территории России.

Земельное право Российской Федерации - это самостоятельное  направление правового регулирования  отношений, которое сформировалось в связи с выделением интересов  по справедливому распределению  земель между субъектами данной отрасли  права, рациональному использованию  и охране земель в процессе общественного  развития в самостоятельную категорию.

Своей основной целью земельное  право Российской Федерации ставит конструирование такой модели поведения  людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических  и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель, как  части единой экосистемы Земли и  условия дальнейшего развития общества.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ, земельное право в  Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) учет значения земли,  как основы жизни и деятельности  человека, согласно которому регулирование  отношений по использованию и  охране земли осуществляется  исходя из представлений о  земле, как о природном объекте,  охраняемом в качестве важнейшей  составной части природы, природном  ресурсе, используемом в качестве  средства производства в сельском  и лесном хозяйстве, и основы  осуществления хозяйственной и  иной деятельности на территории  Российской Федерации, и одновременно  как о недвижимом имуществе,  об объекте права собственности  и иных прав на землю; 

2) приоритет охраны земли  как важнейшего компонента окружающей  среды и средства производства  в сельском и лесном хозяйстве  перед использованием земли в  качестве недвижимого имущества,  согласно которому владение, пользование  и распоряжение землей осуществляются  собственниками земельных участков  свободно если это не наносит  ущерб окружающей среде; 

3) приоритет охраны жизни  и здоровья человека, согласно  ему - при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  решения и осуществлены виды  деятельности, которые позволили  бы обеспечить сохранение жизни  человека или предотвратить негативное  воздействие на здоровье человека, даже если потребует больших  затрат;

4) участие граждан и  общественных организаций (объединений)  в решении вопросов, касающихся  их прав на землю, согласно  которому граждане Российской  Федерации, общественные организации  (объединения) имеют право принимать  участие в подготовке решений,  реализация которых может оказать  воздействие на состояние земель  при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной  деятельности обязаны обеспечить  возможность такого участия в  порядке и в формах, которые  установлены законодательством; 

5) единство судьбы земельных  участков и связанных с ними  объектов - то есть все прочно  связанные с земельными участками  объекты следуют судьбе земельных  участков за исключением случаев  установленных законом; 

6) приоритет сохранения  особо ценных земель и земель  особо охраняемых территорий - то  есть изъятие ценных земель  сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых  лесами первой группы, земель  особо охраняемых природных территорий  и объектов, земель, занятых объектами  культурного наследия, других особо  ценных земель и земель особо  охраняемых территорий для иных  целей ограничивается или запрещается  в порядке, установленном законами. Установление данного принципа  не должно толковаться как  отрицание или умаление значения  земель других категорий; 

7) платность использования  земли, согласно которому любое  использование земли осуществляется  за плату, за исключением случаев,  установленных федеральными законами  и законами субъектов Российской  Федерации; 

8) деление земель по  целевому назначению на категории,  согласно которому правовой режим  земель определяется исходя из  их прямой принадлежности к  той или иной категории и  разрешенного использования в  соответствии с зонированием  территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной  собственности на землю на  собственность Российской Федерации,  собственность субъектов РФ и  собственность муниципальных образований,  согласно которому правовые основы  и порядок такого разграничения  устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход  к установлению правового режима  земель, согласно которому при  определении их правового режима  должны учитываться природные,  социальные, экономические и иные  факторы; 

11) сочетание законных  интересов общества и граждан,  согласно которому регулирование  использования и охраны земель  осуществляется в интересах всего  общества при обеспечении гарантий  каждого гражданина на свободное  владение, пользование и распоряжение  принадлежащей ему землей. 1

Земельное право РФ регулирует отношения по использованию и  охране земель в Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории (земельные отношения). Таким  образом, земельные отношения бывают двух видов - отношения по использованию  земель и отношения по охране земель. При регулировании земельных  отношений на территории Российской Федерации применяется принцип  разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в  части регулирования отношений  по использованию земель, также применяется  принцип государственного регулирования  приватизации земли.2

1.2. Сущность земельного  права

Как уже было сказано выше, земельное право - это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные (так называемые земельные) отношения, связанные с определением правового статуса и режима использования  земельных участков. Земельное право  Российской Федерации по своей структуре  состоит из трех элементов: предмет  земельного права, метод земельного права и система земельного права. Предметом земельного права Российской Федерации являются общественные отношения, возникающие между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель. Эти отношения регулируются нормами земельного законодательства Российской Федерации и называются земельными правоотношениями. При этом государственное управление земельным фондом Российской Федерации сочетается с широкой самостоятельностью остальных пользователей земли. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами - это административно-правовой метод и метод дозволения. Так, предоставление земли для хозяйственных нужд пользователям производится на основании соответствующего решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта - решения (постановления) государственного органа. В этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта земли, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть" государства3.

 Для административно-правового  (административного) метода регулирования  земельных правоотношений характерно  проявление "власти и подчинения". Участники таких отношений не  равноправны, ибо один дает  обязательные для исполнения  предписания, а другой обязан  их точно и вовремя исполнять.  Так, административным методом  регулируется предоставление и  изъятие (выкуп) земли для целей  обороны, охраны природы, прокладки  коммуникаций, и некоторые другие  отношения, например в области  госконтроля за правильным использованием  земель; при регулировании отношений  первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений,  в которых присутствует общегосударственный  интерес; при межхозяйственном  и внутрихозяйственном землеустройстве;  при разрешении земельных споров.

Важно, однако, всегда иметь  в виду, что административно-правовой метод регулирования распространяется не на все виды земельных отношений  в Российской Федерации. Так, на стадии предоставления государственной земли  в частное пользование может  применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном планировании использования земли - применение этого метода ограничено.

Земельное законодательство Российской Федерации расширяет  права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную  деятельность, поэтому при регулировании  некоторых земельных правоотношений применяется и метод дозволения. Земельное право Российской Федерации  дает правомочие землепользователю (или  управомочивает) свободно действовать, тогда, как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную  свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные  дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с  сорной растительностью, эрозией почв.4

Таким образом, если в одних  случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный  метод, то есть свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных  отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется  на основании хозяйственного решения  компетентного органа управления, а  затем заключается договор, который  устанавливает права и обязанности  участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное  законодательство, к нему применяется  метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного  рассмотрения возникшего конфликта.

Информация о работе Система земельного права РФ