Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:44, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть систему земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: исследовать понятие и основную сущность земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации; изучить нормативно-правовую базу земельного права в России; охарактеризовать с теоретической и практической точки зрения систему земельного права Российской Федерации (общая и особенная части); рассмотреть специфические особенности системы земельного права Российской Федерации в современном научно-правовом аспекте; подвести итоги, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы в контрольной работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА 5
1.1. Понятие земельного права 5
1.2. Сущность земельного права 8
Глава 2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА 12
2.1. Общая часть 12
2.2. Особенная часть 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Нормативно-правовой базой
(источниками) земельного права Российской
Федерации являются - Конституция
Российской Федерации, законы Российской
Федерации, кодексы Российской Федерации,
президентские указы, постановления
Правительства Российской Федерации,
ведомственные акты, конституции, уставы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, нормативные
постановления и решения
Система земельного права - это совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в общей теории права институты системы земельного права объединяются в общую и особенную части земельного права. Общая часть системы земельного права - это совокупность правовых норм и положений, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом. Виды правовых институтов Общей части земельного права - институт права собственности на землю; институт государственного управления земельным фондом; институт права пользования землей и охраны прав на землю. Институт права собственности на землю предусматривает, что в Российской Федерации земля может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Так, согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ - собственностью граждан и юридических лиц (частная собственность) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с законами не могут находиться в частной собственности. Что касается иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, то они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 16 Земельного
кодекса РФ, государственной собственностью
являются земли, не находящиеся в
собственности граждан, юридических
лиц или муниципальных
Муниципальная собственность на землю - это земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами РФ и законами субъектов РФ; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ. В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передавать земли, находящиеся в государственной собственности, в т.ч. за пределами границ муниципальных образований.
Государственное управление
земельным фондом осуществляется посредством
специальных мероприятий, проводимых
органами государственной власти Российской
Федерации. Одним из таких мероприятий
является государственный мониторинг
земель, который представляет собой
систему наблюдений за состоянием всех
земель в Российской Федерации. Основными
задачами, которые выполняет
Еще одним методом управления
земельным фондом в Российской Федерации
является землеустройство, которое
включает в себя мероприятия по изучению
состояния земель, планированию и
организации рационального
Институт права пользования
землей предусматривает, что в Российской
Федерации пользование
Институт охраны прав на землю предусматривает, что земля в Российской Федерации охраняется, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель в Российской Федерации должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. При этом основными целями охраны земли в Российской Федерации являются, следующие способы: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить соответствующие мероприятия по охране земель, предусмотренные законодательством РФ. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель в Российской Федерации осуществляется на четырех уровнях: 1) государственный земельный контроль - осуществляется специально уполномоченными государственными органами (ст. 71 ЗК РФ); 2) муниципальный земельный контроль - осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ); 3) общественный земельный контроль - осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами (ст. 72 ЗК РФ); 4) производственный земельный контроль - осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.
2.2. Особенная часть
Общей части системы земельного права Российской Федерации подчинена Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению - соответствующему признаку. Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель. Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.
Виды земель институтов правового режима: 1) Институт земель сельскохозяйственного назначения - предусматривает особенности регулирования использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, к которым относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Институт земель сельскохозяйственного назначения регулирует особенности использования земель сельскохозяйственного назначения (ст. 78 ЗК РФ) и сельскохозяйственных угодий (ст. 79 ЗК РФ); создание и управление фондом перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ); предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства (ст. 81 ЗК РФ); предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 82 ЗК РФ).
2) Институт земель поселений
- предусматривает особенности
3) Институт земель
4) Институт земель особо
охраняемых территорий и
5) Институт земель лесного
фонда - предусматривает особенности
регулирования использования и
охраны земель лесного фонда
Российской Федерации, к
6) Институт земель водного
фонда - предусматривает особенности
регулирования использования и
охраны земель водного фонда
Российской Федерации, к
7) Институт земель запаса
предусматривает особенности
Таким образом, Особенная часть складывается институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, и выражающих особенности, свойственные регулированию отношений по управлению и использованию земель каждой отдельной категории земельного фонда России.