Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:01, реферат
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство такого законодательство или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В общем случае сторонами социального партнерства являются работники и работодателя в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Введение...................................................................................................................3
1. Принципы социального партнерства.................................................................6
2. Стороны социального партнерства. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства …………………………………………………………………….....7
3. Система социального партнерства и его формы …………………………...10
4. Органы по регулированию социально-трудовых отношений в области социального партнерства……………………………………………………......11
5. Соглашение……………………………………………………………………12
Заключение...................................................................................................……..19
Список использованной литературы.................................................
Содержание
Введение......................
1. Принципы социального
партнерства...................
2. Стороны социального
партнерства. Участие органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в системе социального партнерства
……………………………………………………………………....
3. Система социального партнерства и его формы …………………………...10
4. Органы
по регулированию социально-
5. Соглашение……………………………………………………
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направляется на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство такого законодательство или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В общем случае сторонами социального партнерства являются работники и работодателя в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Посредством
закрепления в законодательстве права
работников на защиту своих экономических
и социальных интересов через заключение
коллективных договоров и социально-партнерских
соглашений государство усиливает гарантии
социальной занятости работников как
участников трудовых отношений.
1.
Принципы социального
партнерства
В статье 24 ТК РФ установлены основные принципы социального партнерства (то есть его основные руководящие начала).
К основным принципам социального партнерства относятся:
1) равноправие сторон;
2) уважение и учет интересов сторон;
З) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
4)
содействие государства в
5)
соблюдение сторонами и их
представителями законов и
6)
полномочность представителей
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8)
добровольность принятия
9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
11)
контроль за выполнением
12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Таким образом, отношения между социальными партнерами, система которых названа законодателем социальным партнерством, гораздо многообразнее, чем их участие в установлении трудовых норм.
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие — с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления. Этот вывод вытекает из анализа конкретных форм социального партнерства.
При этом надо иметь в виду, что в системе социального партнерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексе или иных федеральных законах, законах субъектов РФ. К ним относятся:
Правительство РФ (ст. 35 ТК);
Министерство
труда и социального развития
РФ, традиционно принимавшее
администрация области (края), правительство республики, органы исполнительной власти городов федерального значения, автономной
области и автономных округов (в соответствии с законами субъектов РФ);
органы службы занятости, другие заинтересованные государственные органы (ст. 20 Закона о занятости населения).
Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.
Целью
взаимодействия социальных партнеров
является согласование интересов работников
и работодателей, т.е. принятие решений,
которые в равной степени учитывают необходимость
обеспечения эффективной деятельности
организаций и создания системы гарантий
трудовых прав работников.
2. Стороны социального партнерства. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели. 1
Они заключают коллективные договоры и соглашения, создают органы социального партнерства, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию
1 В том случае, когда работодателем является индивидуальный предприниматель, он представляет свои интересы самостоятельно.
Стороны социального партнерства — работники и работодатели — не могут действовать иначе, чем через своих представителей. В связи с этим законодатель включил в содержание Кодекса специальную главу, определяющую круг представителей сторон и их правовое положение.
1.1. Представители работодателя (работодателей)
Представителем работодателя
Руководитель организации в соответствии с ч. 4 ст. 20 ТК осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, т.е. действует от его имени. От имени организации в трудовых отношениях может выступать не только руководитель (единоличный исполнительный орган организации), но и другие органы управления (например, правление или совет директоров), а также специально уполномоченные должностные лица. Определяется это учредительными документами организации или локальными нормативными актами.
Надо учитывать также возможность передачи полномочий испол-нительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об акционерных обществах; ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том чис-ле и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.
В последние годы приобретает актуальность еще один вид пред-ставительства. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления трудовые отношения с руководителем организации-должника прекращаются. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. 94, 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Соответственно
внешний управляющий или
Такой
вид представительства актуален
скорее не для заключения коллективного
договора, а для его изменения
или обеспечения права
Объединения
работодателей могут
общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение рабо-тодателей;
межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение рабо-тодателей;
региональное объединение работодателей;
региональное отраслевое объединение работодателей;
территориальное объединение работодателей;
территориальное отраслевое объединение работодателей.
Для взаимодействия социальных партнеров на самом высоком уровне (образование РТК, заключение генерального соглашения и т.п.) выделяется особый вид объединения работодателей — общероссийское. Оно создается на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.
Объединения работодателей осуществляют свою деятельность не-зависимо от органов государственной власти, органов местного само-управления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).
Объединение работодателей, будучи некоммерческой организаци-ей, не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно и гарантировать выполнение работодателями принятых на себя обязательств. Объединение работодателей осуществляет лишь представительские функции, правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип находит подтверждение и в правилах определения сферы действия соглашений (ст. 48 ТК), поэтому объединение работодателей не может участвовать в разрешении спора права — разногласий по поводу невыполнения соглашений.
1.2. Представители работников
Основными представителями работников выступают профсоюзы и их объединения, профсоюзные организации.
Профсоюзные
организации и профсоюзы
В соответствии с Законом о профсоюзах это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации (ст. 3). Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.
На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании направлений социально-экономической
политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские).
Для взаимодействия на федеральном уровне по согласованию основных направлений социально-экономической политики, заключению генерального соглашения, организации работы РТК создаются общероссийские объединения профсоюзов. В соответствии со ст. 3 Закона о профсоюзах общероссийским объединением (ассоциацией) профсоюзов признается добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ.