Соотношение права и экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ соотношения таких элементов государственного устройства, как право и экономика.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность права и экономики как социальных явления
2. Определить роль экономики и права в становлении рыночных отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 5
1.1. Основные признаки государства, отличающие его от других организаций и социальных учреждений 5
1.2. Государство, право и экономика как социальные явления 15
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА И ПРАВО В СТАНОВЛЕНИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 25
2.1. Роль экономики в становлении рыночных отношений 25
2.2. Роль права в становлении рыночных отношений 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

курсовик ТГИП соотношение права и экономики.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

      Верховенство  закона — именно требование законности и один из признаков действительно правового государства. Поэтому это должно соблюдаться в работе правоохранительных органов. Соблюдение этого требования в частности охватывает следующие основные моменты:

      а) существенность законодательства — законодательство должно быть посвящено действительно решающим и коренным вопросам жизни страны;

      б) полнота законодательства — в законах должны быть с максимальной точностью урегулированы все вопросы, требующие законодательного решения;

      в) непререкаемость законодательства — строгое соблюдение высшей юридической силы закона, в том числе недопустимость издания актов, противоречащих закону;

      г) совершенство законодательства по его содержанию — его устойчивость, систематическое обновление и др.;

      д) культура законодательства (юридическое совершенство) — его кодифицированность, широкое применение достижений юридической техники, обеспечивающее правильное и единообразное понимание законов.

      В правовом государстве все подвластно закону: и граждане, и должностные лица, и органы власти и управления, и само государство.

      Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым  гарантирует защищенность общества  и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

      Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все.11

      в) Реальность прав и  свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

      Правовое  государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так и называется “Права и свободы человека и гражданина”. В этой главе утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и не могут быть никем нарушены. В Российской Федерации “все равны перед законом и судом” независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления”. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”. Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование. Каждому гражданину России гарантируется государственная защита его прав и свобод.12

      В этой же главе отражены некоторые  принципы правосудия: презумпция невиновности, невозможность осуждения дважды за одно и то же преступление.

      В статье 56 установлено, что в период чрезвычайного положения могут  ограничиваться некоторые права  человека, кроме основных.

      Вопрос  о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на данном этапе развития нашего общества. Абсолютной свободы не может быть, так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Свобода человека может стать только тогда реальной, когда каждый человек начнет соблюдать и уважать свободу другого.

      г)  Защита прав и свобод человека — это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

      В правовом государстве государственная  власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти -воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.13

      д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является  источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

      Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

      е) Взаимная ответственность  государства и  личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

      Государство и личность взаимосвязаны и взаимозависимы: государство не может существовать без личности, а личность — без государства. Правовое государство обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, предоставляет возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает государству его существование, развитие и процветание. 

      Правовое  положение и взаимоотношения  всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.14

      Важным  гарантом незыблемости прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны  обеспечить  каждому  возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается  и  право  каждого  гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В свою  очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.9

      ж) Признание человека высшей ценностью, целью  государства.  В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18.15 При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать “разумный эгоизм” — я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства — все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.16

1.2. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

     В числе явлений, с которыми связаны  возникновение и существование  государства, не без оснований указывают на экономику. Действительно, на определённой ступени экономического развития государство стало необходимостью. И конечно можно говорить о том, что именно экономическое развитие послужило своеобразной платформой для создания политической надстройки. Но ошибочным было бы полагать, что только развитие экономических отношений было предпосылкой для развития политических надстроечных явлений и государства. Не всегда влияние экономики столь очевидно и однозначно. Она лишь, в конечном счете, предполагает развитие надстроечных явлений. На их содержание и особенности функционирования могут влиять и иные феномены общественной жизни, иные субъективные факторы. На это обстоятельство обращали внимание ещё К. Маркс и Ф. Энгельс. Ф. Энгельс писал: «… согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющем моментом в конечном счёте является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющем моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую фразу. Экономическое положение – это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические ее формы классовой борьбы и ее результаты – государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т.д., правовые формы и даже отражение всех этих битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в системе догм»17.

     Экономика как система отношений в сфере  производства, распределения и потребления материальных благ действительно предопределяет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. И это особенно наглядно проявляется в эпоху реформ и революций, когда изменение отношений непосредственно отражается на внутренней и внешней политике, характере политических и правовых решений.

     Важное  воздействие экономики ощущается  не только на возникновении политической надстройки общества, но и на её функционировании. Это воздействие происходит посредством волевых усилий человека, который находясь в неоднородных общественных условиях, по-разному воспринимает формы и методы воздействия материальных факторов на общественную жизнь. «Политические институты влияют, прежде всего, на массовое поведение, поведение социальных общностей и через его призму – на групповое и индивидуальное поведение, что позволяет фиксировать и поощрять типично полезное поведение»18.

     Распределение в обществе материальных благ между  различными социальными группами влияет на взаимоотношения между ними. Происходит борьба за такое распределение благ, которое в наибольшей степени устраивало бы различные социальные группы. Если взглянуть на историю с этой точки зрения, то можно обнаружить, что причинами практически всех социальных потрясений, восстаний и революций были недовольство одного класса общества распределением материальных благ общества.

     Государство обладает относительной самостоятельностью, так как экономика лишь, в конечном счете, определяет появление государства. Если бы государство не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы пассивным, и, следовательно, лишним звеном в общественном механизме. «Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием»19. Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии, культуры. Политическая надстройка оказывает значительное влияние на экономику. Она может закреплять, притормаживать или стимулировать развитие процессов происходящих в экономической сфере. В политике больше всего отражаются экономические интересы различных социальных групп. Государство чаще всего являлось лишь выражением в концентрированной форме экономических потребностей класса, господствующего в производстве. Определения государства как особого аппарата в руках экономически господствующего класса для подчинения классов эксплуатируемых всё-таки, несмотря на их ограниченность, имеют под собой реальные основания. Потому-то и получило столь широкое распространение определения политики как концентрированного выражения экономики. Особенно заметно на содержание политических решений сказываются интересы тех социальных групп, которые занимают доминирующее положение в экономике.

     С помощью политики и политической власти они закрепляют и умножают своё материальное положение, гарантируют его независимость от возможных посягательств со стороны других членов общества. Это выражается установлением специальных правил поведения, которые охраняются от нарушений государственным аппаратом. Помимо всего этого государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.

Информация о работе Соотношение права и экономики