Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:33, курсовая работа
Одним из главных условий реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь является обеспечение постоянного источника финансирования системы здравоохранения. Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются : средства бюджета РФ, бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов, средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов, личные средства граждан, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, доходы от ценных бумаг, доходы банков и других кредиторов, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Введение
Система медицинского страхования в России, и её субъекты…….
Финансовое обеспечение системы медицинского страхования…..
Пути развития медицинского страхования в современной России..
Проблемы медицинского страхования………………………………
Список литературы
НОУ ВПО Восточный Институт Экономики, Гуманитарных Наук, Управления и Права
Факультет информационных технологий и управления
Кафедра:
«Государственное и муниципальное
управление»
Курсовая работа по дисциплине: Система государственного и муниципального управления
на
тему: Совершенствование организации
медицинского страхования граждан.
Выполнила:
Байкова И.И, СПО-09,
2 поток ,5 курс
Проверила:
Брандукова А.А.
Уфа 2011
Содержание
Введение
Список
литературы
Введение
Одним
из главных условий реализации конституционного
права граждан на медицинскую
помощь является обеспечение постоянного
источника финансирования системы
здравоохранения. Источниками финансовых
ресурсов системы здравоохранения
в Российской Федерации являются
: средства бюджета РФ, бюджетов республик
в составе РФ и местных бюджетов, средства
государственных и общественных организаций
(объединений), предприятий и других хозяйствующих
субъектов, личные средства граждан, безвозмездные
и благотворительные взносы и пожертвования,
доходы от ценных бумаг, доходы банков
и других кредиторов, иные источники, не
запрещенные законодательством РФ. Из
таких источников основные - средства
бюджета (бюджетное финансирование охраны
здоровья), страховые взносы организаций
и органов исполнительной власти (страхование),
средства граждан (платная медицинская
помощь). Как правило, известные недостатки
чисто бюджетной модели здравоохранения
устраняются введением рыночных, гражданско-правовых
механизмов регулирования соответствующих
отношений (система договоров медицинского
страхования и договоров на предоставление
медицинских услуг). Однако введение чисто
гражданско-правовых механизмов в здравоохранение
обычно означает рост стоимости медицинских
услуг и резкое сокращение их доступности
населению.
Обязательное
медицинское страхование (ОМС) является
составной частью государственного
социального страхования, и обеспечивает
всем гражданам РФ равные возможности
в получении медицинской и
лекарственной помощи, предоставляемой
за счет средств обязательного
1) договор
с работодателями и
2) договор
с территориальным фондом на
финансирование обязательного
3) договор с медицинским учреждением на оказание помощи населению. Территориальный фонд или его филиалы финансируют СМО на основании договоров о финансировании обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, размеры которых определяются совместно территориальным фондом, страховыми компаниями и медицинскими учреждениями с учетом равных возможностей застрахованных в получении медицинской помощи, независимо от состояния здоровья, уровня доходов и материального положения. Среднедушевой норматив финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования определяется по формуле:
Нср = Рвп - Рп - Рдф
где Рвп - полученные за месяц страховых взносов и платежей на обязательное медицинское страхование, Рдф - расходы на осуществление текущей деятельности Территориального фонда и его филиалов по нормативу, Чн - численность наличного населения территорий. Дифференцированные среднедушевые нормативы для филиалов территориального фонда :
Нфд = Кпз * Нсу
где Кпз
- коэффициент предыдущих затрат, определяемый
в относительных единицах на основе анализа
финансовых отчетов об исполнении бюджетов
здравоохранения территории за последние
три года. Дифференцированные среднедушевые
нормативы , по которым финансируются
СМО с использованием коэффициентов половозрастных
затрат Нсд = Кпв * Нфд,
где
Кпв - коэффициент половозрастных затрат,
определяемый с использованием коэффициентов
для каждой половозрастной группы и численности
застрахованных в этой группе. Средства,
выделяемые территориальными фондами,
должны направляться на оплату медицинской
помощи гражданам в соответствии с территориальной
программой ОМС, а также на проведение
мероприятий по защите прав пациентов,
в т.ч. на экспертизу качества медицинской
помощи. При недостатке у страховой организации
средств для оплаты медицинской помощи
она имеет право обратиться в фонд за субвенциями,
что обеспечивает государственный социальный
статус страховщика. Экспертами фонда
проверяется обоснованность получения
страховой компанией данных средств. Если
устанавливается, что они выплачены необоснованно,
на СМО начисляется штраф. Если же причина
имеет объективный характер (резкое повышение
уровня заболеваемости населения, осложнение
экологической обстановки, неточности
в расчете дифференцированных нормативов),то
территориальный фонд выплачивает страховщику
субвенцию в размере, возмещающем недостаток
средств. Если страховые взносы поступали
несвоевременно, не в полном объеме или
не поступали вообще, фонд обязан изучить
причину неуплаты и своевременно информировать
об этом страховщика. Для этой цели территориальный
фонд формирует финансовые резервы в размере,
способном удовлетворить потребности
страховщика по оплаченной им медицинской
помощи на срок не менее 2 месяцев. По истечении
этого времени и не поступлении средств
страховая организация должна оплачивать
медицинскую помощь застрахованным, в
полном объеме за счет средств финансового
резерва, полученного от территориального
фонда или за счет инвестирования временно
свободных средств. При этом СМО вправе
досрочно расторгнуть договор страхования.
В этой ситуации она должна оплатить экстренную
и неотложную помощь гражданам, застрахованным
данным страхователем вплоть до заключения
ми нового договора. Страховая организация
получает средства от территориального
фонда только при наличии у нее государственной
лицензии на права проведения ОМС и 3х
видов договоров. Для осуществления обязательного
медицинского страхования СМО должна
обладать уставным капиталом, равным не
менее чем 1200-кратному размеру установленной
законодательством Российской Федерации
минимальной оплаты труда. При обнаружении
нарушений в расходовании и использовании
страховыми компаниями средств ОМС территориальный
фонд имеет право расторгнуть с ней договор
и обратиться в соответствующие органы
с ходатайством о временном приостановлении
действия ее лицензии на проведение обязательного
медицинского страхования, может привлечь
для проведения обязательного медицинского
страхования свои филиалы или других страховщиков.
Страховая организация несет правовую
и материальную ответственность перед
застрахованной стороной или страхователем
за невыполнение условий договора медицинского
страхования, за необоснованный отказ
в заключении договора, несвоевременность
внесения платежей медицинским учреждениям
в пределах сумм страховых взносов по
ОМС, полученных по договору от территориальных
фондов и сформированных резервов. Третьим
участником системы обязательного медицинского
страхования является медицинское учреждение.
Отношения между ними и страховщиком также
строятся на добровольной основе, результатом
которых является заключение договора
на предоставление лечебно-профилактической
помощи по ОМС. Взаимоотношения между
СМО и лечебно-профилактическими учреждениями
регулируются договором, в котором определяется
их ответственность за выполнение объема
и обеспечение качества медицинской помощи,
с одной стороны, и за определение стоимости
и последующей оплаты проведенных лечебно-диагностических
мероприятий, с другой стороны. Порядок
оплаты медицинской помощи в системе обязательного
медицинского страхования определяется
Положением, которое разрабатывается
и утверждается территориальным фондом
и органом управления здравоохранением
субъекта федерации. По согласованию с
профессиональной медицинской ассоциацией,
ассоциацией СМО, профсоюзом медицинских
работников данной территории. В сферу
деятельности лечебного учреждения входит
учет услуг, оказанных застрахованному,
и предоставление фонду и страховым компаниям
сведений по установленной форме отчетности.
Если медицинская организация не может
оказать больному помощь в необходимом
объеме, она обязана обеспечить ее за свой
счет в другом учреждении. В случае необходимости
предоставления пациенту медицинских
услуг, на которые данное учреждение не
имеет лицензии, оно обязано организовать
его перевод за счет средств страховщика
в медицинское учреждение, имеющее
соответствующую лицензию. В основе контроля
за качеством услуг, лежит проведение
СМО экспертизы соответствия проведенных
лечебно-диагностических мероприятий
объему финансовых затрат. Медицинские
учреждения в соответствии с законодательством
РФ и условиями договоров несут ответственность
за объем и качество предоставляемых медицинских
услуг и за отказ в оказании медицинской
помощи застрахованной стороне. В случае
обоснованности претензий страховщики
и фонды должны обеспечить правовую защиту
интересов граждан и, если потребуется,
предъявить в суд иск ЛПУ или конкретному
медицинскому работнику на материальное
возмещение физического и морального
ущерба. Каждый гражданин, в отношении
которого заключен договор медицинского
страхования , получает на руки страховой
медицинский полис обязательного медицинского
страхования , который выдается СМО в порядке,
установленном договором обязательного
медицинского страхования . При обращении
за медицинской помощью застрахованные
обязаны предъявлять полис , указать застраховавшую
его организацию или обратиться за подтверждением
в Фонд. При увольнении гражданина с постоянного
места работы администрация предприятия
обязана получить у него выданный ему
ранее страховой полис и вернуть его СМО,
при трудоустройстве гражданин обязан
получить полис у работодателя или в СМО.
Согласно именному полису страховщик
обязан оплатить всю медицинскую помощь,
оказанную застрахованному. Ее объем не
зависит от того, какие суммы взносов будут
уплачены за гражданина. Страховые взносы
устанавливаются как ставки платежей
по обязательному медицинскому страхованию
в размерах, обеспечивающих выполнение
программ медицинского страхования и
деятельность СМО. Страховые взносы начисляются
предприятиями, организациями, учреждениями
и иными хозяйствующими субъектами в установленных
законодательством размерах по отношению
к начисленной оплате труда по всем основаниям,
в денежной и натуральной форме, в т.ч.
по договорам подряда и поручения (кроме
компенсаций за неиспользованный отпуск,
выходного пособия, дотаций на обеды и
путевки, поощрительных выплат в связи
с юбилейными датами и других выплат, носящих
единовременный или компенсационный характер).
Платежи на обязательное медицинское
страхование неработающего населения
(детей, учащихся, студентов дневной формы
обучения, пенсионеров, зарегистрированных
в установленном порядке безработных
и др.) производятся органами исполнительной
власти с учетом территориальных программ
обязательного медицинского страхования
в пределах средств, предусмотренных в
соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Добровольное медицинское страхование
осуществляется за счет прибыли предприятий
и личных средств граждан, размеры страховых
взносов устанавливаются по соглашению
сторон. Плательщики страховых
взносов подлежат обязательной регистрации
в территориальных фондах обязательного
медицинского страхования в порядке, предусмотренном
законодательством РФ, в течение 30 дней
со дня создания территориального фонда.
Для проведения регистрации плательщики
страховых взносов заполняют карту постановки
на учет в территориальном фонде обязательного
медицинского страхования, каждому плательщику
присваивается регистрационный номер
и вручается письменное извещение о постановке
на учет, размере и сроках уплаты взносов.
Уплата начисленных взносов производится
плательщиками перечислением соответствующих
сумм со своих текущих или расчетных счетов,
независимо от наличия средств на счетах.
По истечении установленных сроков уплаты
страховых взносов невнесенная сумма
считается недоимкой и взыскивается с
начислением пеней. Все плательщики ежеквартально
составляют расчетные ведомости по страховым
взносам с указанием в них сумм начисленных
и уплаченных взносов, один экземпляр
которых представляется по месту учета
взносов. За отказ предприятий, учреждений,
организаций и иных хозяйствующих субъектов
от регистрации в качестве плательщиков
страховых взносов, за сокрытие или занижение
сумм, с которых должны начисляться страховые
взносы, за нарушение установленных сроков
из уплаты к плательщикам страховых взносов
применяются финансовые санкции. Тарифы
на медицинские услуги представляют отдельную
группу ценовых показателей и являются
денежными суммами, определяющими уровень
возмещения и состав компенсируемых расходов
медицинского учреждения по выполнению
Территориальной программы обязательного
медицинского страхования граждан . В
состав тарифа включаются расходы медицинского
учреждения на выполнение Территориальной
программы, финансируемые за счет средств
обязательного медицинского страхования
. Тарифы на услуги определяются согласованной
комиссией, которая имеет достаточно широкое
представительство : в нее входят работники
органов управления здравоохранением,
территориального фонда, страховых компаний,
медицинских учреждений (в лице медицинской
ассоциации) и местной администрации. В
настоящее время в России внедряется система
подушевой оплаты медицинской помощи
с учетом фактически выполненного объема
работ. В Великобритании, Голландии, Израиле,
США подобная система создает экономические
стимулы к расширению объема лечебной
и профилактической деятельности врачей,
способствует развитию общеврачебной
практики, сокращению числа больничных
коек, объемов дорогостоящей стационарной
помощи. Однако в России пока не предоставляется
возможности реализовать все преимущества
подушевого принципа. До сих пор оплата
врачебного труда осуществляется согласно
разработанной ЕТС бюджетных работников,
работа лечебных учреждений регламентируется
устаревшими инструкциями Минздравмедпрома,
что не способствует появлению заинтересованности
в повышении объема и качества медицинских
услуг. По-прежнему финансирование системы
здравоохранения остается на низком уровне
из-за нехватки бюджетных средств и постоянной
задержки страховых платежей за неработающее
население органами исполнительной власти.
В настоящее время в России через систему
ОМС проходит лишь 30% средств здравоохранения,
поэтому на доходы медицинских работников
России пока мало влияют объемы и способы
оплаты за оказанную медицинскую помощь
страховыми компаниями. Улучшению ситуации
может помочь сочетание принципов добровольного
и обязательного страхования, а также
личное участие граждан. Практика личного
участия застрахованных в расходах на
лечение действует в Германии, Швеции,
Франции, Бельгии, Финляндии, Норвегии,
Нидерландах. Необходимо законодательно
укреплять систему финансирования учреждений
здравоохранения, отвечающую требованиям
рыночной экономики и интересам граждан.
Добровольное медицинское страхование,
коллективное и индивидуальное, осуществляется
за счет программ добровольного медицинского
страхования и обеспечивает гражданам
получение дополнительных медицинских
и иных услуг всех установленных программами
обязательного медицинского страхования
. Объектом добровольного медицинского
страхования является страховой риск,
связанный с затратами на оказание медицинской
помощи при возникновении страхового
случая. Страховой суммой является предельный
уровень страхового обеспечения по договору
медицинского страхования, определяемый
исходя из перечня и стоимости медицинских
услуг, предусмотренных договором. Страховые
взносы устанавливаются в зависимости
от условий страхования (предоставление
медицинских услуг стационарными и амбулаторными
медицинскими учреждениями, определенными
договором, в соответствии с конкретным
перечнем услуг, выбранным страхователем,
сроком страхования и др.) Взносы могут
быть уплачены страхователем единовременно
разовым платежом за весь срок страхования
или периодически, наличными деньгами
или путем безналичных расчетов. Одновременно
со страховым полисом страхователю вручается
именная страховая карточка, являющаяся
документом, удостоверяющим право застрахованного
на получение медицинских услуг по договору
страхования. Страхователь имеет право
требовать предоставления застрахованному
медицинских услуг, расширять перечень
медицинских услуг по договору, заключив
дополнительное соглашение, досрочно
расторгнуть договор страхования. Застрахованный
имеет право требовать предоставления
медицинских услуг в соответствии с условиями
договора страхования, принимать на себя
обязанности страхователя.
Новая
система финансирования здравоохранения
по сути своей воспроизводит в
новой форме и развивает ту
систему, которая предусмотрена
моделью нового хозяйственного механизма.
Нормативы бюджетного финансирования
трансформируются в страховые взносы
по тарифным ставкам, идея введения нормативов
бесплатной медицинской помощи населению
- в идею базовой программы, положение
о договоре на выполнение услуг свыше
указанных нормативов - в добровольное
страхование. В дополнение к этому
предусматриваются новые
Р нсз = 2* Рф
где Рф
- фактические расходы на оказание медицинской
помощи населению субъекта Федерации
за предыдущий месяц. За 3 года практической
реализации Закона об обязательном медицинском
страховании в РФ сформировалось 4 основных
модели финансовых потоков в системе ОМС.
Первая (страховая) - в качестве страховщиков
выступают страховые
Информация о работе Совершенствование организации медицинского страхования граждан