Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – совершенствование и становление российского законодательства, комплексное правовое исследование института развития, раскрыть специфику становления российской системы законодательства, рассмотреть виды структурирования, а так же выявить основные проблемы и перспективы развития российского законодательства.
Введение
Основная часть
1. . История становления Российской системы законодательства.
2. Понятие системы законодательства и её структура.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Основополагающими законами управляются те отрасли законодательства, которые совпадают по содержанию с отраслями права. Комплексные отрасли законодательства имеют двойное управление: как со стороны стоящего во главе комплексного закона, так и со стороны соответствующих отраслевых основополагающих законов.
Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ № 511 от 15 марта 2000 г в определенной мере раскрывает отраслевую структуру законодательства. Однако, он является только средством эффективной организации поиска правовой информации, поэтому его не следует использовать как основание для определения отраслевой структуры законодательства.
Юридическая сила является главным признаком, которая определяет место нормативно-правового акта в иерархической структуре законодательства, выражающая степень подчиненности данного акта актам вышестоящих органов. Юридическая сила акта зависит от объема компетенции органа, издавшего акт.
Классификация нормативных правовых актов осуществляюется по различным критериям. Так, в зависимости от юридической силы они подразделяются на законы и подзаконные акты.
Вертикальная структура российского законодательства представляется в следующем виде:
1. Конституция РФ,
2.
Федеральные конституционные
3. Федеральные законы,
4. Нормативные указы Президента РФ,
5. Нормативные постановления Правительства РФ,
6.
Нормативные приказы, постановления,
инструкции и акты иных
7.
Нормативные акты
8. Нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты),
Ратифицированные международные договоры и нормативные постановления Конституционного суда РФ также включены в вертикальную структуру законодательства.
Кроме того, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления включены в иерархическую структуру законодательства.
Конституция Российской Федерации выступает в качестве объединяющего звена различных правовых актов (далее – Конституция). В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, а значит, и в субъектах РФ, не могут противоречить Конституции РФ. Так, статьей 4 устанавливается верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Данные конституционные нормы придают Конституции особый статус в системе правовых актов, устанавливают единство правового пространства в РФ.
Закон носит первичный характер, обладает верховенством в иерархической системе законодательства. Другие правовые акты должны основываться на законе и не могут ему противоречить. Должна проявляться связь между правовой силой актов и кругом регулируемых ими общественных отношений. Чем важнее общественные отношения, тем выше по юридической силе должен быть правовой акт.
Таким образом, можно сделать вывод что законность, и точное следование и исполнение Конституции Российской Федерации является основным требованием ко всем нормативно-правовым актам, вне зависимость от их места в иерархии.
Отличительной особенностью федеративного государства является наличие федеративной структуры в системе законодательства. Большое влияние на состояние системы законодательства в целом оказывает соотношение федеральных правовых актов и правовых актов субъектов федерации.
Россия является федеративным государством. Составляющие федерацию субъекты связаны общеобязательностью норм Конституции РФ и взаимной ответственностью. Однако, по отношению друг к другу, как и сама Федерация, так и ее структурные элементы (субъекты), обладают определённой самостоятельностью. Самостоятельность Федерации проявляется в суверенитете Российской Федерации, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на территорию всей страны, верховенстве федеральных законов и Конституции. Таким образом, Россия является государством, в котором должно формироваться единое правовое пространство.
Подход Российской Конституции является одним из перспективных, данный вывод можно сделать, изучив опыт разделения предметов ведения в других странах. Реализуя собственные полномочия, субъекты Федерации формируют собственное законодательство, что предусмотрено Конституцией РФ (ст.ст. 5, 73, 76).
Установление характера связей между федеральными и региональными правовыми актами входит в основу исследования федеративной структуры законодательства.
Заключаемые двухсторонние договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ являются одними из основных причин противоречий в федеративной структуре законодательства. В данных договорых отражена общая тенденция децентрализации правового регулирования. Ими устанавливается различный объем полномочий для субъектов Федерации. Содержание законодательства субъектов Федерации предопределено Положениями договоров. Поэтому при выяснении соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству возникает проблема приоритета положений договоров или норм федерального законодательства.
Разнообразие взглядов на природу и характер российского федерализма, степень самостоятельности субъектов Федерации объясняет, в большинстве случаев, отсутствие определенных представлений о соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Таким образом, общий анализ современного российского федерализма неотделим от изучения федеративной структуры законодательства.
Конституцией РФ закреплена модель симметричной федерации, однако заключение договоров с нарушением ст.ст. 71-73 Конституции придаёт России асимметричный характер.
Исходя их приведенной характеристики российского федерализма следует, что для определения соотношения двух уровней законодательства нормы Конституции РФ имеют приоритетное значение. Так, принцип верховенства федерального законодательства установлен в ч.2 ст.4, ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации.
На всей территории субъектов Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Федеральные законы обладают верховенством в случаях их принятия по предметам ведения собственно федерации и по вопросам, регулируемым Федерацией в рамках совместного ведения, что следует смысла Конституции РФ (ч. 4 ст. 76). Однако, равную юридическую силу с федеральными законами имеют законы субъектов Федерации, которые были приняты по предметам ведения субъектов Федерации.
Юридические коллизии возникают в случае возникновения противостояние законов федерального и регионального уровня, когда один законодатель внедряется в предмет ведения другого законодателя. Суд обладает правом окончательного их разрешения.
Некоторые субъекты Федерации до настоящего времени не нашли предмета для собственного правового регулирования, исходя из этого, они порой «внедряются» в сферу полномочий Федерации, или просто “дублируют” федеральные акты.
2.3.
Основные тенденции и проблемы
развития системы
Изменения, которые происходят в настоящее время в системе законодательства, вызваны целым комплексом разнообразных факторов субъективного и объективного свойства. Изменения, происходящие в системе законодательства, наблюдаются, хоть и в разной степени, во всех ее структурных образованиях:
? иерархической,
? федеративной
? отраслевой.
Так, в течении последнего десятилетия в иерархической подсистеме можно проследить постепенный рост множественности нормативных актов. Если в начале данного периода данная тенденция увеличения действующих нормативных правовых актов в общем объеме удельного веса подзаконных актов, прежде всего ведомственных являлась нежелательной, то в настоящее время картина несколько изменилась.
Тем не менее, неизменным остался вопрос о недостаточной упорядоченности соотношения законов и указов, законности последних, а также полномочий Президента РФ восполнять пробелы, которые, по его мнению, имеются в законодательстве.
Произошел в федеративной структуре отказ от Основы законодательства, как от формы федеральных законов совместного ведения регионов и Федерации. Их место заняли кодексы.
Законодательно в настоящее время не решен вопрос, существенный для функционирования и построения федеративной структуры законодательства вопрос о правовой природе соглашений, заключенных между Органами исполнительной власти и ее субъектами, касающиеся разграничения полномочий, число которых постоянно растет.
Так, отраслевая структура законодательства испытывает весомое воздействие изменений, которые происходят в системе права. Проявление процессов дифференциации и интеграции можно одновременно зафиксировать в системе законодательства. Такие отрасли законодательства, как избирательное законодательство, пенсионное законодательство, законодательство об охране здоровья, образовании, и др. сформировались под влиянием непосредственно процессов дифференциации. Чрезвычайное законодательство, в свою очередь, приобретает все больший вес и значение, которое начинает вводиться в действие для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Если профилактики недостаточно, то ее действие нацелено пресечение и устранение вредоносных последствий.
В системе законодательства о значимости интеграционных процессов можно судить по тому, насколько его эффективность зависит от завершенности процессов формирования законодательных комплексов (массивов).
Общие тенденции развития системы Российской системы законодательства представляют собой:
? Приведение всего законодательного массива РФ в соответствие со строгими требованиями норм Конституции РФ приобрело устойчивую тенденцию.
? Принятие последовательных мер, которые направлены на приведение норм системы законодательства субъектов РФ в соответствие с требованиями, которые нашли свое отражение в федеральном законодательстве Российской Федерации.
? Происходит дальнейшее формирование новых отраслей и комплексов законодательства, которые соответствуют задачам, стоящим перед Российской Федерацией. Данный процесс носит постоянный характер.
? Действующее законодательство Российской Федерации постоянно наполняется новым содержанием.
На современном этапе недостаточно эффективное развитие корпоративного законодательства в России объясняется двумя причинами:
? В стране отсутствует необходимая среда, включающая в себя наличие организаций, которая объединяет в себе независимых директоров, либо разработка традиций коллегиального принятия решений.
? Происходит снижение темпов судебных реформ. В виду определенной значимости роли судебной власти данный фактор замедляет проведение не только корпоративной реформы, но также затрагивает и ряд других сфер общественной жизни.
По инициативе Правительства России была разработаны концепции развития корпоративного законодательства, направленное на решение текущих и острых проблем российского бизнеса .
Рейдерство (силовые захваты) одной из сторон спорной собственности, или так называемые «корпоративные захваты» также являются одним из наиболее существенных показателей несовершенства корпоративного законодательства России.
Необходимость формирования адекватного институционального подхода, который был бы способен выявить характерные и общие черты обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная необходимость, как совокупность внутренне взаимодействующих норм, которые регулируют отдельную группу взаимосвязанных и однородных отношений, связана, прежде всего с современными тенденциями кардинального и постоянного именения природоохранного законодательства, а также вормирования доктринной и концептуальной основы национальной и экологической безпасности.
Свое отражение процесс совершенствования российского общества находит в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Обновление содержания нормативного материала, а также видоизменение тенденции его развития и совершенствования происходит одновременно с формированием новых политических, социально-экономических и духовных предпосылок построения российского правового государства.
Это необходимость неукоснительного обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества;
? специализация,
? унификация,
? интенсификация законодательства;
? противоречивость и конкурентоспособность его структур;
? увеличение массива технико-юридических предписаний.
Данные тенденции возможно условно поделить на три большие группы.
Первая группа включает в себя:
? обширное усиление законодательного приоритета,
? стремление к стабильности и интенсификация.
Вторая группа включает специализацию законодательства с ее различными формами проявления:
? конкретизация,
? детализация,
? дифференциация.
Третья группа включается в себя правовую унификацию и сопутствующие ей процессы:
? интеграция,
? универсализация,
? генерализация,
? издание комплексных нормативных актов.
Законодательный приоритет занимает центральное место в иерархии данных тенденций, как один из магистральных путей эффективного обеспечения новой государственной политики в сфере всемерной охраны прав и свобод личности, установления рыночных отношений.
Всестороннее обновление законодательства, проводимое в настоящее время – своеобразное очищение его от засоренности, рутины и ведомственного урегулирования. Такая реконструкция определена также необходимостью реформированием государственно-властной структуры, интеграции новых эффективных методов в управление народным хозяйством. На увеличение фона правовых изменений влияет углубление специализации социально-экономических процессов, способствующих принятию важнейших законодательных актов в тех областях, которые не были охвачены правовым воздействием ранее.
Информация о работе Становление системы российского законодательства