Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – совершенствование и становление российского законодательства, комплексное правовое исследование института развития, раскрыть специфику становления российской системы законодательства, рассмотреть виды структурирования, а так же выявить основные проблемы и перспективы развития российского законодательства.
Введение
Основная часть
1. . История становления Российской системы законодательства.
2. Понятие системы законодательства и её структура.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Прямо пропорционально происходит повышение ценности закона его настоящей роли в жизни общества и выводит на передний план тенденцию его верховенства среди других направлений. Однако от успешного функционирования всей совокупности «соподчиненных» закономерностей зависит комплексный уровень социальной отдачи данной тенденции. Именно они более полно раскрывают ее юридическую природу, содержание, формы проявления и пр.
Фундаментом прочной государственной взаимосвязи между республикой и центром, является точное и всеобщее исполнение закона, что также определяется приоритетом закона в отношении других подзаконных правовых актов. Неукоснительное соблюдение данных актов не способно формализовать действующее законодательство, обратить его в «бумажное право». Принятие данных актов происходит исключительно с целью дополнения, конкретизации и развития содержания закона, и поэтому они не могут выходить за рамки его общего смысла.
Такая характерная черта современного развития законодательства, как Интенсификация способствует тому, что всестороннее юридически правильное, урегулирование общественных отношений осуществляется путем издания новых нормативных актов, а также повышением качества, усилением его научной обоснованности, эффективностью действующего законодательства. Интенсификация направлена на более полное использование имеющихся внутренних «ресурсов» законодательного массива.
В большей степени уровень интенсификации зависит от субъективного фактора. Данная зависимость проявляется, прежде всего, в двух основных направлениях:
? Во-первых, в сфере правотворчества – это издание нормативного акта компетентным органом, который соответствует текущей необходимости («правотворческая оперативность»).
? Во-вторых, в сфере право – это полновесное и грамотное использование юридического акта («правоприменительная активность»).
Тенденция укрепления стабильности законодательства связана, прежде всего, с процессом интенсификации, без которой невозможно существование ее, как постоянной системы регулирования общественных отношений. Данное свойство выступает как своеобразная правовая гарантия прочности выбранного государством курса перспективности регламентируемых отношений. Стабилизация необходима для снятия напряжения в межреспубликанских взаимосвязях, а также для ослабления внутренних противоречий.
Кроме того, наличие ряда факторов обеспечивают стабильность законодательства, которые условно можно разделить на:
? материальные -
? специальные юридические.
К материальным факторам относятся:
? устойчивость государственно-политических, социально-экономических и национальных взаимосвязей;
? своевременное реагирование законодательства на происходящие важнейшие социальные процессы с учетом перспективности характера их развития;
? обоснованность и объективность целей экономических преобразований;
? прогнозирование необходимости юридического опосредствования той или иной общественной сферы в дальнейшем.
Специальные юридические факторы включают в себя следующие условия:
? соответствие текущего законодательства Конституции РФ;
? функционирование и издание подзаконных нормативных актов во исполнение и на основе закона;
? высокий уровень правовой интенсификации;
? совершенство законодательной техники;
? активное и юридически грамотное использование принятого нормативного акта.
Динамизм нормативного регулирования общественных отношений обусловлен быстрыми темпами социально-экономических преобразований, обеспечивает учет специфики и своеобразия их различных граней и сторон. Тенденция его специализации, в российском законодательстве интенсивно развивающаяся, успешно выполняет данные задачи. Основная ее цель – это юридически полное отражение всевозможных изменений и новизны общественных процессов, определить качественней уровень таких преобразований, сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных сферах.
Многоплановый ход развития общества объективно отражен процессом правовой специализации, пронизывающий, кроме того, различные стороны социальной действительности. Реально легитимированная дифференциация властных структур, общественное разделение труда, национально-государственная суверенизация выступают в качестве истоков специализации законодательства. В свою очередь, предпосылки же специализации законодательства подразделяются на:
? социально-экономические,
? властно-управленческие
? юридические.
В настоящее время специализацией охвачен весь правовой массив, и она оказывает воздействие не только на форму, но и на содержание законодательства, в котором обозначены виды: предметная (отраслевая), функциональная, региональная, смешанная.
Унификация законодательства – это противоположная специализации тенденция, значимость которой состоит в аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, упрощающих законодательство, делая его единообразным и доступным. Унификации помогает преодолеть несогласованность в структуре механизма правового воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная разобщенность и несогласованность в праве.
Текст заключения
Анализ российского законодательства показал, что оно имеет противоречивый характер. Так, зачастую в правотворческой деятельности государства наблюдается преобладание интересов некоторых субъектов Федерации и отдельных групп населения, приводящих к ослаблению внутренних связей законодательства. От решения теоретических проблем зависит успешное его приведение в упорядоченное состояние.
Исследуя системные качества российского законодательства системных качеств российского законодательства значительное внимание уделялось рассмотрению системы российского законодательства, в которой были выделены
? горизонтальная,
? иерархическая
? федеративная структуры.
Изучение горизонтальной структуры законодательства показало усиление процессов интеграции в законодательстве, что отражается в большом количестве формирующихся отраслей законодательства.
Анализ иерархической структуры законодательства выявил множество проблем в соотношении актов по юридической силе. Особое внимание заслуживает необходимость применения Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой и прямым действием. Должен быть урегулирован на федеральном уровне вопрос о соотношении правовых актов Президента РФ с федеральными законами.
Особое внимание в работе уделено изучению федеративной структуры законодательства в силу того, что федеративный аспект государственности оказывает в настоящее время основное влияние на целостность законодательства России.
Система законодательства - это совокупность законов и подзаконных актов. Это внешняя форма выражения права.
Систему законодательства можно строить по горизонтали и по вертикали. По горизонтали - это разделение всего комплекса законодательства на отдельные отрасли, регулирующие определенные области общественных отношений. По вертикали система законодательства строится по иерархии правовых норм.
Вертикальный разрез связан , во-первых, с устройством государства - является оно унитарным (простым) или федеративным (сложным); и, во-вторых, с правовой силой самих норм (конституция, законы, другие законодательные акты, подзаконные акты).
В настоящее время система законодательства включает в себя:
? отрасли законодательства, совпадающие с одноименными отраслями права (гражданское, семейное, уголовное, трудовое законодательство);
? отрасли законодательства, сложившиеся на базе определенной отрасли права, например, законодательство о здравоохранении выделилось из административного законодательства;
? комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания административного, гражданского и других отраслей, например, хозяйственное законодательство.
Несовпадение системы права и системы законодательства имеет важное практическое значение:
а) при подготовке крупных законодательных актов и сборников нормативные акты располагаются в соответствии с действующей системой законодательства;
б) система права оказывает существенное влияние на систему юридических наук и учебных дисциплин: каждой отрасли права соответствует своя отраслевая наука и одноименная учебная дисциплина.
Российская система права и система законодательства находятся сегодня в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Система права - это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.
Основанием деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
В систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования.
Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права - содержание системы законодательства, отражает внутреннюю структуру права; система законодательства - внешняя форма права, выражающая структуру системы нормативно-правовых актов.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Гражданское право |
система правовых норм, регулирующих имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения граждан и юридических лиц, а также охрану и защиту нематериальных благ |
2 |
Государство |
это политическая организация
общества, которая распространяет
свою власть на всю территорию
страны и её население, располагает
для этого специальным |
3 |
Государственный совет |
высший законосовещательный орган Российской империи в 1810- 1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906 – 1917 годах. |
4 |
Гражданский процесс |
урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению отнесённых к их ведомству гражданских дел в целях охраны прав, законных интересов граждан, организаций и в целом государственных общественных отношений, а так же по принудительному исполнению постановлений судов и других предусмотренных законом органов. |
5 |
Гражданское право |
отрасль права объединяющая правовые, регулирующие имущественные, а так же связанные и несвязанные с ними личные имущественные отношения. |
6 |
Деятельность |
процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие либо свои потребности. |
7 |
Договор |
соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. |
8 |
Закон |
принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. |
9 |
Законодательная власть |
разновидность государственной власти основной функцией которой является принятие законов государства. |
10 |
Законность |
политико-правовой режим, при котором и государство и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы. |
11 |
Кодификация |
систематизация законов государства по отдельным отраслям права. |
12 |
Конституция |
основной закон страны, нормативно-правовой акт имеющий высшую юридическую силу, закрепляющий основы правовой и экономической системы государства или образования, основы правового статуса личности. |
13 |
Нормативно-правовой акт |
письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа, по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. |
14 |
Нормы права |
правила поведения, которые представляют собой общеобязательные, формально определённые веления выраженные в виде общих государственно-властных предписаний, закрепляющие права и обязанности субъектов и регулирующие определённый вид общественных отношений. |
15 |
Правовая система |
совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведения людей. |
16 |
Правовое регулирование |
процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм. |
17 |
Привилегия |
исключительное право, личностное право, преимущество |
18 |
Принцип историзма |
способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. |
19 |
Российское государство |
участник международных отношений, субъект международного права не прекращающий своего существования |
20 |
Свод законов |
официально издаваемый государством сборник законодательства, в котором помещаются сведения в одно издание и расположенные в определённом порядке, действующие нормативные акты. |
21 |
Система законодательства |
совокупность законов и подзаконных актов, как внешняя форма выражения права |
22 |
Инкорпорация |
такая форма систематизации законодательства, которая достигается путем объединения нормативных актов определенного уровня, не внося, при этом, изменений в их содержание в определенном порядке |
23 |
Соборное уложение |
Уложение царя Александра Михайловича 1649 год, кодекс законов Русского государства принятый земским собором 1648-1649 годах, после восстания в Москве и в других городах. |
24 |
Субъект |
подлежащее суждения предмет о котором либо отрицается либо утверждается. |
25 |
Судебная практика |
деятельность судов по применению законов при разрешении конкретных дел. |
26 |
Юридическая сила |
применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. |
27 |
Юриспруденция |
совокупность знаний о государстве, государственном управлении, праве и его применении. |
28 |
Всестороннее обновление законодательства |
своеобразное очищение его от засоренности, рутины и ведомственного урегулирования. |
29 |
Законодательство |
такой вид исторических источников, который объединяет санкционированные верховной сластью нормативные документы |
30 |
Кодификация |
подготовка нового комплексного (сводного) законодательного акта, обладающего системным характером, который предназначен для регулирования наиболее важных сфер общественных отношений на протяжении длительного времени. |
31 |
Комплексная отрасль законодательства |
своеобразная нормативная совокупность актов над основной, базовой отраслью либо отраслями законодательства |
32 |
Унификация законодательства |
противоположная специализации тенденция, значимость которой состоит в аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, упрощающих законодательство, делая его единообразным и доступным |
33 |
Систематизация законодательства |
упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему |
1 |
Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Норма, 2008. |
2 |
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) [Текст] : кодекс от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 1 февраля 2008 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. |
3 |
О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 17.01. 1992 № 2202-1 (в ред. от 01.07.2010) // Собрание законодательства РФ – 1995 - № 47 - Ст. 4472 |
4 |
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей [Текст]: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 6. - Ст. 1539, 2004. - № 8. - Ст. 663 |
5 |
Агапова, Т. А. Макроэкономика [Текст] : учебник / Т. А. Агапова. – М. : Дело и Сервис, 2007 (гриф УМО). |
6 |
Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики [Текст] : учеб. пособие / А. М. Бабашкина. – М. : Финансы и статистика , 2006. |
7 |
Обзор практики разрешения споров, связанных с договорами энергоснабжения [Текст] : Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. № 30 // Вестник ВАС РФ. – 1998. - №4. |
8 |
Архив Коломенского городского суда. Дело 1127/09 |
9 |
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. |
10 |
Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” |
11 |
Федеральный закон от 6 февраля 1998 года № 33-ФЗ “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” |
12 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р |
13 |
Проблемы и развития российского законодательства. Пиголкин А.С, ретроспектива и перспектива. |
14 |
Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.: Издательство БЕК, 2005. |
15 |
Российское законодательство на современном этапе. Государственная дума в формировании правового пространства России издание государственной думы РФ, М,,2003. |
16 |
Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. Указ. соч. |
17 |
Правовые
акты. Учебно-практическое и |
18 |
Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М,, 2004. |
19 |
Хрестоматия по Истории Государства и права России, учебное пособие,М, Проспект,,1997 г. 472 с. |
20 |
Понятие и сущность принципов Российского законодательства, Сенякин И.Н |
21 |
Теория государства и права учебник для юридических вузов 3-е издание М- юриспруденция 2000 г. |
22 |
Теория Государства и Права, Борисов Г.А, У, Белгород, 2007 |
23 |
Мицкевич А.В. Соотношение системы права и системы законодательства // ВНИИКЗ. М. 1987 |
24 |
Златопольский Д.Л. Процесс развития федеративных отношений в России. Право. 1998. |
25 |
Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. - М., 1997 |
26 |
Судебник 1497 г. Юшков С.В. М., 1989. |
Информация о работе Становление системы российского законодательства