Становление суверенитета Республки Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является описание становления суверенитета Республики Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки становления независимого Казахстана.
2. Описать этапы становления суверенитета Республики Казахстан и особенности их влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства

Содержание

Введение
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения независимого Казахстана
1.1. Идеи национального самоопределения в Казахстане
1.2. Период казахской советской республиканской государственности
1.3. Казахстан в период перестройки
Глава 2. Становление независимости Республики Казахстан
2.1. Возникновение нового государства – Республики Казахстан
2.2. Развитие Казахстана в годы независимости
2.3. Международное положение независимого Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

Значительно ограничивало суверенитет  Казахской ССР и то обстоятельство, что 8% ее территории находилось под  юрисдикцией Министерства обороны  СССР.

Формальное государственное самоуправление и самоопределение наций в  условиях тоталитарного бюрократического централизма привело к великодержавному огосударствлению национальных отношений, фактически сузив возможности самоопределения наций. [1,112]

 

1.3. Казахстан в период перестройки

 

К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

В апреле 1985 года под руководством М.С.Горбачева состоялся очередной  Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки  различимы следующие четыре периода:

1 этап – март 1985-январь 1987 гг. Этот  этап проходил под лозунгами  – «ускорение» и «больше социализма».

2 этап – 1987-1988 гг. Лейтмотивом  этого этапа стали лозунги  – «больше демократии» и «гласность».

3 этап – 1989-1990 гг. Период «разброда  и шатания». Для этого периода  характерен раскол в едином  прежде лагере перестройки, переход  к открытому политическому, национальному противостоянию.

4 этап – 1990-1991 гг. Этот период  отличился крахом мировой социалистической  системы, политическим банкротством  КПСС и распадом СССР.[1, 111]

 

Глава 2. Становление независимости  Республики Казахстан 

 

2.1. Возникновение нового государства – Республики Казахстан

 

В декабре 1991 г. распался Союз Советских  Социалистических Республик. Входившие  в состав СССР союзные республики образовали самостоятельные, независимые, суверенные государства. Казахская  Советская Социалистическая Республика перестала существовать. На ее территории возникло новое государство, которое называется Республикой Казахстан.

С момента образования Республики Казахстан принят ряд правовых актов, которые заложили юридическую основу нового государства. К ним относятся Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, Закон о государственной независимости Республики Казахстан, Конституция Республики Казахстан 1993 г., Конституция Республики Казахстан 1995 г. Указанные конституционные акты провозгласили независимость, самостоятельность Казахстана, выдвинули идею создания демократического правового государства. [3,78]

На Алма-Атинской встрече была принята  Декларация о прекращении существования  СССР и образовании СНГ в составе  одиннадцати государств.

Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет  документов, согласно которым:

- констатировалась территориальная целостность входивших в Содружество государств;

- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;

- создавались высшие органы власти СНГ «Совет глав государств» и «Совет глав правительств»;

- объявлялся открытый характер Содружества.

16 декабря 1991 года был принят  и в тот же день вступил  в силу Конституционный закон  «О государственной независимости  Республики Казахстан».

В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и  правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой  и неприкосновенной.

Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.

3 глава определяла структуру  органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

  4 глава определяла экономические  основы государства. Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности.[13,78]

Республика Казахстан является субъектом международного права  и самостоятельно решает вопросы  внешнеэкономической деятельности.

Стратегические цели в сфере  политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

- развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;

- создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;

- обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;

- заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;

- повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека. [8,50]

Началась эта работа с формирования законодательной базы в области  государственных символов и атрибутики. 4 июня 1992 года новые государственные  символы были приняты Верховным  Советом.

Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась.

  В июне 1995 года, не дожидаясь  выборов нового парламента, Н.Назарбаев  представил на суд общественности  свой проект новой Конституции Казахстана.

  Казахстан утверждает себя  светским, правовым, социальным и  унитарным государством с президентской  формой правления. Единственным  источником власти является народ;  признается равенство государственной  и частной собственности. Государственным языком объявлялся казахский язык. В государственных органах наравне с казахским официально употребляется русский язык. [9,21]

В разделе «человек и гражданин» перечислялись права и свободы, которыми обладает гражданин Казахстана.

Президент объявлялся главой государства и ее высшим должностным лицом. Полномочия президента в проекте были значительно увеличены в сравнении с действующей Конституцией. Президенту предоставлялось право роспуска парламента.

Проектом предусматривалось новое  название Верховного Совета – парламент. Сам парламент предусматривался двухпалатным: верхняя палата – сенат и нижняя – мажилис.

Права парламента были значительно  урезаны. Ему предоставлялось право  импичмента президента только в одном  случае – совершения им государственной измены.

 Правительство осуществляет  исполнительную власть, образуется  президентом и ответственно перед  ним.

 Судами республики провозглашались  Конституционный суд, Верховный  суд и местные суды. Должность  судьи стала назначаемой.

 Местными  представительными органами объявлялись избираемые на 4 года маслихаты, исполнительные органы возглавлялись назначаемыми акимами.

 В результате  обсуждения в проект внесено  1100 поправок. Изменилось 55 статей и  появился новый раздел – «Конституционный  Совет», согласно которому не предусматривалось существование Конституционного суда в судебной системе Казахстана. [13,69]

 Республика  вступила на путь существования  в качестве суверенного государства,  отягощенная многими сложными  экономическими, политическими и  экологическими проблемами.

 

2.2. Развитие  Казахстана в годы независимости

 

По мере укрепления суверенитета республики появилась  не-обходимость и во всенародном  избрании Президента Республики. В  своем постановлении от 16 октября 1991 года Верховный Совет Казахской  ССР постановил провести выборы 1 декабря 1991 года. Это были первые всенародные выборы главы государства. На внеочередной сессии Верховного Совета Казахской ССР был принят «Закон о выборах Президента» и на эту должность была выдвинута кандидатура Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н. А. Назарбаева.

В апреле 1990 года Верховный Совет Казахской  ССР избрал Нурсултана Абишевича  Назарбаева Президентом Казахской  Советской Социалистической Республики. Большинство жителей Казахстана без сомнений поддержали кандидатуру Н. Назарбаева. Хасен Кожахметов, председатель национально-демократической партии «Желтоксан» не сумел набрать 100 000 голосов и не был зарегистрирован как кандидат. Поэтому кандидатура Н. А. Назарбаева оказалась без альтернативы.

На всенародных  выборах 1 декабря 1991 года Н.А. Назарбаев был избран Президентом Казахстана. Одновременно прошли выборы и вице-президента. Им стал Е.М. Асанбаев. В выборах приняли участие около 89 процентов имеющих право голосовать. За Н. А. Назарбаева подали голоса более 99 процентов от числа принявших участие в голосовании.

12 декабря  1991 года Н.А.Назарбаев издал Указ  «О реабилитации граждан, привлеченных  к ответственности за участие  в событиях 17-18 декабря 1986 года  в Казахстане», по которому  лица, привлеченные к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в декабрьских событиях, были реабилитированы. Но Указ не распространялся на лид, осужденных за умышленные противоправные действия. Верховному Совету республики было предложено рассмотреть вопрос об отмене Указов Президиума Верховного Совета Казахской ССР о награждении государственными наградами военнослужащих внутренних войск и работников правоохранительных органов в связи с вышеуказанными событиями, как ошибочно пршштые, кроме этого было предложено, исходя из тех же мотивов, обратиться в Верховный Совет СССР с просьбой об отмене Указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями всех должностных лиц, представленных к награде по этому случаю. [3,89]

Обретение Казахстаном независимости потребовало и выработки новой философии - идеологии суверенного Казахстана, в которой были бы четко определены ориентиры построения нового государства.

 

Политические  задачи независимого Казахстана

 

 

В условиях Казахстана, где большинство населения мыслило категориями «казарменного социализма» и у многих была развита философия социального иждивенчества, крайне важно было параллельно с внедрением рыночных основ проводить и воспитательную работу. Исходя из этого, Национальный Совет рекомендовал Н. А. Назарбаеву выступить перед гражданами Республики со своей концепцией. Президент Республики Казахстан свои взгляды изложил в работе «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». В ней Н. А. Назарбаев подробно остановился на проблеме: нужна идеология современному Казахстану или нет? Он отметил, что идеология - это целый комплекс взглядов и идей, которые вырабатываются в любом государстве, особенно развивающемся, в ней четко определяются принципы внешней и внутренней политики, дальнейшего развития культуры, образования. В работе была дана оценка общественно-политической ситуации в Казахстане, раскрывается сущность переходного периода и цель Казахстана - достичь реальной независимости и сохранить стабильность. [8,30]

Появление такой работы было тем  более значимым, потому что общественная мысль Казахстана оказалась не готовой  к огромным преобразованиям и  слабо реализовывала свой мощныи потенциал.

Обязательным атрибутом любого суверенного государства являются его герб, флаг, гимн. В этом отношении 4 июня 1992 г. навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственной символики Казахстана.

Геральдика - наука, изучающая гербы. Вексилология - наука о флагах. Сведения о них были научно систематизированы в книгах еще в XVI веке.

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем  и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается  над зданиями посольств суверенного  Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков.

Чистый голубой цвет нашего флага  свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Голубой цвет также раскрывает большую планетарную и общечеловеческую идею об общности, неделимости голубого неба над нами. Мир делится на множество народов, наций, государств, языков и религий, но небо над нами остается одно на всех.

Солнце - источник жизни и энергии. Человек не вечен. Приход в мир  и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для  кочевника движением солнца. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Потому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия. В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут.

На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков  это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет  в будущее.

Еще одним элементом, дающим новизну  и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар муйз - бараньи рога".

Уважение к флагу - это уважение к стране, народу, его истории.

В 1944 году композиторы Мукан Толебаев, Евгений Брусиловский, Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР. В ходе обсуждения общественность высказала мнение о необходимости сохранения музыки предыдущего гимна, дорогого и близкого сердцу каждого казахстанца.

Гимн - сложное музыкально-поэтическое  произведение. Как правило, он состоит не только из мотива, большое значение имеет в нем и текст песни. Победителями в поэтическом марафоне вышли четверо. Трое из них: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев - известные поэты среднего поколения. К ним присоединилась молодая, талантливая поэтесса Жадыра Дарибаева.

Информация о работе Становление суверенитета Республки Казахстан