Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа
Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Сущность и значение государственного долга.………………………………4
Экономическое содержание государственного долга..…………………….4
Классификация государственного долга России……..……………………..7
2. Структура управления государственным долгом…………………..............10
2.1 Методы и способы управления государственным долгом…………….....10
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего государственного долга России………………………...……………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
Приложение 1. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.04.2011…………….23
Приложение 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 а
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным гарантиям.
В целом, классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга включает конкретные виды внутренних займов и составляет структуру государственного внутреннего долга.6
На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликованы данные по объему внутреннего долга России и его динамика за последние два десятилетия.
Таблица 1
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
По состоянию на | Объем государственного
внутреннего долга | |
всего | в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации | |
01.01.1993 | 3,57 | 0,08 |
01.01.1994 | 15,64 | 0,33 |
01.01.1995 | 88,06 | 2,14 |
01.01.1996 | 187,74 | 7,46 |
01.01.1997 | 364,46 | 17,24 |
01.01.1998 | 490,92 | 3,47 |
01.01.1999 | 529,94 | 0,88 |
01.01.2000 | 578,23 | 0,82 |
01.01.2001 | 557,42 | 1,02 |
01.01.2002 | 533,51 | 0,02 |
01.01.2003 | 679,91 | 8,62 |
01.01.2004 | 682,02 | 5,58 |
01.01.2005 | 778,47 | 12,93 |
01.01.2006 | 875,43 | 18,86 |
01.01.2007 | 1064,88 | 31,23 |
01.01.2008 | 1301,15 | 46,68 |
01.01.2009 | 1499,82 | 72,49 |
01.01.2010 | 2094,73 | 251,36 |
01.01.2011 | 2940,39 | 472,25 |
Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров;
- государственных
займов субъекта Российской
- договоров
и соглашений о получении
- договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.
В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются:
- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;
- объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;
- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации.
Долговые
обязательства субъекта Российской Федерации
погашаются в сроки, которые определяются
условиями заимствований и не могут превышать
30 лет.
2.2
Внешний государственный
долг
Классификация видов государственных внешних долгов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией, осуществляемых в иностранной валюте.
Она включает:
1. Задолженность
по кредитам иностранных
- задолженность официальным кредиторам Парижского клуба;
- задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба;
- задолженность бывшим странам СЭВ.
2. Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, в том числе:
- задолженность кредиторам Лондонского клуба;
- коммерческая задолженность.
3. Задолженность перед международными финансовыми организациями.
4. Государственные
ценные бумаги Российской
- еврооблигационные займы;
- задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа 1999 года;
- задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России за счет средств Центрального банка РФ.
5. Государственные гарантии в иностранной валюте.
6. Внешний долг субъекта РФ, в том числе:
- по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
- по кредитам международных финансовых организаций;
- государственные ценные бумаги субъектов РФ, указанные в иностранной валюте.
7. Внешний
долг перед Российской
- правительств иностранных государств;
- иностранных коммерческих банков и фирм.
Внешние долги иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией по государственным экспортным и коммерческим кредитам, предоставленным или гарантированным Российской Федерацией, отражается в классификации как государственные внешние активы РФ.7
Государственные
внешние заимствования
Право осуществления
Таблица 2
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2011 года
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 38 836,9 | 27 587,0 |
Задолженность
перед официальными кредиторами - членами
Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
692,1 | 491,6 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 608,2 | 1 142,4 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 110,1 | 788,5 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 56,2 | 39,9 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 959,3 | 2 102,1 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 820,0 | 21 182,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 420,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 486,1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 462,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 775,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 18 353,7 | 13 037,2 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1 774,9 | 1 260,8 |
в том числе: | ||
ОВГВЗ VII серии | 1 750,0 | 1 243,1 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 816,1 | 579,7 |
В отношении внешнего долга следует различать платежеспособность государственного сектора и страны в целом. В первом случае оценивается способность государственного сектора платить по внешнему или общему долгу, включая внутренний. Во втором - платежеспособность по внешнему долгу как государственного сектора, так и частных заемщиков (например, коммерческих банков и предприятий).
Внешняя
задолженность государства
Это устраняет стимул к использованию эмиссионного способа погашения долга.
С точки зрения теории в наиболее общем смысле источником выплат по долгу является ВВП страны, исчисляемый в национальной валюте. Входящие в ВВП доходы страны от международной деятельности, выраженные в показателе чистого экспорта (сальдо торгового баланса), и внутренние доходы страны представляют собой источники поступлений в государственный бюджет.9
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
По
оценке Минфина России, если российская
экономика в ближайшее
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Информация о работе Стратегия управления государственным долгом