Стратегия управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание

Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Сущность и значение государственного долга.………………………………4
Экономическое содержание государственного долга..…………………….4
Классификация государственного долга России……..……………………..7
2. Структура управления государственным долгом…………………..............10
2.1 Методы и способы управления государственным долгом…………….....10
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего государственного долга России………………………...……………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
Приложение 1. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.04.2011…………….23
Приложение 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 а

Работа состоит из  1 файл

Курсовая гос регулирование.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным гарантиям.

     В целом, классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга включает конкретные виды внутренних займов и составляет структуру государственного внутреннего долга.6

      На  официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликованы данные по объему внутреннего долга России и его динамика за последние два десятилетия.

Таблица 1

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По  состоянию на Объем государственного внутреннего долга                               Российской Федерации, млрд. руб.
всего в т.ч. государственные  гарантии Российской Федерации в  валюте Росийской Федерации
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
  01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25
 

     Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.

     Долговые  обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в  форме:

- кредитных  соглашений и договоров;

- государственных  займов субъекта Российской Федерации,  осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

- договоров  и соглашений о получении субъектом  Российской Федерации бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- договоров  о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

- соглашений  и договоров, в том числе  международных, заключенных от  имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

     В объем государственного долга субъектов  Российской Федерации включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;

- объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации.

     Долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Внешний государственный долг 

     Классификация видов государственных внешних  долгов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией, осуществляемых в иностранной валюте.

     Она включает:

1. Задолженность  по кредитам иностранных государств, в том числе:

- задолженность официальным кредиторам Парижского клуба;

- задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба;

- задолженность бывшим странам СЭВ.

2. Задолженность  по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, в том числе:

- задолженность кредиторам Лондонского клуба;

- коммерческая задолженность.

3. Задолженность  перед международными финансовыми организациями.

4. Государственные  ценные бумаги Российской Федерации, указанные в иностранной валюте, в том числе:

- еврооблигационные займы;

- задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа 1999 года;

- задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России за счет средств Центрального банка РФ.

5. Государственные  гарантии в иностранной валюте.

6. Внешний  долг субъекта РФ, в том числе:

- по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

- по кредитам международных финансовых организаций;

- государственные ценные бумаги субъектов РФ, указанные в иностранной валюте.

7. Внешний  долг перед Российской Федерацией, в том числе:

- правительств иностранных государств;

- иностранных коммерческих банков и фирм.

     Внешние долги иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией по государственным экспортным и коммерческим кредитам, предоставленным или гарантированным Российской Федерацией, отражается в классификации как государственные внешние активы РФ.7

     Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

       Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской  Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченный Правительством Российской Федерации ответственный федеральный орган исполнительной.8

Таблица 2

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2011 года

Категория долга млн. долларов США эквивалент  млн. евро
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) 38 836,9 27 587,0
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
692,1 491,6
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 608,2 1 142,4
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1 110,1 788,5
Коммерческая задолженность бывшего СССР 56,2 39,9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 2 959,3 2 102,1
Задолженность по внешним облигационным займам 29 820,0 21 182,0
     внешний облигационный заем с  погашением в 2015 году 2 000,0 1 420,7
     внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 486,1
     внешний облигационный заем с  погашением в 2018 году 3 466,4 2 462,3
     внешний облигационный заем с  погашением в 2028 году 2 499,9 1 775,7
     внешний облигационный заем с  погашением в 2030 году 18 353,7 13 037,2
Задолженность по ОВГВЗ 1 774,9 1 260,8
     в том числе:    
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 243,1
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 816,1 579,7
 

     В отношении внешнего долга следует различать платежеспособность государственного сектора и страны в целом. В первом случае оценивается способность государственного сектора платить по внешнему или общему долгу, включая внутренний. Во втором - платежеспособность по внешнему долгу как государственного сектора, так и частных заемщиков (например, коммерческих банков и предприятий).

     Внешняя задолженность государства имеет  специфические особенности, отличающие ее от внутреннего долга. Внешний  долг является чистым бременем для экономики, так как выплачивается иностранцам и поэтому может рассматриваться как чистый трансферт из страны (внешний трансферт). Кроме того, внешний долг не может быть погашен с помощью денежного финансирования, так как исчисляется в иностранной валюте.

     Это устраняет стимул к использованию  эмиссионного способа погашения долга.

     С точки зрения теории в наиболее общем  смысле источником выплат по долгу является ВВП страны, исчисляемый в национальной валюте. Входящие в ВВП доходы страны от международной деятельности, выраженные в показателе чистого экспорта (сальдо торгового баланса), и внутренние доходы страны представляют собой источники поступлений в государственный бюджет.9

    Основным  источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг  на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

    По  оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.

    Сокращение  дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.

    В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.

Информация о работе Стратегия управления государственным долгом