Стратегия управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание

Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Сущность и значение государственного долга.………………………………4
Экономическое содержание государственного долга..…………………….4
Классификация государственного долга России……..……………………..7
2. Структура управления государственным долгом…………………..............10
2.1 Методы и способы управления государственным долгом…………….....10
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего государственного долга России………………………...……………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
Приложение 1. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.04.2011…………….23
Приложение 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 а

Работа состоит из  1 файл

Курсовая гос регулирование.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)

    Российская  экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия.

      Таблица 3

Иные  источники финансирования дефицита федерального бюджета,

млрд. рублей

Показатель 2010 год Прогноз
2011 год 2012 год 2013 год
Всего источников 1 006,8 1 520,0 1 705,4 1 755,2
%% к ВВП 2,2 3,1 3,1 2,8
увеличение 1 820,8 2 307,1 2 658,3 2 727,9
уменьшение - 814,0 - 787,1 - 952,9 - 972,7
Источники внутреннего финансирования дефицита 922,5 1 475,9 1 628,5 1 680,9
увеличение 1 550,4 2 074,4 2 433,7 2 509,4
из  них:        
государственные ценные бумаги 1 210,0 1 705,9 2 009,1 2 090,9
приватизация 7,0 298,0 276,1 309,4
уменьшение - 627,9 - 598,5 - 805,3 - 828,6
из  них: 
государственные ценные бумаги
- 275,7 - 369,1 - 518,9 - 616,6
Источники внешнего финансирования дефицита 84,3 44,1 76,9 74,3
увеличение 270,4 232,7 224,6 218,5
из  них: 
государственные ценные бумаги
220,1 205,1 198,8 195,3
уменьшение - 186,1 - 188,6 - 147,6 - 144,2
из  них: 
государственные ценные бумаги
- 44,6 - 73,0 - 37,5 - 36,8
 

    В связи с исчерпанием Резервного фонда и реализации взвешенной политики по использованию средств Фонда национального благосостояния, направленной на обеспечение безусловного исполнения обязательств Российской Федерации, прежде всего в сфере пенсионного обеспечения граждан, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

    Программа государственных внешних заимствований  Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

1) для  несвязанных (финансовых) заимствований:

- источника привлечения;

- суммы заимствования;

- срока погашения;

2) для  целевых иностранных заимствований:

- конечного получателя;

- цели заимствования и направления использования;

- источника заимствования;

- суммы заимствования;

- срока погашения;

- гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

- оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

-прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

       В Программе государственных  внешних заимствований Российской  Федерации должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок займа. Данные займы и государственные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации.

       В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 процентов общего объема внешних заимствований.

       Правительство Российской Федерации  имеет право на осуществление  внешних заимствований, не включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга Российской Федерации, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга Российской Федерации.

     Данное  право распространяется исключительно  на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования Российской Федерации.

       В Программу государственных  внешних заимствований Российской  Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

     Договоры  о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, исполнение которых требует увеличения предельных объемов государственных внешних заимствований Российской Федерации, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     Договоры  о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, предоставлении гарантий по внешним займам подлежат ратификации:

- если предусмотренные этими договорами займы (гарантии) не включены в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и (или) привлекаемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок займа;

- если исполнение таких договоров требует увеличения предельных объемов

государственных внешних заимствований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Рассмотрение  состояния государственного долга  РФ позволяет выделить основные моменты:

- большую часть  российского долга ( в том числе  долга СССР) составляют краткосрочные заимствования, именно из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;

- погашению и  обслуживанию государственного  долга в настоящее время уделяется  приоритетное значение;

      Объем государственного долга субъектов Российской Федерации за 2009 год возрос на 48%, составив на 1 января 2010 года 890,5 млрд. рублей. Объем муниципального долга за тот же период увеличился на 27% и составил 134,9 млрд. рублей.

      В результате такого наращивания заимствований расходы на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации уже в 2010 году оцениваются вдвое выше, чем в 2009 году. Расходы на обслуживание муниципального долга возросли в полтора раза.

      В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая политика, а от Министерства финансов Российской Федерации – постоянный мониторинг уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и устойчивости исполнения первоочередных расходов региональных бюджетов, а также расходов по обслуживанию государственного долга. С субъектами Российской Федерации, имеющими высокую долговую нагрузку, предлагается заключать соглашения о согласовании с Министерством финансов Российской Федерации долговой политики региона.

      В целях финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2011 году дополнительно предусматриваются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме  
113,6 млрд. рублей.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
  2. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ
  3. Налоговый Кодекс от 29.12. 2000 № 166-ФЗ
  4. ФЗ № 115 от 5.08.1996 г. «О бюджетной классификации РФ»
  5. ФЗ № 136 от 15.07.1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»
  6. Постановление правительства от 27.09.1994 № 1107 « Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами»
  7. Постановление правительства от 23.06.2000 г. № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов»
  8. Мысляева И. М. Государственный и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М: ИНФРА-М, 2007.  – 360.
  9. Николаева Т. П. Бюджетная система РФ : учебно-практическое пособие.- М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2007 – 234 с.
  10. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Приложение 1

Объем государственного долга субъектов  Российской Федерации и долга  муниципальных образований на  01.04.2011
          в тыс.руб.
Код Субъект Российской Федерации Объем государственного долга субъектов Российской Федерации Объем долга  муниципальных образований
государственный внутренний долг субъектов Российской Федерации государственный внешний долг субъектов Российской Федерации государственный долг субъектов Российской Федерации              (Итого)
  Центральный федеральный  округ 548 833 815,5 31 257 416,3 580 091 231,8 34 995 577,9
26 Белгородская  область 13 690 015,1 - 13 690 015,1 629 914,8
27 Брянская область 5 749 504,1 - 5 749 504,1 1 299 712,9
28 Владимирская  область 1 298 553,4 - 1 298 553,4 877 509,0
31 Воронежская область 10 437 124,8 - 10 437 124,8 2 627 104,5
33 Ивановская  область 4 180 257,6 - 4 180 257,6 156 650,0
37 Калужская область 16 245 493,3 - 16 245 493,3 605 388,5
41 Костромская область 7 971 531,9 - 7 971 531,9 2 995 745,8
44 Курская область 3 516 414,2 - 3 516 414,2 752 088,5
46 Липецкая область 6 635 075,5 - 6 635 075,5 1 939 406,0
48 Московская  область 139 092 365,5 - 139 092 365,5 12 312 327,5
54 Орловская область 3 637 839,4 - 3 637 839,4 353 785,1
59 Рязанская область 10 358 798,3 - 10 358 798,3 891 105,7
63 Смоленская  область 6 423 412,1 - 6 423 412,1 1 592 149,8
64 Тамбовская  область 5 395 540,5 - 5 395 540,5 878 061,3
36 Тверская область 11 582 327,0 - 11 582 327,0 1 811 443,5
66 Тульская область 8 210 023,7 - 8 210 023,7 1 225 731,5
71 Ярославская область 12 000 334,1 - 12 000 334,1 4 047 453,4
73 г. Москва 282 409 205,0 31 257 416,3 313 666 621,3 -
  Северо-Западный федеральный округ 86 310 414,5 - 86 310 414,5 16 055 775,3
06 Республика  Карелия 8 405 416,8 - 8 405 416,8 1 092 453,9
07 Республика  Коми 5 355 090,2 - 5 355 090,2 1 435 803,9
24 Архангельская область 13 213 096,2 - 13 213 096,2 1 505 573,5
84   Hенецкий  АО нет информации
30 Вологодская область 19 571 458,5 - 19 571 458,5 261 846,7
35 Калининградская область 11 190 465,0 - 11 190 465,0 6 552 464,4
45 Ленинградская область 5 315 356,3 - 5 315 356,3 1 330 215,8
49 Мурманская  область 6 751 638,9 - 6 751 638,9 2 298 108,4
50 Новгородская  область 7 915 693,9 - 7 915 693,9 1 255 010,3
57 Псковская область 1 978 029,8 - 1 978 029,8 324 298,3
72 г. Санкт-Петербург 6 614 168,9 - 6 614 168,9 -
  Южный федеральный  округ 65 145 603,5 - 65 145 603,5 17 969 444,1
76 Республика  Адыгея 1 017 886,9 - 1 017 886,9 407 445,0
05 Республика  Калмыкия 1 300 022,1 - 1 300 022,1 36 254,5
18 Краснодарский край 31 497 673,3 - 31 497 673,3 6 746 362,7
25 Астраханская  область 13 009 296,5 - 13 009 296,5 2 621 744,0
29 Волгоградская область 11 427 277,8 - 11 427 277,8 5 359 088,2
58 Ростовская  область 6 893 447,0 - 6 893 447,0 2 798 549,8
  Северо-Кавказский федеральный округ 20 768 996,3 - 20 768 996,3 2 114 922,0
03 Республика  Дагестан 2 547 093,8 - 2 547 093,8 777 323,9
14 Республика  Ингушетия  59 304,8 - 59 304,8 -
04 Кабардино-Балкарская Республика 354 091,4 - 354 091,4 30 000,0
79 Карачаево-Черкесская Республика 2 257 256,8 - 2 257 256,8 193 775,9
10 Республика  Северная Осетия - Алания 5 226 405,2 - 5 226 405,2 397 941,7
94 Чеченская Республика 5 470 828,6 - 5 470 828,6 350 000,0
21 Ставропольский  край 4 854 015,7 - 4 854 015,7 365 880,5
  Приволжский федеральный  округ 218 191 645,1 732 247,2 218 923 892,3 48 688 449,3
01 Республика  Башкортостан 9 360 383,3 710 725,0 10 071 108,3 4 385 222,5
08 Республика  Марий Эл 5 395 586,3 - 5 395 586,3 36 340,0
09 Республика  Мордовия 12 381 242,9 - 12 381 242,9 987 176,4
11 Республика  Татарстан 63 176 782,6 21 522,2 63 198 304,8 26 691 198,5
13 Удмуртская Республика 12 547 844,1 - 12 547 844,1 3 594 956,5
15 Чувашская Республика 7 989 943,0 - 7 989 943,0 904 594,1
56 Пермский край 970 359,7 - 970 359,7 333 414,6
40 Кировская область 7 306 458,6 - 7 306 458,6 566 235,2
32 Нижегородская область 28 167 205,3 - 28 167 205,3 2 210 265,6
53 Оренбургская  область 9 594 031,1 - 9 594 031,1 742 721,6
55 Пензенская  область 7 011 258,1 - 7 011 258,1 2 229 075,7
42 Самарская область 25 204 446,8 - 25 204 446,8 2 305 169,8
60 Саратовская область  26 147 258,6 - 26 147 258,6 3 381 823,4
68 Ульяновская область 2 938 844,6 - 2 938 844,6 320 255,2
  Уральский федеральный  округ 32 893 021,6 - 32 893 021,6 12 512 968,4
43 Курганская  область 1 740 747,8 - 1 740 747,8 30 202,3
62 Свердловская  область 9 865 329,4 - 9 865 329,4 4 898 118,2
67 Тюменская область 1 090 401,7 - 1 090 401,7 51 668,0
87   Ханты-Мансийский АО 10 215 122,7 - 10 215 122,7 3 253 216,5
90   Ямало-Ненецкий АО - - - 2 375 445,1
69 Челябинская область 9 981 419,9 - 9 981 419,9 1 904 318,3
  Сибирский федеральный округ 76 839 954,7 - 76 839 954,7 25 165 262,5
77 Республика  Алтай 1 009 404,4 - 1 009 404,4 535 348,0
02 Республика  Бурятия 4 836 364,5 - 4 836 364,5 2 575 324,5
12 Республика  Тыва 146 339,1 - 146 339,1 213 524,3
80 Республика  Хакасия 2 150 836,1 - 2 150 836,1 48 495,1
17 Алтайский край 539 935,2 - 539 935,2 733 626,4
91 Забайкальский край 4 276 341,3 - 4 276 341,3 247 155,2
19 Красноярский  край 11 171 477,1 - 11 171 477,1 5 490 849,6
34 Иркутская область  7 391 715,8 - 7 391 715,8 3 840 262,1
39 Кемеровская область 20 631 642,9 - 20 631 642,9 580 518,9
51 Новосибирская область 4 511 256,1 - 4 511 256,1 6 492 628,2
52 Омская область 13 038 889,3 - 13 038 889,3 2 642 854,3
65 Томская область 7 135 753,0 - 7 135 753,0 1 764 675,7
  Дальневосточный федеральный округ 37 604 409,1 - 37 604 409,1 10 403 850,9
16 Республика  Саха (Якутия) 17 755 333,7 - 17 755 333,7 1 471 726,2
38 Камчатский  край 5 345 187,8 - 5 345 187,8 1 828 831,6
20 Приморский  край 585 683,2 - 585 683,2 1 851 343,2
22 Хабаровский край 3 217 949,7 - 3 217 949,7 739 955,4
23 Амурская область 6 036 779,3 - 6 036 779,3 480 960,1
47 Магаданская область 2 121 471,4 - 2 121 471,4 1 465 224,5
61 Сахалинская область 529 648,2 - 529 648,2 2 474 933,4
78 Еврейская АО 33 398,8 - 33 398,8 90 876,6
88 Чукотский АО 1 978 957,0 - 1 978 957,0 -
  Итого 1 086 587 860,3 31 989 663,5 1 118 577 523,8 167 906 250,3

Информация о работе Стратегия управления государственным долгом