Субъекты права по законодательству Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – создать целостное представление теоретических аспектов сущности субъектов права, раскрыть значение субъектов права по законодательству Российской Федерации.

В рамках реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- определить и раскрыть основные аспекты понимания субъекта права;

- уточнить конструкцию правосубъектности, ее элементы;

- дать характеристику субъектов права в Российской Федерации;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2


ГЛАВА I. Теоретические аспекты сущности субъектов права

1.1. Понятие правовых отношений………………………………………………4

1.2. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение…………..….7

1.3. Субъект права и субъект правоотношений………………………………..10


ГЛАВА II. Субъекты права по законодательству Российской Федерации

2.1. Субъекты права в России…………………………………………….….….13

2.2. Граждане как субъекты гражданского права, их правоспособность и дееспособность………………………………………………………………..…16

2.3. Юридические лица как субъект правоотношений…………………..……23


Заключение………………………………………………………………..……..30

Библиографический список...………………………………………………..….

Работа состоит из  1 файл

субъекты права - курсовик.docx

— 54.32 Кб (Скачать документ)

         Наиболее существенными элементами  содержания дееспособности граждан  является возможность самостоятельного  заключения сделок (сделкоспособность граждан) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). В качестве элемента деликтоспособности Гражданский Кодекс выделяет возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, для чего гражданин должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

         Так как в отличие от правоспособности  дееспособность связана с совершением  гражданином волевых действий, что  предполагает достижение определенного  уровня психической зрелости, законом  в качестве одного из критериев  дееспособности предусмотрен возраст  гражданина. Полная дееспособность  признается за совершеннолетними  гражданами, то есть достигшими  восемнадцатилетнего возраста. Из указанного правила допускаются два исключения: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения им восемнадцатилетнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак таким лицом, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей (опекунов) занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным (эмансипация).

         В виду того, что человек с  возрастом приобретает необходимые  знания и навыки, гражданское  законодательство предусматривает  постепенный переход граждан  к полной дееспособности. Скажем, в возрасте от 6 до 14 лет у граждан  (малолетних) появляется право самостоятельно  совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное  получение выгоды, не требующие  государственной регистрации и  некоторые другие сделки. С достижением  четырнадцатилетнего возраста несовершеннолетний  наделяется правом совершать  самостоятельно любые сделки, при  условии письменного согласия  его законных представителей, причем  согласие может быть получено  как до совершения сделки, так  и быть письменным одобрением  уже состоявшейся сделки. В возрасте  от 14 до 18 лет вправе самостоятельно  и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними,  распоряжаться собственным заработком, осуществлять авторские права,  в соответствии с законом вносить  вклады в кредитные учреждения  и распоряжаться ими, а по  достижении шестнадцатилетнего  возраста быть членами кооперативов. Данный статус граждан является  уже частичной дееспособностью.  Однако, скажем, в случае неразумного расходования несовершеннолетним своих средств законные представители, либо орган опеки и попечительства данного лица может ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права распоряжаться заработком.

         Хотя по достижении гражданином  восемнадцатилетнего возраста он  получает дееспособность в полном  объеме, возможны ситуации, когда  способности гражданина к волевым  осознанным действиям могут быть  нарушены вследствие заболевания  либо злоупотребления алкогольными  или наркотическими веществами. В данном случае может иметь  место признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности такого лица. В случае, если вследствие психического расстройства гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими, он признается судом недееспособным и лишается права на совершение любых сделок, даже мелких бытовых. От лица такого гражданина все сделки совершает его опекун (статья 29 Гражданского Кодекса). Если же, скажем, происходит улучшение психического состояния гражданина до такой степени, при которой он становится в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность, суд вправе вынести решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности, а так же отменить опеку и попечительство над таким гражданином.

         Однако обладания правосубъектностью для субъекта недостаточно для того, чтобы иметь конкретные субъективные права и нести обязанности. Правосубъектность является лишь необходимой предпосылкой обладания субъективными правами. Для возникновения конкретных субъективных прав необходимо возникновение юридического факта. Иными словами, наделенный правосубъектностью гражданин имеет абстрактную возможность приобретения определенных прав в результате каких-либо действий или событий – юридических фактов.

         Ограничения же правоспособности  или дееспособности могут иметь  место и осуществляются в случаях  и порядке, установленных законом  и только таким образом. Как  правило, такие ограничения правосубъектности связаны либо с заболеванием гражданина, в результате которого он утрачивает возможность адекватно оценивать собственные действия, либо в возможны в качестве санкции за совершенное правонарушение. Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах. Такими признаками для граждан являются имя, место жительства и акты гражданского состояния.

       Еще одним индивидуализирующим гражданина признаком является его место  жительства. Наряду с именем, место  жительства позволяет более точно  конкретизировать субъекта права. Довольно часто встречаются случаи полного  совпадения имен граждан, включая фамилии  и отчества. Однако полное совпадение места жительства при этом встречается  крайне редко. Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно  или преимущественно проживает. При этом не имеет значения место  прописки гражданина (оно является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу), место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты. Граждане имеют право сами выбирать себе место жительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, и касающихся определения места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Местом жительства подобных субъектов признается, как правило, место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

         Также положение гражданина как  субъекта права удостоверяется  актами гражданского состояния.  Акты гражданского состояния  отнесены законом к фактам, определяющим  правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака,  усыновление, смерть и другие). Например, возникновение и прекращение  правоспособности субъекта связывается  с моментом рождения и моментом  смерти гражданина, вступление в  брак влечет возникновение права  общей совместной собственности  супругов. В связи с особой  важностью данных фактов законом  установлен специальный порядок  их регистрации в специальном  государственном органе – органе  записи актов гражданского состояния  (ЗАГСе). На основании произведенных записей гражданам выдается специальный документ – свидетельство, которым гражданин удостоверяет свое состояние в повседневной жизни. Например, свидетельство о рождении является для несовершеннолетнего документом, удостоверяющим его личность до получения им по достижении им определенного возраста (на данный момент таким возрастом является шестнадцатилетний, однако, в ближайшее время возможно снижение законодателем такого возраста до четырнадцати лет) паспорта, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

         Как уже отмечалось, регулирование  правовых отношений предполагает  участие гражданина в правоотношениях.  Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного  времени сведения о гражданине  в месте его постоянного жительства  отсутствуют, и попытки разыскать  такого гражданина не приносят  результата. В результате таких  ситуаций возникает неопределенность  в субъекте правоотношений. Для  регулирования подобных ситуаций  законом предусмотрены специальные  правила, которые в совокупности  образуют так называемый институт  безвестного отсутствия. С помощью  норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут  обратиться в соответствующие  государственные органы и добиться  устранения неопределенности в  правовых отношениях, участником  которых значится отсутствующее  лицо, либо свести к минимуму  отрицательные последствия такой  неопределенности.

         Поскольку в случае безвестного отсутствия гражданина в основу можно положить как презумпцию жизни (предположение о том, что гражданин является живым, так как факт его смерти не установлен), так и презумпцию смерти (предположение о смерти продолжительное время отсутствующего гражданина), скорее всего более правильной будет являться позиция, при которой суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью устранения неопределенности в субъекте отношений.

         Согласно гражданскому законодательству  гражданин, по заявлению заинтересованных  лиц, может быть признан судом  безвестно отсутствующим, если  в течение года в месте его  жительства нет сведений о  месте его пребывания. Решение  о признании гражданина безвестно  отсутствующим выносится судом  в порядке особого производства (глава 28 ГПК), при этом оцениваются  все имеющиеся факты, которые  могут повлиять на вынесение  решения. Скажем, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, так как существует вероятность того, что безвестность его отсутствия может быть устранена его розыском, который находится в компетенции ОВД. Если же суд принимает решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то в отношении имущества такого гражданина принимается ряд предусмотренных законом действий. В частности, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу (в соответствии со статьей 43 Гражданского Кодекса), из имущества данного лица выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательствам. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь также и другие последствия, установленные законом. Например, с таким лицом может быть в упрощенной форме расторгнут брак. Если имущество гражданина таково, что оно нуждается в постоянном управлении, то орган опеки и попечительства может и до истечения годичного срока, установленного законом, назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина, однако, при этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

2.3. Юридические лица  как субъект правоотношений.

       Наряду  с гражданами субъектами права являются также юридические лица – особые образования, обладающие рядом специфических  признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном  законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в  гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей  в группы, союзы разных видов, без  соединения их личных усилий и капиталов  для достижения тех или иных целей.

         Юридические лица выполняют следующие  функции:

        - Оформление коллективных интересов:  институт юридического лица определенным  образом организует и упорядочивает  внутренние отношения между участниками  юридического лица, преобразуя их  волю в волю всей организации  в целом, позволяя таким образом ей выступать в гражданском обороте от собственного имени – имени юридического лица;

        - Функция объединения капиталов: юридическое лицо (наиболее ярко выраженное в данной связи – акционерное общество) является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, что необходимо для ведения крупномасштабной предпринимательской деятельности;

        - Ограничение предпринимательского  риска: конструкция юридического  лица позволяет ограничить имущественный  риск конкретного участника суммой  вклада в капитал предприятия;

        - Функция управления капиталом:  институт юридического лица создает  основания для более гибкого  использования капитала, принадлежащего  одному лицу в различных сферах  предпринимательской деятельности.

         Юридическое лицо имеет ряд  присущих ему свойств, каждое  из которых необходимо, а все  они вместе – достаточны для  того, чтобы организация могла  признаваться субъектом  права.  Эти свойства таковы:

        - Организационное единство юридического  лица. Это свойство проявляется,  прежде всего, в определенной  иерархии, соподчиненности органов  управления, составляющих структуру  организации, а также в четкой  регламентации отношений между  ее участниками. Организационное  единство юридического лица закрепляется  его учредительными документами  (уставом и/или учредительным  договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение  того или иного вида юридических  лиц;

        - Имущественная обособленность  юридического лица. Имущественная  обособленность юридического лица  представляет собой объединение  множества инструментов (предметов  техники, знаний, денежных средств  и т.д.) в единый имущественный  комплекс и создает материальную  базу для его деятельности. При  этом степени обособленности  имущества у различных видов  юридических лиц могут значительно  различаться. Так, например, хозяйственные  товарищества и общества, кооперативы  обладают правом собственности  на принадлежащее им имущество,  в то время как унитарные  предприятия – лишь правом  хозяйственного ведения или оперативного  управления. Однако в обоих случаях  наличие правомочий владения, пользования  и распоряжения имуществом дает  и тем и другим такую степень  обособленности, которой достаточно  для признания данного образования  юридическим лицом.

Информация о работе Субъекты права по законодательству Российской Федерации