Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 12:04, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Введение
1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
1.1.Понятие судебной власти
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
1.3. Судебная система РФ
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный Суд Российской Федерации
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
3. Федеральные суды
3.1. Областные и краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, суды автономных округов и суды городов федерального значения
3.2. Районные суды
3.3. Военные суды
4. Суды субъектов РФ
4.1. Конституционные (уставные) суды
4.2. Мировые суды
Заключение
Список использованной литературы
ПЛАН
Введение
1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
1.1.Понятие судебной власти
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
1.3. Судебная система РФ
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный Суд Российской Федерации
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
3. Федеральные суды
3.1. Областные
и краевые суды, Верховные суды
республик, суды автономной
3.2. Районные суды
3.3. Военные суды
4. Суды субъектов РФ
4.1. Конституционные (уставные) суды
4.2. Мировые суды
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В
любом правовом демократическом
государстве имеет место
Осуществляют
судебную власть специально созданные
и специфические органы - суды. Судебная
власть в Российской Федерации принадлежит
только судам в лице судей и
привлекаемых в установленных законом
случаях к осуществлению
В последние годы значительно расширена компетенция судов по разрешению правовых споров. Гражданам предоставлено право обжаловать в суд неправомерные действия должностных лиц и органов, прокурору - обращаться в суд с протестом на незаконные акты, принимаемые местными органами власти и управления. Рассмотрение хозяйственных споров также отнесено к компетенции судов - с этой целью образованы специализированные арбитражные суды.
Образован
также Конституционный Суд для
рассмотрения дел о конституционности
нормативных актов и
Конституция РФ и Закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи, составляющие судебную систему РФ.
Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут: судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных.
Юрисдикция
каждого суда, под которой понимается
установленное законом полномочие суда
разрешать правовые дела, распространяется
на определенную территорию (район, область)
или на структурное образование Вооруженных
Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название
суда соответствует территориальной или
структурной сфере его деятельности (Московской
областной суд, районный суд Невского
региона). Кроме того, в системе арбитражных
судов действуют федеральные арбитражные
суды, юрисдикция которых не совпадает
с административно-
Актуальность работы заключается в том, что судебная система – это совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлено правосудия. Судебная система Российской Федерации строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе Российской Федерации». Перечень судов, указанных в этом законе, является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.
Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Кроме
того, Законом «О судебной системе
РФ» предусмотрены
Проблемность работы выражается в вопросах связанных с Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами, которые представляют собой три независимые друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической системы, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. Единство судебной системы достигается путем:
В то же время каждая из ветвей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.
Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.
Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир. Еще А.Ф. Кони говорил: «судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в нем малодушия и вынужденной угодливости». Здесь нет ни одного лишнего слова».
Важнейшая
задача государственной власти —
охранять права и свободы человека—
требует демократизации уголовного процесса
и практического внедрения в жизнь права
граждан на судебное обжалование действий
должностных лиц. Судебная власть приобретает
подлинно универсальный характер, ибо
становится участником осуществления
всех функций государства, она в то же
время обретает независимость по отношению
к другим ветвям власти. Правовое государство
своим острием направлено в сторону исполнительной
власти, от которой исходит главная угроза
правам и свободам. Эта угроза уравновешивается
законодательной властью, принимающей
демократические законы, а также судами,
которые, применяя право, по существу контролируют
исполнительную власть. Независимая судебная
власть, таким образом, становится сердцевиной
правового государства и конституционализма,
главной гарантией свободы народа.
1.
Общая характеристика
судебной системы
РФ
1.1.
Понятие судебной власти
Согласно Ст.10 Кодекса РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
1. Судебная власть - вид государственной
власти. Она осуществляется
2.
Судебная власть принадлежит
только судам - государственным
органам, образуемым в
3.
Исключительность судебной
4.Независимость,
самостоятельность,
5.
Процессуальный порядок
6.Осуществление
полномочий путем
7.
Подзаконность судебной власти
означает, что компетенция судов,
их полномочия определяются