Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 12:04, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Введение
1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
1.1.Понятие судебной власти
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
1.3. Судебная система РФ
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный Суд Российской Федерации
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
3. Федеральные суды
3.1. Областные и краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, суды автономных округов и суды городов федерального значения
3.2. Районные суды
3.3. Военные суды
4. Суды субъектов РФ
4.1. Конституционные (уставные) суды
4.2. Мировые суды
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
конституционного контроля в различных
правовых системах неоднозначно. В
правовых государствах это связывают
с самой важной задачей, которой
подчинены все органы государственной
власти - защите прав и свобод человека
и гражданина. Органы, осуществляющие
конституционный контроль, также
принадлежит функция толкования
Конституции, решение споров о компетенции
органов государственной
Конституционный Суд РФ призван решать исключительно вопросы права, и ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, оценивать практические действия вне их правовых форм. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд не занимается установлением и исследованием фактических обстоятельств, если это входит в компетенцию других судов или иных органов. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных , исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и их объединений, включая главу государства.
Президент
РФ и Государственная Дума РФ назначают
своих постоянных представителей в
Конституционном Суде РФ, которые
участвуют в заседаниях Суда, представляя
соответствующую правовую позицию
по конкретному делу. Они не вправе
оказывать какое-либо давление на Суд
или предпринимать действия, способные
нарушить независимость Конституционного
Суда в принятии решений.
Компетенция Конституционного Суда РФ
Конституция
РФ. Ст. 1254.
Конституционный
Суд Российской Федерации по запросам
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы, одной
пятой членов Совета Федерации или
депутатов Государственной
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций
республик, уставов, а также законов
и иных нормативных актов субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах:
- по содержанию норм;
- по форме
нормативного акта или
- по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
- с точки зрения
установленного Конституцией
- с точки зрения
установленного Конституцией
- с точки зрения
разграничения предметов
Правом
на обращение в Конституционный
Суд РФ с индивидуальной или коллективной
жалобой на нарушение конституционных
прав и свобод обладают также граждане,
чьи права и свободы нарушаются
законом, примененным или подлежащим
применению в конкретном деле, и
объединения граждан, а также
иные органы и лица, указанные в
федеральном законе. Жалоба допустима
в случаях, если: 1) закон затрагивает
конституционные права и
По
итогам рассмотрения жалобы Конституционный
Суд принимает решение о
Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:
1) между федеральными
органами государственной
2) между органами
государственной власти
3) между высшими
государственными органами
Правом
на обращение в Конституционный
Суд с ходатайством о разрешении
спора о компетенции обладает
любой из участвующих в споре
органов государственной
1) оспариваемая
компетенция определяется
2) спор не
касается дела о
3) спор не
был или не может быть
4) заявитель
считает издание акта или
5) заявитель
ранее обращался к указанным
в Конституции РФ органам
6) в течение
месяца со дня получения
7) в случае
обращения соответствующего
Толкование Конституции РФ. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции Российской Федерации. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Конституционный
Суд РФ по запросу Совета Федерации
дает заключение о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения Президента
Российской Федерации в государственной
измене или совершении иного тяжкого
преступления. По итогам рассмотрения
дела, Конституционный Суд РФ дает
заключение о соблюдении или несоблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения. В случае принятия Конституционным
Судом решения о несоблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной
измене или совершении тяжкого преступления
предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение
обвинения прекращается.
Статус
судьи
Судьей
Конституционного Суда РФ может быть
назначен гражданин РФ, достигший
ко дню назначения возраста не менее
40 лет, с безупречной репутацией,
имеющий высшее юридическое образование
и стаж работы по юридической профессии
не менее 15 лет, обладающий признанной
высокой квалификацией в
Конституционный
Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых
на должность Советом Федерации
по представлению Президента Российской
Федерации. Предложения о кандидатах
на должности судей
Совет
Федерации рассматривает вопрос
о назначении на должность судьи
Конституционного Суда РФ в срок не
позднее 14 дней с момента получения
представления Президента РФ. Каждый
судья Конституционного Суда РФ назначается
на должность в индивидуальном порядке
тайным голосованием. Назначенным на
должность судьи
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
После
назначения Председатель Совета Федерации
приводит к присяге лицо, назначенное
на должность судьи
Судья
Конституционного Суда РФ назначается
на должность на срок 12 лет. Предельный
возраст пребывания в должности
судьи Конституционного Суда РФ 70 лет.
Назначение на должность судьи
Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Судья
Конституционного Суда не может быть
членом Совета Федерации, депутатом
Государственной Думы, иных представительных
органов, занимать либо сохранять за
собой другие государственные или
общественные должности, иметь частную
практику, заниматься предпринимательской,
научной и иной творческой деятельностью,
занятие которой не должно препятствовать
выполнению обязанностей судьи Конституционного
Суда РФ и не может служить причиной
отсутствия на заседании, если на то не
дано согласие Конституционного Суда
РФ. Судья Конституционного Суда РФ
не осуществлять защиту или представительство,
кроме законного
Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.
Судья
Конституционного Суда РФ не ограничивается
в праве участвовать в выборах
и референдумах. Члены Конституционного
Суда несменяемы, они обладают равным
с другими судьями иммунитетом
и наделены другими привилегиями.
Их полномочия могут быть приостановлены
или прекращены только Конституционным
Судом по тем же основаниям, что
и полномочия судей других судов.
Основными принципами деятельности
Конституционного Суда РФ являются независимость,
коллегиальность, гласность, состязательность,
равноправие сторон.
Структура
и организация
Конституционный
Суд РФ рассматривает и развешает
дела в пленарных заседаниях и
заседаниях палат, включающих в себя
соответственно 9 и 10 судей. В пленарном
заседании Суд вправе рассмотреть
любой вопрос, входящий в его компетенцию.
Исключительно в пленарных