Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:28, контрольная работа
Судебная власть и прокурорский надзор - два тесно связанных между собой взаимодействующих, взаимопересекающихся государственно-правовых института, без которых гражданское общество спокойно существовать не может. Тот и другой служат защите прав человека, обеспечивают законность и правопорядок, но делают это своими методами.
Если основная задача прокурорского надзора - выявлять нарушения законности, то обязанность суда - от имени государства реагировать на эти нарушения, осуждая виновных и защищая интересы пострадавших.
Введение………………………………………………………………………...3
Судебная власть…………………………………………………………….......5
Прокурорский надзор…………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………….13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет
им. М.Т Калашникова »
Кафедра «Менеджмент »
Контрольная работа
по дисциплине «Правоведение »
на тему « Судебная власть и прокурорский надзор»
Выполнил:
Проверил:
Ижевск 2012
Содержание
Введение
Судебная власть и прокурорский надзор - два тесно связанных между собой взаимодействующих, взаимопересекающихся государственно-правовых института, без которых гражданское общество спокойно существовать не может. Тот и другой служат защите прав человека, обеспечивают законность и правопорядок, но делают это своими методами.
Если основная задача прокурорского надзора - выявлять нарушения законности, то обязанность суда - от имени государства реагировать на эти нарушения, осуждая виновных и защищая интересы пострадавших.
Прокуратура - строго централизованный многофункциональный орган, нацеленный на борьбу с преступностью и другими видами антисоциального поведения. Если престиж прокуратуры создавался веками, то независимая, самостоятельная судебная власть в условиях современной постсоциалистической России - явление совершенно новое. Заметно выросшая и окрепшая судебная власть несколько "потеснила" прокуратуру, и возникла сложная и деликатная проблема разграничения компетенции этих двух органов.
Если раньше (до перестройки и судебной реформы) суды были объектом прокурорского надзора, то теперь судебная власть все более занимает подобающее ей место в системе разделения властей, и судебный контроль теперь распространяется на сферы общественных отношений, где в недалеком прошлом господствовал прокурорский надзор. В ряде отношений судебный контроль распространяется и на деятельность прокуратуры. Отсюда - некоторая напряженность во взаимоотношениях двух "ведомств", из которых одно пытается сохранить прежние прерогативы, а другое - приобрести новые полномочия.
Усилиями Петра I Россия заимствовала
у средневековой Германии всеобъемлющий
прокурорский надзор, распространив
его и на Сенат (высший государственный,
в том числе судебный, орган), на
коллегии (министерства), а также
на местные органы власти. В результате
судебной реформы 1864 г. прокуратура
лишилась этих правомочий. Прокуроров
"прикрепили" к судам, где они
поддерживали государственное обвинение
в полемике с другой стороной - защитой.
Они сохранили также ряд
Общие характеристики
Существование судебной власти
обусловлено интересом общества
в поддержании правового и
социального порядка, а её государственная
природа — обязанностью государства
этот порядок поддерживать. Судебная
власть возникает в силу необходимости
и обязанности государства
Несмотря на индивидуальный характер правового регулирования спорного отношения, судебная власть это социетальная система социальной регуляции. Определяемые в судебных решениях категории качества, количества и меры допустимого поведения становятся частями социокультурного кода общества. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.
Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого — так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США. Джордж Вашингтон говорил, что «подлинное отправление правосудия является самой прочной основой хорошего правительства».
Судебная власть в России
Конституционные признаки
Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):
осуществляется только судами;
имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.
реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
закрепления принципов судебной
системы в Конституции и
соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
финансирования судей из федерального бюджета.
Органы судебной власти
Основная статья: Судебная система Российской Федерации
По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.
Функции судебной власти
Правосудие.
Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
Толкование правовых норм.
Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.
Высшие федеральные суды:
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);
Верховный Суд Российской Федерации;
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, рассматривающий
хозяйственные споры в области
предпринимательской
Дисциплинарное судебное
присутствие, являющийся судебным органом,
рассматривающим дела по жалобам
на решения Высшей квалификационной
коллегии судей Российской Федерации
и квалификационных коллегий судей
субъектов Российской Федерации
о досрочном прекращении
Роль и место судебной власти в современной России
Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечет за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.
Прокурорский надзор
Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
Прокурорский надзор по сути является проявлением власти органа, который в большинстве стран, ни к одной из трех ветвей власти не относится. Смысл данной деятельности во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.
Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры
Определив, что деятельность
прокуратуры является
Цель
деятельности
Достижение
указанной цели осуществляется
с помощью решения основных
задач, стоящих перед
1. Задачи
по обеспечению единства
– достижение
единообразия и точности при
исполнении действующего на
– обеспечение
соответствия издаваемых на
– гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;
– обеспечение
судебной защиты нарушенных
2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:
– обеспечение
реализации принципа
– достижение
согласованного взаимодействия
различных правоохранительных
– обеспечение
законности исполнения
3. Организационные задачи:
– обеспечение
оперативного поступления