Судебная власть Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:18, курсовая работа

Описание

Целью контрольной работы является раскрытие понятия судебной власти в системе разделения властей.
Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:
Раскрыть понятие «Судебная власть», рассмотреть задачи и основные черты;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и основные признаки судебной власти 5
1.1 Понятие и сущность судебной власти 5
1.2 Признаки судебной власти 11
2. Судебная власть в концепции разделения властей 15
2.1 Теория разделения властей 15
2.2 Судебная власть в концепции разделения властей 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Проект курсовой работы2.docx

— 56.16 Кб (Скачать документ)

Воронежский государственный университет


Юридический факультет

Кафедра организации судебной власти

и правоохранительной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 Судебная власть Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса, 6 группы,

                                                                          дневного отделения                   

                                                                         Светашов Игорь Александрович

                                                           

                                                     Научный руководитель: канд. юрид. наук,

                                                                           профессор Панюшкин В. А.

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2011

 

 

Оглавление

Введение3

1. Понятие и основные признаки  судебной власти5

1.1 Понятие и сущность судебной власти5

   1.2 Признаки судебной власти 11

2. Судебная власть в концепции  разделения властей15

2.1 Теория разделения властей15

  2.2 Судебная власть в концепции разделения властей19

Заключение26

Список использованной литературы28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом  которой является принцип разделения властей.

Конституция Российской Федерации предусматривает  три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и  судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны (ст.10) . Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации (ч.1 ст.11).

Название  «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только компетенцию  различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение  судей, ряд принципов судебной деятельности (гл.7 Конституции РФ). Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции. В этом смысле Верховный Суд РФ является высшим звеном судов общей юрисдикции. Цель данной работы разобраться в принципах его организации, компетенции и его конституционно-правовом статусе.

В соответствии с Конституцией РФ (ч.2 ст.118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций.

 

Целью контрольной  работы является раскрытие понятия  судебной власти в системе разделения властей.

Исходя  из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:

Раскрыть  понятие «Судебная власть», рассмотреть  задачи и основные черты;

Определить  значение концепции разделения властей.

Для решения  этих задач были использованы нормативные  акты, научная литература и так  далее. Особую помощь в раскрытии  темы оказали работы Д.В. Фетищева, Н.С. Игнатова, Г.А. Гаджиева, Н.А. Гагановой  и др.

При написании  работы мною использованы следующие  методы: контент-анализ нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и признаки судебной  власти и правосудия

 

1.1 Понятие и сущность судебной власти

 

В Конституции  Российской Федерации обозначены три  важнейшие функции государственной  власти. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и  свободы человека и гражданина (ст.2). Каждая из этих функций государственной власти носит самостоятельный характер.

Признание прав и свобод обеспечивается благодаря  усилиям, прежде всего, законодательной  власти; соблюдение прав и свобод –  это функция, которую должны осуществлять органы исполнительной власти. Защита прав и свобод - прежде всего прерогатива  судов. Судебная защита прав и свобод посредством осуществления правосудия является конституционной «монополией  судов», поскольку правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом ч.1 ст.118 Конституции РФ.

Вот почему так важно иметь эффективную  судебную власть, независимую и самостоятельную  от других ветвей власти.1

Судебная  власть – это политический и правой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового  государства, основанного на доктрине разделения властей.2

Судебная  власть – это особый вид власти, по своей природе существенно  отличающийся от законодательной и  исполнительной составляющих системы  власти.

Существование судебной власти, наряду с законодательной  и исполнительной, является обязательным признакам демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно – властных структур свидетельствует о серьезном  продвижении государств к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости. Основное назначение судебной власти – охрана членов общества от любого произвола граждан и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении  законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового  контроля над их деятельностью. Эта  функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать  соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному  закону.

Вместе с  законодательной и исполнительными  властями судебная власть включена в  систему народовластия. 3 Она обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа – присяжных, народных и арбитражных заседателей; гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.

Законодательная и исполнительная ветви власти оказывают  существенное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательная власть через принятие законов определяет судебную систему и принципы ее деятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотрения ими  дел и так далее. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров, организует материально-техническое  обеспечение деятельности судов. Однако ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться  в сферу правосудия, в осуществление  иных функций судебной власти.

Задачами  судебной власти являются:

  • правильное и быстрое рассмотрение и разрешение судебных дел;
  • защита прав и охраняемых законом интересов предприятий, организаций всех форм собственности, государственных и муниципальных учреждений и т.д.;
  • укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе неуклонного исполнения и соблюдения законов;

Указанные выше задачи органически взаимосвязаны  и относятся так же и к задачам  судов, как носителей судебной власти. Специфическая задача суда как органа государственной власти – рассмотрение и разрешение судебных дел, хотя и  другие задачи судопроизводства так  же имеют самостоятельное значение. Воспитательная работа суда приобретает  первостепенное значение в системе  мероприятий, направленных на претворение  в жизнь планов российского строительства, осуществление которого требует  повышения сознательности и активности граждан, формирования личности человека в духе коллективизма и трудолюбия, сознание общественного долга, соблюдения высоких принципов морали нового общества. В частности, суды присущими им методами должны бороться с такими явлениями, как нарушение плановой, трудовой дисциплины, выпуск недоброкачественной продукции, потеря рабочего времени, текучести кадров, приписки т.п., умело, используя рычаги обеспечения задач, определенных законодательством.

Вся система  процессуальных норм способствует выполнению задач судопроизводства. Особое место  в ней занимают основные положения  – принципы процессуального права. Основы и кодексы содержат так  же много специальных норм, конкретизирующих основные положения и предусматривающих  специфические процессуальные формы  выполнения задач судопроизводства. В их числе можно назвать нормы, регулирующие привлечение общественности к осуществлению правосудия (народные и присяжные заседатели), условия  и порядок выполнения судами частных  определений. Применяются и совершенствуются формы и методы судебной практики. К их числу можно отнести: изучение и обобщение судебной практики по отдельным категориям дел, а так же причин правонарушений на отдельных предприятиях, в организациях и учреждениях, представления судей, вынесение частных определений и контроль за их исполнением, направление копий решений и определений для обсуждения коллективам по месту жительства и работы правонарушителей, организация работы советов народных заседателей, правовая пропаганда с использованием материалов местной судебной практики и др.

Выполнение  задач судебной власти возможно при  условии неуклонного выполнения судами всех норм процессуального и  материального права по каждому  делу. Суды обязаны соблюдать законность на всех стадиях процесса и при  совершении любого процессуального  действия. Большое значение имеет  так же высокая культура организации  и проведение не только судебных процессов, но и работы судов в целом и  каждого из его звеньев (прием  граждан, работа канцелярии, решение  хозяйственных вопросов и т.п.).

Судебной  власти присущи все атрибуты государственной  власти, реализуется ее система специальных  учреждений - судов в рамках нормативно установленного регламента, властными  актами (решениями, приговорами, постановлениями, определениями) воздействуя на конфликтные  общественные отношения. Автономные от других органов и учреждений государства  суды наделены государственной властью, представляя собой необходимый  организационный и регулирующий фактор социальной действительности. Судебная власть призвана обеспечивать (если необходимо) принудительную реализацию нарушенных или оспоренных субъективных прав и принудительное выполнение субъективных обязанностей, защищая тем самым  как интересы граждан, организаций, так и общественный правопорядок. Судебная власть – основное цивилизованное средство социально-правового регулирования  возникающих конфликтов. Осуществление  судебной власти есть особая государственная  функция налаживания согласованного поведения субъектов в рамках законности. Своеобразие её связано  с рядом факторов, прежде всего с тем, что носителями её выступает множество учреждений различных уровней (верховный суд РФ, верховный суд республики в составе РФ, краевые, областные, районные, народные, а также арбитражные суды, расположенные на всей территории государства). Носителями судебной власти признаны конституционный суд РФ и другие суды. Согласно действующему законодательству властными полномочиями наделены многие тысячи судей. Всё это придаёт особую актуальность проблемам, связанным с организационной системой судебной власти и обеспечением единства судебной политики в России. Отчасти эта проблема решается посредством законодательного установления режима осуществления судебной власти. Речь идёт о процессуальной форме судебной деятельности, она же гарантирует и законность осуществления правосудия по делам. Процессуальная форма – специфическая черта судебной власти; вне или с нарушением её установлений суды не вправе осуществлять властные полномочия.

Характерная особенность судебной власти состоит  и в её связи с юридическими нормами. Правоприменение – суть судебной юрисдикции. Оно обусловливает  содержание и направленность судебной власти, которая всегда проявляется  при отправлении правосудия. Судебная власть покоится на ряде законодательных  источников. Это, прежде всего –  основной закон государства. На конституционном  уровне закреплены не только место  судов в государственной системе  России, но и основные их полномочия, независимость от других ветвей власти, а также правовые гарантии действенности  и эффективности судебной власти: независимость, несменяемость и  неприкосновенность судей, состязательность судопроизводства и др. Всё это  даёт суду право выносить решения  именем суверенного государства; присутствующие в зале суда граждане демонстрируют  подчёркнутое уважение к судьям –  встают при входе их в зал заседания, стоя обращаются к суду и дают свои показания, стоя выслушивают решение  суда. Законом установлена ответственность  за неуважение к суду как носителю государственной власти. Суды занимают особое положение в системе Российской юстиции. Народные суды контролируют законность и обоснованность третейского суда, санкционируя законность их принудительного исполнения. Судьи контролируют правильность и своевременность принудительной реализации решений правоприменительных органов. Судебная власть распространяется на всех граждан, органы и организации, к которым обращены судебные решения, определения и постановления, независимо от их участия в судебном деле. Подчиняться судебной власти обязаны субъекты, участвующие в деле и содействующие отправлению правосудия, граждане, присутствующие в зале суда, а также лица исполняющие акты суда на всей территории России. Используя властные полномочия, судья управляет поведением конфликтующих лиц, иных участников судопроизводства. Из этого можно сделать вывод: внешнее выражение судебной власти – судебное управление. Режим судебной власти предполагает должное поведение её носителей, обусловленное исполнением разноплановых обязанностей. Судьи в первую очередь обязаны должным образом, справедливо и своевременно рассматривать споры о праве. Без этого правосудие немыслимо. Итак, непосредственно в судопроизводстве судебная власть гарантирована реализацией совокупности процессуальных прав и обязанностей. За его пределами она обеспечивается главным образом реализацией особой процессуальной конструкции законной силой решений, определений и постановлений.

Информация о работе Судебная власть Российской Федерации