Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:18, курсовая работа
Целью контрольной работы является раскрытие понятия судебной власти в системе разделения властей.
Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:
Раскрыть понятие «Судебная власть», рассмотреть задачи и основные черты;
Введение 3
1. Понятие и основные признаки судебной власти 5
1.1 Понятие и сущность судебной власти 5
1.2 Признаки судебной власти 11
2. Судебная власть в концепции разделения властей 15
2.1 Теория разделения властей 15
2.2 Судебная власть в концепции разделения властей 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
В ряде стран, например в Российской Федерации, решение суда, оценивающее правовой акт, принятый органом или должностным лицом публичной власти, как незаконный, становится основой последующего роспуска органа или отрешения от должностного лица, если они своевременно не устранили нарушение, не отменили или видоизменили свой акт.
Помимо этого, в случае выдвижения обвинений против высших представителей исполнительной власти, как правило, именно судебные органы должны подтвердить наличие или отсутствие в действиях того или иного должностного лица противоправного поведения.
Судебная
власть – это ветвь государственной
власти. И хотя ученые в исследованиях,
посвященных судебной власти, по-разному
определяют ее сущность. Так, одни ученые
судебную власть определяют как совокупность
судебных органов, а власть государственная,
следовательно, как обоснование. Они
включают такие признаки, как характеристика
судебной системы, принципы организации
и деятельности судов, правовой статус
судей, взаимоотношения суда с другими
государственными органами. Другие в
основу характеризующих признаков
судебной власти включают признак функционирования,
то есть выделяют деятельность суда по
рассмотрению и разрешению в судебных
заседаниях споров о праве. Что касается
мнения ученых в современных условиях,
то, например, некоторые предлагают
объединить эти два понятия и
определить тем самым судебную власть
как исключительные полномочия суда
по разрешению возникших в обществе
конфликтов с использованием специальной
процедуры. Такой подход вполне оправдан.
В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой
власть определяется как «право и
возможность распоряжаться кем-
Анализируя сущностные характеристики современной судебной власти, мы обратимся к позиции Л.А. Воскобитовой, которая считает, что все обозначенные подходы выражают лишь внешнюю сторону характеристики судебной власти, а потому понятно, они являются недостаточными, так как «не объясняют, почему эта деятельность является властью, в чем же состоит ее властная природа». Сущность судебной власти раскрывается через три характеризующих ее элемента: во-первых, судебная власть понимается как разновидность власти; во-вторых, это одна из ветвей государственной власти и в-третьих, судебная власть квалифицируется именно как судебная, что отличает ее от иных разновидностей государственной власти. Думается, что раскрытие сущностных признаков характеристики судебной власти через наличие исключительно только властных признаков явно будет недостаточным.1
Устоявшееся выражение «ветвь власти», точнее характеризует судебную власть, поскольку судебная власть есть одна из ветвей единой неделимой государственной власти, что и будет являться неотъемлемой ее сущностной чертой. Вторую ее черту следует увязать, исключительно с правом судить, разрешать спор, конфликт о праве. И наконец, третья: предназначение судебной власти обеспечивать реализацию конституционной функции судебной защиты посредством восстановления нарушенных прав, ограждая при этом конституционные права и свободы личности от незаконных действий и решений.
Судебная
власть как одна из ветвей государственной
власти является средством управления
обществом. И в связи с этим
она может быть рассмотрена в
различных аспектах. Например, как
социально-политический феномен. Судебная
власть может быть представлена как
обязательный атрибут политически
организованного общества. В этом
будет проявляется
Статья 118 Конституции РФ отражает, что судебная класть как одна из ветвей государственной власти осуществляется посредством судопроизводства. Это означает, что судебная власть как одна из ветвей государственной власти осуществляется посредством судопроизводства, то есть урегулированной процессуальным законом деятельности суда по конкретному делу, состоящей из разрешения дела по существу, а также в решении иных правовых вопросов, возникающих в ходе процессуальной деятельности по конкретному делу.
Как известно, в сферу действия судебной власти, например, в уголовном судопроизводстве вошли значительные по своему объему и последствиям правомочия суда по контролю за законностью действий органов исполнительной власти в досудебном производстве по уголовным делам. Судебный контроль в этом случае осуществляется посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан (ч. 2 ст. 29 УПК). Судебный контроль может иметь место и при рассмотрении жалоб граждан на незаконные действия (бездействие), о решении должностных лиц в досудебном производстве, если они нарушили предоставленные Конституцией РФ права и свободы граждан (ст. 125 УПК).
Проявление
судебной власти в досудебном производстве
по уголовным делам
Судебная власть – это особая форма государственно – властных отношений в сфере всех видов судопроизводства, а потому обращение в суд с жалобой кого-либо из участников процесса независимо от формы судопроизводства обязывает суд выполнить предусмотренные процессуальным законом соответствующие действия и принять соответственно решение.
Отечественная
юридическая наука постоянно
обращается к теме судебной деятельности
– правосудию как к основной деятельности
по рассмотрению и разрешению в судебных
заседаниях уголовных и гражданских
дел. Сегодня, когда развитие научной
мысли идет в объеме тех перемен,
которые происходят в государстве
и в обществе, то новым становится
и такое понятие, как «судебная
власть, обладающая статусом самостоятельной
и независимой ветви
Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции Российской Федерации, п.2 «Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в)договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ».9 Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Чтобы лучше
понять масштабность, роль, значимость
Конституционного Суда РФ в действии
принципа разделения властей можно
использовать следующий пример из судебной
практики: “Правительство РФ в нарушении
требований ст. 168 и 169 ГК РФ отсрочило
без достаточных оснований
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.
Заключение
Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:
1. Судебная
власть — это самостоятельная
независимая ветвь
2. Судебная власть — вид государственной власти. Она — одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами — судами. Исключительность судебной власти — признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др.
3. Судебная власть осуществляется только судом. Суд — это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд — единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти — правосудие.
4. В соответствии
с Конституцией РФ и Законом
о судебной системе в
Изучив данную тему, использовав нормативные акты, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод, что в современных условиях в процессе изменения политико-правовой системы России судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечивающих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной системы – Конституционный суд, Высший Арбитражный суд и Верховный суд имеют собственное функциональное предназначение. Конституционный суд, являющийся судебным органом конституционного надзора, осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Верховный суд РФ, таким образом, является важнейшим звеном правосудия, высшим в системе судов общей юрисдикции.
Данная проблематика имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение данной работы заключается в раскрытии и изучении принципов демократизма и правосудия, понятия судебной власти, ее роль в современном государстве. Практическое значение данной проблематики заключается в глубоком знакомстве и усвоении нормативной базы, литературы ведущих правоведов и юристов, законов, а также возможность практического применения нормативно-правовых актов в своей работе.
Список использованной литературы