Судебная власть в Республике Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:06, курсовая работа

Описание

Соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. В свою очередь, это возможно лишь в обществе, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть.

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. Понятие судебной власти
3. Глава 2. Судебная система Республики Узбекистан
2.1. Конституционные суды Республики Узбекистан
2.2. Суды общей юрисдикции
2.3. Хозяйственные суды
5. Глава 3. Статус судей
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Суд власть.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

                   Статья 26. Каждый, обвиняемый в совершении  преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет  установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности защиты.

                    Никто не может быть подвергнут  пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему достоинство человека  обращению.16

                     Грубая ошибка многих адвокатов, судей, прокуроров это путать понятия подсудимый (обвиняемый) с понятием виновный. Это совсем разные вещи. И согласно вышеуказанным статьям это незаконно согласно презупции невиновности. Обвиняемые, которые находятся в местах лишения свободы до слушания дела должны находится в соответствующих условиях и их права не должны быть ущемлены. 
 

2.1. Конституционные  суды 

               «Практически конституционный контроль возникает там и тогда, где и когда начинают появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждаются в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфере могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставлено право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться подписывать принимаемые парламентами законы (налагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям»17.

               Исходя из выше приведённых  слов и рассматривая Конституционные суды, можно сказать что название говорит само за себя. Действительно, где существует Конституция, существуют и Конституционные суды.

      Конституционный контроль относится к числу эффективных  средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

           «В суверенной Республике Узбекистан первоначально конституционная юрисдикция была возложена на Комитет Конституционного надзора. Принятая 8 декабря 1992 года Конституция Республики Узбекистан предусмотрела необходимость учреждения Конституционного суда».18

           И вот уже на протяжении более одиннадцати лет данный суд выполняет свои обязанности на достаточно вы соком уровне. Но если поднять вопрос, чем же занимаются эти суды, каковы их полномочия, то можно легко на них ответить, воспользуясь статьей 109 Конституции Республики Узбекистан:

    • Определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлис Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительств и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и ных обязательств Республики Узбекистан
    • Дает заключение о соответствие Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан
    • Дает толкование норм конституции и законов Республики Узбекистан
    • Рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан19
 

            

           Организация и порядок деятельности Конституционного суда регулируется Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» от 30 августа 1995 года.(но были внесены изменения, 30.08.2003)

          В составе Конституционного суда семь судей:

    • Председатель
    • Его заместитель
    • Пять членов суда, включая судью из Республики Каракалпакстан20
 

    Согласно  действующему зоконадательству, Конституционный суд Республики Узбекистан избирается по представлению Президента Республики Узбекистан Олий Мажлисом в составе Председателя, заместителя Председателя и пяти членов Конституционного суда, включая судью из Республики Каракалпакстан. Каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа депутатов Олий Мажлиса. Конституционный суд вправе приступить к своей деятельности при условии избрания не менее четырех человек из состава суда.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда Олий Мажлис избирает другое лицо в порядке, установленном настоящей статьей. 21 

     Принципы  Конституционного суда определены законом  «О Конституционном суде». К числу принципов деятельности Конституционного суда относится независимость, коллегиальность, гласность, равенство прав судей.22

     В соответствии со статьей 107 Конституции  Республики Узбекистан Конституционный  суд избирается сроком на 5 лет. В  сравнении с периодом полномочий Конституционного суда Российской Федерации, период полномочий наших судей достаточно мал, так как в РФ срок полномочий 12 лет.

     Конституционный суд рассматривает дела в заседаниях суда, которые проводятся по мере необходимости.

     Закон «О Конституционном суде» определяет круг субъектов, имеющих право внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов. Таковыми являются Олий Мажлис, Президент, Председатель Олий Мажлиса, Жокаргы Кенгес Республики Каракалпакстан, группа депутатов — не менее одной четвертой части от общего состава депутатов Олий Мажлиса, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда и Генеральный прокурор. Вопрос может быть внесен также и по инициативе не менее трех судей Конституционного суда.

     Поводом к рассмотрению дела является обращение  в Конституционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конституционным судом) или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции и другие предусмотренные законом основания.

     В заседаниях Конституционного суда также  могут участвовать Президент, Председатель Олий Мажлиса, его заместители, Премьер-министр, Председатель Жокаргы Кенгеса Республики Каракалпакстан, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

     Заседанием  Конституционного суда, его подготовкой  руководит Председатель Конституционного суда. Он вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях.

     Закон «О Конституционном суде» определяет порядок принятия решений Конституционным судом, а также их виды. Так, Конституционный суд принимает решения только по конкретно рассматриваемым вопросам, конституционность которых подвергается сомнению. Конституционный суд может, проверив конституционность нормативного акта, одновременно вынести решение также и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте, либо воспроизводящих его положения, хотя о них не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда вопросе (ст. 25 Закона).

     Решение Конституционного суда принимается  открытым голосованием. Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании судей. В случае, если голоса разделились поровну, голос председательствующего является определяющим. Судья, не согласный с решением Конституционного суда, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания Конституционного суда.

     Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности межгосударственного  договора и нормативного акта, именуется постановлением, которое выносится именем Республики Узбекистан. В других случаях решение Конституционного суда именуется заключением или может иметь иную форму.

     Все решения Конституционного суда публикуются  в средствах массовой информации и вступают в силу с момента их опубликования. Решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат.23

     Законом допускается пересмотр решений  Конституционного суда по его собственной  инициативе. Основания такого пересмотра регламентированы в ст. 28 Закона, а именно: при открытии новых существенных обстоятельств, не известных суду в момент принятия решения; при изменении конституционной нормы, на основании которой было принято решение, а также в случае, если Конституционный суд признает, что решение было принято с нарушением установленного порядка производства. 

     2.2. Суды общей юрисдикции 

                   Суды общей юрисдикции рассматривают дела в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Задачами этих судов являются осуществление судебной защиты прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. Деятельность судов направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.

Законом «О судах» четко определена судебная система судов общей юрисдикции. Так, в соответствии со ст. 1 Закона она  включает в себя:

  • Верховный суд Республики Узбекистан
  • верховные суды Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам
  • областные и Ташкентские городские суды по гражданским и уголовным делам
  • межрайонные
  • районные (городские) суды по гражданским делам
  • районные (городские суды по уголовным делам)
  • военные суды24

                 Основным звеном в системе судов общей юрисдикции являются межрайонные, районные (городские) суды, так как именно они рассматривают большое количество гражданских и уголовных дел, а также уголовных дел об административных правонарушениях. «Ежегодно они рассматривают десятки тысяч уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Так, в 2000 году ими рассмотрено более 50 тысяч уголовных и свыше 90 тысяч гражданских дел».25

                  «Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, поверка законности и обоснованности такого решения)»26.

                    В соответствии с процессуальным законодательством межрайонные суды, районные (городские) суды по гражданским делам, районные (городские) суды по уголовным делам наделены функцией рассмотрения дел лишь в качестве суда первой инстанции.

                    «Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам -  это вопросы о виновности или невиновности в совершении преступления и о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам сущность дела обычно состовляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий».27

                       Согласно статье 36 закона «О судах» межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам состоит из председателя и судей.

    Районный (городской) суд по уголовным делам состоит из председателя, судей и народных заседателей.

    При районном (городском) суде по уголовным  делам состоят судьи по административным делам. 28

                          Полномочия председателя межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определены законом.

     В соответствии со ст. 38 Закона «О судах» он:

     —   председательствует на судебных заседаниях, распределяет

Информация о работе Судебная власть в Республике Узбекистан