Судебная власть в Республике Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:06, курсовая работа

Описание

Соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. В свою очередь, это возможно лишь в обществе, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть.

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. Понятие судебной власти
3. Глава 2. Судебная система Республики Узбекистан
2.1. Конституционные суды Республики Узбекистан
2.2. Суды общей юрисдикции
2.3. Хозяйственные суды
5. Глава 3. Статус судей
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Суд власть.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

     Немало  дел, рассматриваемых с участием зарубежных юридических лиц. Иностранные организации, международные организации и осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные граждане широко реализуют предоставленное им право обращения в хозяйственные суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Подобное положение стало возможным благодаря демократическому, гуманному характеру хозяйственного законодательства, по которому иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами Узбекистана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3

     Статус  судей 

     Этому аспекту судебной организации конституции  уделяют наибольшее внимание.

    «Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законом полномочиями осуществлять правосудие».32

     «Эти  должностные лица, которые непосредственно  осуществляют судебную власть должны отвечать целому ряду высоких специальных  требований, как профессионального  характера (юридическое образование, стаж юридической работы. Так и  морального (безупречная репутация, отсутствие судимости), которые устанавливаются законом, а иногда и конституцией»33.

     Это утверждение действительно так. Для того чтобы судить людей, необходим  большой стаж работы, а также для  морального суждения человека, человек  сам должен быть морально развитым.

     «Судьей Конституционного суда может быть избран гражданин Республики Узбекистан из числа специалистов в области  политики и права, обладающий высокими моральными качествами и необходимой  квалификацией»34

    «Судьей межрайонного, районного (городского) суда, хозяйственного суда может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет и сдавший квалификационный экзамен.

    Судьей  Верховного суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда, Военного суда Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, в том числе, как правило, не менее двух лет в качестве судьи, и сдавший квалификационный экзамен.

    Судьей  Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, имеющий  высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее семи лет, в том числе, как правило, не менее пяти лет в качестве судьи, и сдавший квалификационный экзамен.

    Судьей  военного суда может быть гражданин  Республики Узбекистан, состоящий на действительной военной службе, имеющий воинское звание офицерского состава и отвечающий требованиям настоящей статьи.

    На  судей военных судов распространяются Закон Республики Узбекистан “О всеобщей воинской обязанности и военной  службе”, воинские уставы, меры правовой и социальной защиты, установленные для военнослужащих, а также предусмотренные настоящим Законом»35

    «Под влиянием особенностей, возлагаемых на судейский корпус в течение многих лет созревало понимание того, что положение судов, судей, судейского корпуса должно отличаться от положения других государственных учреждений и их должностных лиц. Представления о том, что судья – обычный человек, который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодное ему решение, не сдавали своих позиций без боя. И в наши дни такие понятия еще не изжиты, хотя сила инерции шаг за шагом преодолевается и в данной области

    С течением времени у судей постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей и образует то, что принято называть статусом судей.»36

          Большинство конституций формулирует ряд основополагающих принципов, которые и составляют основу правового статуса судей. К числу этих принципов относятся: назначаемость, несменяемость и независимоть судей, судейская несовместимость.

    По  – моему, принцип назначаемости  судей более профессионален, чем  выборность судей. Так как при  выборности судей народ участвует  в правосудии, но они не подходят к этому строго. Конечно люди , которые назначают судей строго руководствуются профессиональными критериями.

    Завершающим актом наделения кандидата полномочиями судьи является принесение присяги, поскольку по закону без соблюдения этой процедуры судья не может  приступить к исполнению своих обязанностей.

    Судьи в торжественной обстановке перед Государственным флагом Республики Узбекистан дают следующую, предусмотренную Законом «О судах», присягу:

    “Торжественно клянусь честно и добросовестно  исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным, объективным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть”. 37

    для судей всех судов Республики Узбекистан Конституцией (статья 107) установлен общий  и единый срок полномочий – пять лет.38

    Несменяемость – важнейший фактор, обеспечивающий независимость судьи. В соответствии с этим принципом, лицо, назначенное на судебную должность, нельзя без его согласия отстранить или уволить (за исключением перечисленных оснований). Также нельзя его перевести на другую должность, ни на более низкую, ни на более высокую.

    Например  в Республики Узбекистан основаниями  для прекращения полномочий являются:

    • нарушение судьей присяги
    • подача им письменного заявления
    • продолжение им деятельности, несовместимой с должностью судьи, после сделанного ему соостветствующей квалификационной коллегией судей предупреждения или приостановления его полномочий
    • признание его недееспособным решением суда
    • утрата им гражданства Республики Узбекистан
    • вступление в отношение его в законную силу обвинительного приговора суда
    • объявление его умершим решение суда
    • его неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи39

    «Независимость – самый широкий из всех конституционных принципов, определяющих правовой статус судей. Этот принцип означает, что при осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом и никто не вправе давать им какие – либо указания, а тем более оказывать прямое и косвенное влияние»40. Судья не обязан давать кому – либо разъяснение по существу рассмотренного им дела. Вмешательство в деятельность судьи при осуществлении им своих полномочий любых должностных лиц может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. Не могут издаваться законы и иные акты, умаляющие независимость судей.

    Закон «О судах» гарантирует обеспечение  этого принципа. Такими гарантиями, в частности, служат: установленный  законом порядок избрания, назначения и освобождения судей, их неприкосновенность, строгая процедура осуществления правосудия, тайна совещания судей при вынесении решений, запрещение требовать их разглашения, установленная ответственность за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, с целью вынесения желаемого решения, нарушение неприкосновенности судей.

    Ещё одним конституционным принципом  является принцип несовместимости. Законодательство, как правило, устанавливает несовместимость функции судьи с иными занятиями, а также запрещает судьям участие в политических, а порой и профсоюзных объединениях.

    Судебный  иммунитет означает, что судья  не может быть привлечён к дисциплинарной а также уголовной ответственности  за свои решения по конкретным делам, не может быть подвергнут к обыску, допросу, ну конечно, если это не предусмотрено законом.

    Все вышеприведенные принципы судебной деятельности приведены в статье 112 Конституции Республики Узбекистан. Она звучит следующим образом: Судьи  независимы, подчиняются только закону. Какое – либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

    Неприкосновенность  судей гарантируется законом

    Судьи не могут быть сенаторами, депутатами представительных органов государственной  власти.

    Судьи не могут состоять членами политических партий, участвовать в политических движениях, а также заниматься какими – либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической

    До  истечения срока полномочий судья  может быть освобождён от должности  лишь по основаниям, указанным в законе.

    Исходя  из вышеизложенного, то есть после перечисления основных принципов статуса судей  и их гарантии, можно сделать вывод, что этой части организации судебной власти уделяет огромное значение не только в Республике Узбекистан, но и в остальных странах. 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности судов  Республики Узбекистан можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач - защиты конституционных основ общественного строя и  прав граждан Узбекистана.

         Для Узбекистана в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

     Изложенное  позволяет сделать вывод, что  за годы независимости в Узбекистане сформировалась своя судебная система. Как показала практика, данная система наиболее полно отвечает интересам отправления правосудия, является надежной гарантией защиты прав и законных интересов граждан.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

Руководящая литература:

  1. Гранат Н.А. «Конституционное право зарубежных стран». –М.:Москва.
  2. Мишин А.А. «Конституционное право зарубежных стран». –М.: БЕК, 1996г. -844стр.
  3. Миренский Б.А. «Правоохранительные органы Республики Узбекистан». –Т.: Адолат,1998г. -238стр.
  4. Палван – заде А.А. «Судебная власть в Узбекистане: время реформ». –Т.: Адолат, 2002г. – 367стр.
  5. Савицкий В.М. «Организация судебной власти в Республике Узбекистан». –М.: БЕК,1996г. -313стр.
  6. Туманов В.А. «Конституционное право зарубежных стран». –М.: г. -819стр.
 

Нормативно  – правовые акты:

  1. Конституция Республики Узбекистан. –Т.: Узбекистан,2003г. -37стр.

2. Комментарии к Конституции Республики Узбекистан. –Т.: Узбекистан,2002

3. Закон «О судах» Республики Узбекистан от 02.09.1993г. –Т.: Адолат,2002. – 367стр.

4. Закон «О Конституционном суде» Республики Узбекистан от 30.08.2003г. –Т.: Адолат,2002. – 367стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Судебная власть в Республике Узбекистан