Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа
Важным элементом правового государства, помимо господства права является разделение властей.
1.Введение…………………………………………………………3
2.Глава 1.
1.Судебная власть…………………………………………….5
2.Форма проявления функций судебной власти
3. Глава 2.
2.1 Органы судебной власти в РФ…………………………..12
2.2 Суды общей юрисдикции……………………………….13
2.3 Конституционный суд РФ………………………………16
4. Заключение…………………………………………………….26
5. Список использованной литературы………………………..28
2. Разрешает споры о компетенции:
1) между федеральными органами государственной власти;
2) между органами государственной власти федерации и субъектов;
3) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
3. По
жалобам на нарушение
4. Дает
толкование Конституции
5. Дает
заключение о соблюдении
6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7. Осуществляет иные полномочия, представленные Конституцией, федеративным договором, федеральными конституционными законами.
Помимо
этих правовых задач конституционная
юстиция выполняет и
Основным
преимуществом специальной
К исключительной компетенции конституционной юстиции относится следующее:
— рассмотрение споров между высшими государственными органами;
— контроль за конституционностью законов — по меньшей мере абстрактный контроль; объявление законов недействительными;
— рассмотрение
жалоб граждан, групп или ассоциаций
на нарушение конституционных прав
законодательством или
— проверка конституционности референдума.
Кроме того, в компетенцию конституционного суда может входить:
— рассмотрение жалоб по поводу выборов в органы народного представительства;
— “защита конституции” (рассмотрение жалоб по поводу неконституционности действий государственных органов, отстранение от должности высших должностных лиц государства за нарушения конституции, установление антиконституционного характера политических партий, принятие решений, обязывающих законодателя или высшие судебные органы устранить нарушения конституции либо издать акты, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод);
— авторитетное толкование закона и квалификация норм международного права в плане их соответствия конституции;
— иные “нетипичные” процедуры.
Наибольший
интерес в компетенции
Предварительный контроль обладает тем преимуществом, что позволяет выяснить спорные конституционно-правовые вопросы на самой ранней стадии законодательного регулирования, еще до вступления закона в силу. Он также способствует стабильности, устраняет проблему отмены подзаконных актов в случае последующего признания закона ничтожным с момента его принятия. Он не вредит авторитету законодателя в той мере, в которой это возможно при последующем контроле.
В то же время у предварительного контроля есть существенный недостаток. Сложность современного законодательства, особенно относящегося к социально-экономической сфере, крайне затрудняет выяснение его конституционности до тех пор, пока нет данных о практике его применения и толкования судами и органами управления. К тому же социально-экономические условия, с учетом которых был принят закон, впоследствии могут измениться настолько, что в новых условиях смысл отдельных норм может уже противоречить смыслу конституции.
С этой точки зрения более предпочтительным. оказывается абстрактный последующий контроль (хотя во Франции и Греции такой контроль невозможен).
В
федеративном государстве абстрактный
последующий контроль может быть
весьма эффективным средством защиты
конституционной компетенции
Особый
вопрос — о применении абстрактного
последующего контроля в условиях конституционной
реформы к законодательству, которое
считается действующим, поскольку
оно не противоречит новой конституции.
Здесь следует исходить из того,
что, с одной стороны, прерогатива
конституционного суда объявлять законы
недействительными в
В
Германии, Австрии, Италии, Испании, Бельгии
и Турции, а ныне и в России
правоприменительные органы обладают
правом возбуждать в конституционном
суде процедуру конкретного
Такая
процедура, соответствующая “
И
в заключение — о проблемах
рассмотрения индивидуальных жалоб
на нарушения конституционных
Эти аргументы очевидны. Но столь же очевидно, что, для того чтобы рассматривать по существу все жалобы граждан, считающих, что их конституционные права нарушены непосредственно законами или актами применения законов, понадобится примерно столько же конституционных судов, сколько существует правоприменительных органов. Во всех странах, где допускаются индивидуальные конституционные жалобы, конституционные суды не в состоянии справиться с обилием таких дел, и это несмотря на то, что, как правило, более 90% жалоб не принимается к рассмотрению.
Но
все это никоим образом нельзя
расценивать как доводы против предоставления
гражданину права обращаться в конституционный
суд. Практика в Австрии, Бельгии, Венгрии,
Германии и других странах, в которых
допускается обращение в
Конституция
РФ – это основной закон нашей
страны, который закрепляет главные,
неотчуждаемые от человека права
и свободы. Соответственно Конституционный
суд призван их защищать. Россия
– многонациональная страна, у
неё огромная территория. При такой
огромной территории очень сложно сделать
так, чтобы нормативно-правовые акты,
принимаемые центральным
Заключение
Закон «О судебной системе гласит», что в Росси признаётся принцип единства судебной системы. Но на практике этого принципа не наблюдается.
Во-первых, в настоящее время судебная власть в России осуществляется тремя самостоятельными ветвями судебной власти: а) судами общей юрисдикции; б) арбитражными судами и в) конституционными (уставными) судами. Наличие этих ветвей ясно осознавалось разработчиками закона о судебной системе. Поэтому ими и была подготовлена вышеупомянутая ст. 3 этого закона, озаглавленная: «Единство судебной системы», в которой говорится, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и законами о судебной системе. Между тем, от того, каким именно законом устанавливается судебная система, ее единство не может быть обеспечено. Для того чтобы закон мог обеспечить единство судебной системы, последнее должно не декларироваться, а содержать эффективные правовые решения этой задачи. Это значит, что должны быть предусмотрены соответствующие связи между элементами системы, чего как раз нет ни в Конституции РФ, ни в законе о судебной системе, ни в реальной практике функционирования трех самостоятельных ветвей судебной власти.
Во-вторых, гарантом единства должны выступать Конституция и комплекс законов, которые подлежат применению с соблюдением процессуальной процедуры. По этому поводу следует сказать, что если бы единство судебной практики могло быть реально обеспечено требованием соблюдать Конституцию и иные материальные и процессуальные законы, то не было бы никакой необходимости в существовании вышестоящих судебных инстанций. Поэтому указанный фактор хоть и существен, но, применительно к трем самостоятельным ветвям судебной власти, реально не обеспечен.
В-третьих, соблюдение единства статуса судей и финансирование судебной системы из федерального бюджета. Эти факторы также достаточно слабо увязываются с решением проблемы единообразного применения закона.
Так что желание обеспечить
единство судебной системы,
Список
использованной литературы