Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:14, курсовая работа
Так как ткань политических взаимоотношений формирует взаимодействие частных и общих интересов, которые служат причиной и их появления, и их уничтожения, то нужный специфический механизм, орган, упорядочивающий данную динамику, поддерживал, реализуя разные для установления, а не для уничтожения общества.
Введение……………………………………………………………..………3
Глава 1. Природа государства и его сущность………………….....……...5
Глава 2. Политическая система общества………………………….…….11
§1. Специфика роли государства в политической системе
тоталитарного и демократического общества…………………….…......16
§2. Политическая жизнь……………………………………………...……19
Заключение…………………………………………………………..……..24
Список использованной литературы……………………………….…….26
Введение…………………………………………………………
Глава 2. Политическая система общества………………………….…….
§1. Специфика роли государства в политической системе
тоталитарного и демократического общества…………………….…......16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….…….26
Введение
Так как ткань политических взаимоотношений формирует взаимодействие частных и общих интересов, которые служат причиной и их появления, и их уничтожения, то нужный специфический механизм, орган, упорядочивающий данную динамику, поддерживал, реализуя разные для установления, а не для уничтожения общества.
Данной силой, которая объединяет общество, поделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные и иные группы, есть государство с характерными ему определенными признаками.
Во-первых, это способность к изменению общества при наличии общественных отличий вызванной ими борьбы интересов. Устанавливая внутреннюю и внешнюю политику, закрепляя порядок в обществе и оборону страны, государство является в качестве официального представителя общества, каждого его гражданина.
Во-вторых, государство – это орган власти, правового принуждения, который активно использует санкции поощрения и наказания за соблюдение либо нарушение закрепленных им норм, правил объединения социальных взаимоотношений. Определенность государственной власти – в ее независимости, полноте и главенстве по сравнению с иными возможными субъектами власти в обществе. Оно имеет разветвленный аппарат принуждения, способный установить последовательное осуществление его задач и воли.
В-третьих, законотворческая функция государства в обществе. На базе принимаемых законов, носящих обязательный характер для всех, реализуется управление обществом, закрепление собственной деятельности государства, которое, по словам И. Канта, и является организацией множества людей, регулируемых правовым законам.
В-четвертых, профессиональное направление в управлении общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их сотрудникам полномочий на управление остальными индивидами.
В-пятых, специфика и точность рамок политического пространства. Государство имеет географические границы: территорию, на которую действует его власть, и юридический ареал – оно охватывает граждан – личностей государства, которые имеют по отношению к нему юридически установленные права и обязанности, которые платят налоги, то есть материально способствующих и обеспечивающих функционированность и деятельность государственных органов.
Долгое время ученые занимаются теоретическими и практическими поисками данного состояния политической системы, в которой человек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими основами общественной жизни. Такими они будут в случае, если их функции будут нацелены не на соотнесенное уничтожение или давление одного другим, а на взаимоотношения в границах сохранения самостоятельности, автономии государства и личности. Такое состояние получается, когда политическая система формируется на базе принципов гражданского общества и правового государства.
Как политический принцип идея гражданского общества проявляется в отказе государства от претензий на закрепление всего многообразия общественных связей. Реально, может ли государство взять на себя обязанности сделать каждого человека счастливым, здоровым и т.д.? Нет. Оно может только помочь формированию комплекса требований, осуществления которых в жизненно значимые ценности – имело самого человека. В связи с этим в требованиях гражданского общества государство отрицается от мелочной закреплении поведения людей в пользу определения у них ответственного отношения к своему назначению, возможностям и ресурсам. При этом реальной базой такого отношения может быть лишь, признанное государством право человека на распоряжение что ему принадлежит.
Глава 1. Природа государства и его сущность
Государство как никакое иное проявление социальной жизни связано с политикой. Понятие "политика" появляется от греческого "polis", что означает "государство". Основной вопрос политики - вопрос об отношении к власти, участие в функциях государства, возможность оказывать влияние на осуществление его задач.
Прежде всего что такое "политическая система"?
Политическая система в большой степени определена социально-политической системой общества. Всякое совершенное человеческое общество является совокупностью конкретных общественных групп, которые объединяют членов по различным признакам: профессии, возрасту, материальному положению и т.п. Разные социальные общности (группы людей) создают объединения, главная задача которых - определять и проводить волю индивидов объединения и охранять их политические, экономические, профессиональные и иные интересы1.
Соединяясь в различные ассоциации, союзы, люди лично или через своих представителей выражают свое отношение к функциям государства, а также влияют на осуществляемую государством политику, на содержание принимаемых им решений.
Политическую систему общества можно раскрыть как сумму государственных органов, политических партий, иных общественных организаций, хозяйственных объединений, институтов, в какой то степени функционирующих в политической жизни общества. Политическая система, так, состоит из государственных структур и негосударственных объединений.
Негосударственные объединения - это общественные образования и организации, относительно самостоятельные и свободные от государства, которые имеют цель осуществлять независимое самовыражение личности, ее интересы. Данные негосударственные объединения формируются на базе независимого волеизъявления индивидов для охраны их общих интересов и разрешения каких-либо совместных задач. К негосударственным объединениям кроме политических партий и движений можно отнести профсоюзы, трудовые коллективы, творческие ассоциации, молодежные, женские, религиозные, кооперативные и иные организации.
Негосударственные объединения в свою очередь можно подразделить на политические и неполитические.
Неполитические объединения - это профсоюзы, кооперативные, молодежные и другие образования, осуществление деятельности которых не предусматривает непосредственно каких-то политических целей. Решаемые задачи, стоят в большинстве в сфере других отношений - производственных, профессиональных, культурных, социально-бытовых. Главная задача профсоюзов, к примеру, - защита трудовых прав работников предприятий и учреждений, формирование безопасных условий труда, улучшение социально-бытового и материального положения своих членов.
Специфической чертой собственно политических негосударственных объединений является главенство политических целей в их программах и функциях. Под типичной моделью данной организации выступают политические партии. Граждане соединяются в политические партии по политическим взглядам. Из негосударственных объединений именно политические партии есть более массовыми и влиятельными политическими образованиями.
Для политически совершенствования общества определены идеологические и политические многообразия, многопартийность. Наличие не одной политической партии связано с тем, что в общественно неоднородном по своей системе обществе различные общественные группы населения для проявления своих политических взглядов и защиты интересов могут соединятся в политические партии. Факторами, которые влияют на специфику многопартийной системы различных стран, являются разные идеологические течения, национальный состав населения, специфика исторического совершенствования и т.п. Официальная идеология проявляется в программных документах партии. Система политических партий во многом определена общественной структурой общества. Общественная база партий может быть различной: рабочие, интеллигенция, чиновничество, средние социальные слои, фермерство и т.п.
Определяют организационно оформленные (основанные на официальном членстве) и организационно неоформленные партии. Первые различаются точно оформленной системой и членством, строгой партийной дисциплиной, центральным партийным аппаратом2. Верховенствующие органы партии разрешают вопросы внутренней и внешней политики партии, лидер партии осуществляет надзор за деятельность партийного аппарата.
Аппарат большинства политических партий, прежде всего, приспособлен для проведения избирательной борьбы. Политические партии ведут избирательную борьбу, осуществляя ту или иную тактику. В ходе избирательных кампаний они нацелены провести своих представителей в выборные государственные органы. Отношение политических партий с государственным аппаратом лучше, отчетливее отражается в парламентских республиках, где правительство создается парламентским путем из представителей партии, выигравших на выборах.
Общественное движение - это массовое общественное образование, как правило организационно не оформленное и не имеющее постоянного членства. В его составе могут быть конкретные граждане или образования граждан, поддерживающие своим личным участием деятельность (проводимые мероприятия) социального движения. Задачей формирования общественного движения есть, как правило, разрешение более значимой проблемы в сфере политики, культуры, экономики, экологии и т.д. Общественные движения современной России - "Идущие вместе", "Солдатские матери", "Женщины России" и др.
Не малое место в политической структуре общества имеют органы местного самоуправления. Они избираются непосредственно населением данного муниципального образования. В России органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти и в пределах своих действий самостоятельны. Они создаются гражданами для разрешения вопросов местного значения и имеют весьма большие правомочия и функции: разработка и закрепление местного бюджета, управление муниципальной собственностью, определение местных налогов и сборов, осуществление проведения местных референдумов, охрана общественного порядка, организация социально-бытового обслуживания населения и др. Спецификой органов местного самоуправления как самостоятельных компонентов политической системы есть наличие в них признаков, принадлежащих и общественным организациям, и органам, наделенным властными полномочиями.
Основным компонентом политической структуры есть институты непосредственной демократии: митинги, шествия, демонстрации, конференции, собрания и т.д. Через проведение данного публичного мероприятия реализуется агитация и пропаганда политических идей и мировоззрений граждан, отражается их гражданская позиция, отношение к каким-либо политическим процессам и событиям.
В качестве самостоятельных компонентов в политическую систему включены также трудовые коллективы, организации предпринимателей, негосударственные средства массовой информации и нелегальные (преступные) объединения.
Трудовые коллективы - совокупность работников, которые осуществляют трудовую деятельность на государственном или частном предприятии, в организации или учреждении. Деятельность трудового коллектива основывается на трудовом договоре. Трудовые коллективы имеют специальные полномочиями по участию в обсуждении и разрешении вопросов управления предприятиями, организациями, учреждениями: заключение коллективных договоров, утверждение правил внутреннего трудового распорядка, вопросы оплаты труда, улучшения условий и охраны труда, социальных и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение трудовой дисциплины и т.д. Полномочия трудового коллектива реализуются общим собранием его членов.
Очень большую роль в политической системе своих стран играют общенациональные предпринимательские объединения, к примеру Британская конфедерация промышленности, Национальная ассоциация промышленников в США, Союз промышленников и предпринимателей России и др.
Эффективное влияние на деятельность политической системы оказывают негосударственные СМИ: радио, телевидение, пресса. С одной стороны, СМИ - это существующий канал предоставления информации населению, общественности о функционированности государственных и социальных органов и организаций, о каких-либо значимых событиях политической жизни. С другой стороны, они имеют определенные возможности влияния на политическую систему: СМИ – самое важное средство, помогающее активно создавать политическую волю граждан, устанавливать политические ориентиры совершенствования общества.
В наше время, в данных условиях увеличивают задачи и место негосударственных СМИ. При их помощи политические партии и иные образования граждан получают право публично определять и защищать свои идеи, пропагандировать свои идеологические и политические взгляды и концепции, распространять информацию о целях своей деятельности и осуществляемых мероприятиях, вести полемику с представителями государственных систем и идеологическими противниками. При этом используя разные организационные формы. К примеру, предвыборная агитация на телевидении и радио реализуется в виде публичных дебатов, интервью с политическими деятелями, пресс-конференций и в иных, не запрещенных законом формах. В наше время большое значение получает Интернет как определенный и эффективный способ обмена информацией. Многие предметы массовой информации имеют в Интернете свои сайты.
Информация о работе Сущность государства и его роль в обществе