Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:14, курсовая работа
Так как ткань политических взаимоотношений формирует взаимодействие частных и общих интересов, которые служат причиной и их появления, и их уничтожения, то нужный специфический механизм, орган, упорядочивающий данную динамику, поддерживал, реализуя разные для установления, а не для уничтожения общества.
Введение……………………………………………………………..………3
Глава 1. Природа государства и его сущность………………….....……...5
Глава 2. Политическая система общества………………………….…….11
§1. Специфика роли государства в политической системе
тоталитарного и демократического общества…………………….…......16
§2. Политическая жизнь……………………………………………...……19
Заключение…………………………………………………………..……..24
Список использованной литературы……………………………….…….26
Специфичное воздействие на политические процессы осуществляют организованные преступные сообщества, мафиозные структуры, действующие нелегально и реализуют противоправную деятельность: готовят и совершают преступления против личности, общественной и государственной безопасности и т.п. В связи с этим было бы неправильным исключать их из политической системы общества. В наше время в различных странах проявляется формирование незаконных группировок, их соединение с некоторыми коммерческими, финансовыми организациями, а также криминальными структурами.
В существующих демократических государствах осуществляется борьба с фашизмом, предполагается государственная поддержка данной деятельности, закрепляется ответственность за пропаганду фашизма.
Глава 2. Политическая система общества
Базу политической системы всякого общества заключены в органы государства, политические партии и движения, деятельность связанная непосредственно с политикой, нацеленные на четкое проявленные политические цели. Именно они более активно воздействуют на политику. Среди таких органов важное место имеет государство, его органы и структура.
Государство не только является самостоятельным субъектом политических взаимоотношений. Как орган политической власти оно стоит на центральном месте в политической системе общества3.
Государство появилось как специфическая форма публичной власти, конкретная политическая организация общества. Оно так или иначе соединяет, связывает разные части общества, устанавливая требования хорошей деятельности общества в целом. Посредством государственной организации общества формируется возможность проявления воли максимально больших общественных слоев.
Являясь определенным общественным институтом, государство реализует конкретные полномочия в жизни общества. Функционированность государства носит непосредственно политический характер и задевает все фундаментальные области социальной жизни. Те или другие образования и объединения граждан также принимают участие в политической жизни общества, но лишь государство, реализуя политическую власть, проявляет не интерес какой-то одной общественной группы, а как бы всеобщий интерес. Государство должно примирять интересы разных общественных групп и по своей сути не может не содержать в себе часть общей воли, общего интереса. Что позволяет ему говорить от имени всего общества, в качестве его официального представителя, как внутри страны, так и за ее пределами.
Соединяя различные слои населения, государство, так, есть самая массовая организация в обществе, выступающая от имени всего народа, в качестве представителя его интересов. Данная идея так или иначе закрепляется в конституциях многих современных демократических, общественно направленных государств. В Конституции РФ, к примеру, закреплено: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления"4.
Государство есть не только базовый, главный, но и более стабильный элемент политической системы различного общества. Как показывает история, государство после своего появления остается на всех этапах совершенствования общества. Иные, негосударственные объединения, включенные в политическую систему, формируются для разрешения конкретных, задач и целей на том или другом этапе совершенствования общества.
Негосударственные объединения образуют только какой-то элемент общества. Это может быть большая его часть или, наоборот, очень малая. Но даже самые большие общественные объединения не стоят ни в какое сравнение с таким феноменом, как государство, которое представляет собой, по сути дела, целую, всеобъемлющую политическую организацию населения.
В обществах с тоталитарной политической системой действующая общественная основа государства очень узкая. Она ограничивается в основном лежащими у управления властвующими кругами и теми слоями населения, в интересах которых реализуется внутренняя и внешняя политика государства. Общественная основа демократического государства намного шире. По мере становления принципов демократии все большие слои населения делят и поддерживают политику государства.
Одним из главных - определенных - признаков государства, помогающих ему осуществлять ведущую роль в политической системе, является свободой.
Суверенитет – самая важная характеристика политико-правовой сущности государства5. Он определяет главенство и независимость власти. Это данное свойство власти, обеспечивающая государству осуществлять свободно, самостоятельно реализовывать свои внутренние и внешние дела. Устанавливая качество государственной власти как главенствующей и независимой власти, суверенитет предусматривает не подчиненность ее каким-то иным системам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурентных властей, которые были бы выше власти суверенитета.
Суверенное государство имеет всю полноту власти на данной территории. Никакая иная власть на территории такого государства не вправе взять на себя функции главенствующей суверенной власти, а тем более выдвинуть себя над ней. Власть государства осуществляется на всю территорию, которая находится под его юрисдикцией. В качестве суверена государство все владеет территорией в рамках государственной границы, то есть имеет территориальным главенством. Главенство государства внутри страны предусматривает полное и неуклонное исполнение законов такого государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.
Государство должно пресекать военную агрессию и иные формы давления на суверенитет, территориальную целостность, а также устанавливать свою экономическую, политическую и информационную свободу. Оно закрепляет охрану населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории есть один из базовых частей безопасности государства, а его охрана и установление - одной из самых важных государственных действий.
Суверенитет определяет не только главенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и свободу государства во внешнеполитической области. Суверенное государство есть самостоятельный участник международных взаимоотношений и может в силу этого участвовать в международных договорах, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и другими представительствами.
Функцией государства как всеобщей, всевластной политической организации населения есть осуществление властных полномочий для руководства обществом, создание обязательных для всех решений, устанавливающих осуществление государственной политики.
У государства есть разные политико-правовые приемы влияния на общество. В отличие от иных составных элементов политической системы государство имеет государственно-властные полномочия, дающие право ему очень результативно реализовывать свою политику. Наилучшим средством влияния на общество есть правовые акты, вводимые управомоченными на то государственными органами6.
Введение обязательных для всех лиц общества правил поведения - правовых норм, которые не нуждаются в каком-то санкционировании и определенных силой государственного принуждения, - действенный рычаг, дающий государству реализовывать возложенные на него функции по управлению обществом.
Акты разных негосударственных образований не имеют юридического характера и не установлены силой государственного принуждения. Область их осуществления, как правило, определяется членами такого образования и устанавливается их положениями и уставами.
Государство имеет специфический аппарат управления и принуждения, помогающий осуществлять конкретную государственную политику, осуществляя в нужных случаях меры государственного принуждения. При помощи аппарата управления и принуждения государство закрепляет осуществление принимаемых нормативных правовых актов, соблюдение режима законности.
Кроме этого, государство обладает большими материальными ресурсами и финансовыми средствами. Это, государственный бюджет, определяемый высшим законодательным органом7.
Место государственного сектора в экономике различных стран разная, но, как правило, очень большая. Такое место зависит от характера политической системы и ряда иных факторов.
Размер государственного сектора в экономике множества совершенных современных государств очень большой. Для современных государств определенно быстрое совершенствование транснациональных корпораций, которые монополизируют целые отрасли производства. Более того, видна тенденция к увеличению расширения государственного влияния в экономику. Государственная монополия главных средств производства реализуется, как правило, в отношении тех областей жизни и в таких случаях, когда это связано с осуществлением задач и функций государства, задевающих интересы целого общества. Так же в условиях плюрализма форм собственности верховенство государственной собственности имеет конкретные "ограничители": государство хочет найти баланс в функционировании и взаимосвязи различных форм собственности.
§1. Специфика роли государства в политической системе тоталитарного и демократического общества
Базу политической системы тоталитарного общества включены органы и образования, средствами которых главенствующие круги определяют свою волю остальным слоям общества, то есть реализуют свою диктатуру8. Помимо государственной машины в политическую систему включены разного рода политические и общественные объединения, участвующие так или иначе в политической жизни и оказывающие воздействие на государственную политику в интересах главенствующих кругов. Основным среди разных звеньев политической системы сохраняется государство и, прежде всего, его большой военно-бюрократический аппарат. Определено это тем, что государство, имея специфический аппарат принуждения и принимая обязательные для всех правовые акты, напрямую реализует политику главенствующих кругов, закрепляет претворение в жизнь законов, проявляющих их интересы.
В странах с авторитарным политическим режимом закрепляется монополия одной партии, осуществляющая фактический тотальный надзор над обществом и государством. Прогрессивные партии и объединения имеют политическое давление и преследования со стороны реакционных сил. Они осуществляют борьбу за мир и демократические изменения в обществе.
В условиях тоталитарной политической системы место государства и особенно его аппарата является, по сути, всеобъемлющей. Большое влияние государства на экономическую жизнь общества, верховенство государственной идеологии, командно-административных методов управления, фактический надзор государства над личностью делают общество изолированным от внешнего мира, а граждан превращают в обезличенный придаток, малую часть системы. Государство, которое характеризуется раздутым государственно-бюрократическим аппаратом и чрезмерной "за урегулированностью" разных областей социальной жизни, ограничивает свободу и творческую инициативу личности, фактически отрицая ее из политической жизни.
В условиях
либерально-демократической
Демократическое государство стремится быть единой политической организацией всех слоев общества, помогает совершенствованию политической активности граждан9. В условиях политической системы демократического типа граждане независимы в выборе различных форм образования, разных форм деятельности, которые не противоречат существующим правовым нормам. Государство закрепляет гарантии самореализации независимой личности, проявление личных интересов, участия личности в политической, экономической и иных областях жизни общества.
Демократическое государство идет к консенсусу в обществе, к соотношению интересов разных общественных групп и слоев, к нормальному сочетанию интересов личности и государства. При этом государство не допускает, чтобы осуществление прав и свобод личности определяла закрепленные законом права и свободы иных граждан. Оно является как своего рода арбитр, призванный регулировать созданные общественные конфликты в обществе, закрепляет меру юридической независимости личности, определяя верховенство защиты прав личности по отношению к государству. Для демократического государства обусловлена совершенная система судов и увеличение регламентации правовых процедур защиты прав граждан и их объединений.
Демократическое государство имеет набор средств, которые позволяют не лишь формально юридически, но и действенно, на практике закреплять права и свободы своих граждан10. Государство идет к созданию требований, при которых правовая регламентация социальных отношений нормально соотносится с практическим осуществлением гарантированных конституцией базовых прав и свобод граждан, позволяющие каждой личности выражать свою индивидуальность. Гражданам закреплено не лишь политическая свобода, но и свобода личной жизни, свобода предпринимательства и т.п.
Современное
демократическое государство
Информация о работе Сущность государства и его роль в обществе