Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание

Цель работы:
раскрыть классические теории, такие как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная и современные теории: либертарно – юридическую, патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условиях современности.

Содержание

Введение
Глава 1. Классические теории о сущности государства
1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства
1.2 Классические теории о сущности государства
Глава 2. Современные теории о сущности государства
2.1 Либертарно - юридическая теория
2.2 Патримониальная теория
2.3 Патерналистская теория
2.4 Теологическая теория в условиях современности
Заключение
Список используемых нормативно-правовых актов
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 44.19 Кб (Скачать документ)

В любом обществе существуют лица, которые не согласны с властью  и проявляют недовольство, а для  того, что бы удержать в повиновении  личность и возникает для этого  государство, т.е. по их мнению, государство  – это продукт разрешения психологических  противоречий между активными личностями и пассивной массой людей. Плюсы данной теории заключаются в том, что психологические закономерности - важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться причинами образования государства, т.к. психика человека формируется под влиянием внешних (социально-экономических факторов).

Психологическая теория так  же утопична, потому что она содержит некоторые негативные факторы, т.е. так же не вскрывает объективные  факторы.

В середине XIX в. возникла марксистская (классовая) теория[11]. Её представили такие личности как: Маркс, Энгельс и Ленин. Основные постулаты этой теории изложены в популярнейших работах К. Маркса Ф. Энгельса. Они впервые объясняли возникновение государства, основываясь на социально – экономических причинах: общественное разделение труда, появление прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами – это объективный результат, в результате чего возникает государство, т.е. сосредотачивает власть у экономически господствующей верхушки, располагающей специальными средствами подавления и управления, что сдерживало бы противоборство этих классов.

Таким образом, суть этой теории в том, что государство зарождается  в результате раскола общества на экономически неравные классы.

Ярким представителем органической теории[12] был английский мыслитель XIX в. Г. Спенсер. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходства и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых общих закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

Касаясь вопросов происхождения  государства, он был близок к сторонникам  теории насилия, полагая, что в истории  нет ни одного примера, где бы государство  не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство – результат  завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с  расширением практики завоеваний усложняется  структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.

Ирригационную теорию[13] обосновал немецкий ученый К.Виттфогель. в своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в засушливых районах. И действительно, в первых городах – государствах Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и т.д.

Данная теория отражала некоторые  реальные процессы, происходившие в  восточных регионах, но в действительности процессы образования государства  и ведения ирригационных работ  шли параллельно, хотя образование  государства было первичным, поскольку  именно государство было в состоянии  вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Выводом по первой главе  можно считать тот факт, что  существует множество подходов к  объяснению процесса происхождения  государства, которые основывались и основываются на одном определяющем факторе. Но большинство современных  ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства  с каким – то одним фактором, что именно комплекс причин, объективных  процессов, происходивших в обществе, обусловил появление государственной  организации. 

 

 

Глава 2 Современные  теории о сущности государства 

 

2.1 Либертарно - юридическая теория

Естественно в прошлом  было представлено много теорий о  происхождении и сущности государства, но ученые – юристы не останавливались  на достигнутом. В каждую временную эпоху или особо значимый период времени человеческому обозреванию предоставлялись все новые и новые теории о сущности и происхождении государства.

В 1990-2000 годах ученые подтвердили  новую теорию, которую назвали  либертарно – юридической. Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Причины и условия, породившие право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Возникновение  права – весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться  в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты (ПА) рабовладельческой  и феодальной эпох.

Возникновение права –  следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные  нормы справлялись все меньше и меньше.

На процесс возникновения  права также оказывало влияние  множество различных факторов, специфика  географических, культурно – исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает  под их сильным воздействием. Основными  источниками права здесь выступают  нравственно - религиозные воззрения  и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских  странах и так далее). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных  органов (законодательные акты) и  судебное право (прецеденты).

Возвращаясь к характеристике либертарно – юридической теории нельзя не вспомнить об определении права и его признаков, потому что право является одной из основных характеристик этой теории, а вторую основную характеристику – государство – я рассмотрела в первой главе.

Право, как и государство, является продуктом общественного  развития, юридически оно оформляется  в государственно – организованном обществе.

Право[14] - в юридическом смысле это система общеобязательных формально определенных юридических норм, которые выражают волю народа или общества в целом, устанавливаемое и обеспечиваемое государством.

Так же выделяются следующие  признаки права[15]:

1)  Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права (НП) закрепляются эталон, масштаб модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2)  Общеобязательность, т.е. НП[16] обязательны для всех членов общества, и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3)  Формальная определенность. Это означает, что НП всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму – законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, т.е. не имеющим юридической силы.

4)  Неперсонифицированность, т.е. отсутствие адресата. НП адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

5)  Право выражает волю народа.

6)  Право устанавливается и обеспечивается государством. 

 

2.2 Патримониальная  теория

Вторая современная теория о сущности и происхождении государства, которую я рассмотрю в своей  курсовой работе, будет патримониальная теория[17].

Согласно данной теории государство  произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

С древних времен пошло  так, что землей обладал не каждый, а только состоятельные люди. Земля  покупалась сразу с людьми, проживающими и работающими на ней. И власть собственника земли распространялась на «его рабов», т.е. крестьян. Крестьяне  были обязаны соблюдать, сохранять  и чтить законы и значимые желания  и повеления их «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего  сословия не интересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этого феодала, который их покупал, или не хотели. Исполнение воли «хозяина» не обсуждалось и выполнялось беспрекословно.

За невыполнение приказа  или его обсуждение, раба или крестьянина (в зависимости от страны, о которой  будет идти речь) могли забить камнями, лишить земли и места проживания. Всем известно, что на Руси крестьянские семьи имели много детей, и  терять кормильцу работу никак было нельзя, поэтому крестьяне соглашались  на любые условия, отношения и  обращения которым они подвергались.

2.3 Патерналистская  теория 

 

Патерналистская теория[18] возникла от слова патер - отец. В этой теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.

Суть данной теории похожа на патриархальную теорию, только в  патриархальной теории государство  трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие  государство не приравнивается к  понятию семья. Полагаясь на Библию, Р.Филмер делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. А в патерналистской теории государство приравнивается к понятию «семья». 

 

2.4 Теологическая  теория в условиях современности

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Мартен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счете, именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

В настоящее время теологической  теории придерживаются верующие в Бога люди. Атеисты же примут какую угодно любую другую теорию только бы теологическую.

Служители церкви так же придерживаются теологической теории[19], потому что именно Бог сотворил землю, животных, растения и прочее, что населяет и обитает на «земле грешной».

Государство зародилось по велению Божьему, именно Бог дал  нам законы – «заповеди Христовы». Если вникнуть в историю и проанализировать эти девять заповедей, то можно увидеть, что соблюдая эти заповеди, мы не будем нарушать свободу других граждан, причинять вред и боль людям, и все это сводится к тому, что Бог сотворил правовое государство, только управляет им не сам он, а человек, которого он послал на землю для управления.

Какова же социальная сущность правового государства? Социальная сущность правового государства  составляет саморегулирующееся гражданское  общество, которое объединяет свободных  граждан. В центре внимания находится  человек. Именно поэтому в 1991году Верховным  Советом РФ принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Из этого можно сделать  вывод, что государство признает приоритет прав и свобод человек, что соблюдение и защита прав и  свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государства[20].

На долю правового государства  выпало много характеристик ученых -философов различных эпох[21].

I период - Древние мыслители  античности.

«Правовое государство –  это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при которой  закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. »

II период - Период рождения  феодализма.

« Цель правового государства  – обеспечение каждому свободного использования имущества и безопасности. »

III период – Период  ранних буржуазных революций[22].

Спиноза:

« Правовое государство могущественно  тогда, когда оно гарантирует  каждому гражданину не только сохранение его жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу. »

Локк:

«Задача правового государства  – обеспечить свободу каждого, следовать  своему желанию во всех случаях, когда  это не запрещает закон. »

Информация о работе Сущность государства