Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:20, курсовая работа
Цель работы:
раскрыть классические теории, такие как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная и современные теории: либертарно – юридическую, патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условиях современности.
Введение
Глава 1. Классические теории о сущности государства
1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства
1.2 Классические теории о сущности государства
Глава 2. Современные теории о сущности государства
2.1 Либертарно - юридическая теория
2.2 Патримониальная теория
2.3 Патерналистская теория
2.4 Теологическая теория в условиях современности
Заключение
Список используемых нормативно-правовых актов
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Классические теории о сущности государства
1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства
1.2 Классические теории о сущности государства
Глава 2. Современные теории о сущности государства
2.1 Либертарно - юридическая теория
2.2 Патримониальная теория
2.3 Патерналистская теория
2.4 Теологическая теория в условиях современности
Заключение
Список используемых нормативно-правовых актов
Список используемой литературы
Введение
сущность государство классическая современная теория
Тема моей курсовой работы – «Классические и современные теории о сущности государства». Я выбрала данную тему, потому что рассуждая о теориях происхождения государства, я столкнусь с различными точками зрения и вариантами ответа на один и тот же вопрос.
Существует множество теорий происхождения государства. Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.
Что же вообще такое «
Теории происхождения государства»?
Теории происхождения государства
– это теории, объясняющие смысл
и характер изменений, условия причины
возникновения государства. Теории
происхождения государства
В своей работе я считаю необходимым раскрыть классические теории, такие как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная и современные теории: либертарно – юридическую, патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условиях современности.
Предметами рассмотрения в моей курсовой работе выступают традиционные и современные теории происхождения государства, а также их особенности и объяснение, почему та или иная теория утопична.
Объектом моей работы будет исследование, рассмотрение и анализ выбранных мною теорий.
Что же касается методов, используемых в моей курсовой работе, то это такие методы[2], как:
историзм (исторический подход позволяет рассматривать государственные и правовые явления в развитии, позволяет определять основные этапы развития, позволяет вскрыть причины их происхождения).
анализ (позволяет выявить структуру государства и права, систематизировать и уточнять знания и представления от исследуемых правовых явлений).
синтез (суть - в результате анализа различных свойств правовых явлений выбирается главное целое).
метод сравнения (по средствам его исследуются аналогичные сходные институты нескольких государств и систем права).
гипотеза (научные предположение, выдвигаемое для объяснений какого-либо явления, требующего проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научным открытием).
плюрализм (позволяет учитывать различные научные представления о возникновении государства и права).
Глава1 Классические теории о сущности происхождения государства
1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства
Ряд ученых – мыслителей придерживались различных точек зрения и выдвигали свои теории по изучению вопроса происхождения государства. Сформировалась целая плеяда философских теорий, каждая из которых имеет свои зерна, позитивные моменты, но вместе с тем в них есть и слабые стороны, за которые можно критиковать ту или иную теорию.
Каждая из десяти теорий, которые я буду рассматривать в своей курсовой работе, утопична.
Но они являются обязательными по прохождению в дисциплине «Теория государства и права», поэтому к каждой теории я кратко расскажу, кто её основатель, когда она возникла, коротко её суть и почему та или иная теория не имела места быть, то есть была утопична.
Но прежде чем говорить о самих теориях государства надо сначала сказать, что такое государство, рассказать о его признаках и предпосылках его образования.
Государство[3] – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, оно издает юридически обязательные веления, которые называются нормы права, имеет специальный аппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом[4].
Государство, на какой бы определенной ступени общественного развития оно не находилось, на более ранних или более поздних ступенях развития, всем государствам истории и современности присущи общие признаки[5]:
1)Государство и
2)Государство располагает
специальным аппаратом
3)Государство обладает
суверенитетом. Суверенитет –
это такое свойство
4)Государство организует
общественную жизнь на
5)Легальность власти. Юридическое
обоснование власти, т.е. официально
власть закреплена в
6)Легитимность власти. Качество
взаимоотношения власти и
Будучи главной управленческой силой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, т.е. учета и координации интересов различных групп населения. В деятельности государства на первый план начинают вступать такие правовые институты как: разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, преодоление социальных разногласий.
Существенно изменяется роль государства и на международной арене, которая требует взаимных уступок, разумных договоренностей, сохранение мира, предотвращение вооруженных конфликтов. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как социальное и правовое государство.
Каковы же были предпосылки
образования государства? Важную роль
к формированию предпосылок возникновения
государства сыграло
1.2 Классические теории о сущности государства
Итак, одной из древнейших теорий происхождения государства была теологическая теория[6]. Но наиболее широкое распространение она получила в эпоху Средневековья и была направлена на обоснование превосходства церковной власти на светской властью. Основоположником теологической теории государства считается Фома Аквинский, а позже у него были и сподвижники (Жорж Марител, Давид Мерсье…).
Согласно теологическим
учениям, государство служило
Эта теория утопична, т.к. она не позволила определить и усовершенствовать форму государства, улучшить государственное устройство, поэтому эта теория недоказуема, т.к. построена на вере в Бога.
Патриархальная теория[7] – представители: Аристотель, Филлер, Михайловский. Эта теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Люди – это существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей приводит к образованию государства, а власть государя – это продолжение власти отца в семье, который выступает неограниченно. Как и в семье – отец, так и государь не выбирается, не смещается подданными людьми, т.к. они все его дети. Положительными чертами патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности первый в России последователь патриархальной теории, русский социолог Н.К.Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.
Утопия этой теории в том, что ее представители упрощают процесс происхождения государства и, по сути, заменяют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории как «отец» и «члены семьи» отождествляются понятиями «государь» и «подданные».
Согласно договорной теории[8] государство возникло в результате заключения общественно договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.
Эта теория получила распространение в XVII-XVIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А.Н.Радищев и др.
На основе этой теории граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, они имеют право на защиту своей свободы, а в случае злоупотребления властью правителями граждане могут расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
Значение договорной теории
в том, что она является крупным
шагом вперед в познании сущности
государства, т.к. она порывала с
религиозными представителями о
происхождении
Теория насилия[9] возникла в XIX-XX вв. её представителями были Каутский, Дюринг и Гумпилович.
Эта теория объясняет возникновение
государства завоеванием одних
племен другими, т.е. военно-политическим
фактором. После завоевания победители
стремятся с помощью насилия
утвердить свое господство и образуют
для этих целей государственную
организацию. Представитель теории
насилия К.Каутский утверждал, что
рабство возникает из войны с
чужими общинами, племя победителей
подчиняет себе племя побежденных,
присваивает себе их землю и затем
принуждает побежденное племя работать
на победителей, платить им дань или
подати. Возникает и аппарат
Психологическая теория[10]. Основоположники: Петрожицкий, Тарда, Фрейд. Суть данной теории заключается в том, что проявление государственности связывали представители с особыми свойствами человеческой психики: потребность одних людей во власти над другими людьми, а у других – стремление подчиняться и подражать им. Именно из такой власти и возникает власть государственная.