Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание

Цель работы:
раскрыть классические теории, такие как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная и современные теории: либертарно – юридическую, патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условиях современности.

Содержание

Введение
Глава 1. Классические теории о сущности государства
1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства
1.2 Классические теории о сущности государства
Глава 2. Современные теории о сущности государства
2.1 Либертарно - юридическая теория
2.2 Патримониальная теория
2.3 Патерналистская теория
2.4 Теологическая теория в условиях современности
Заключение
Список используемых нормативно-правовых актов
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 44.19 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Классические теории о сущности государства 

1.1 Предпосылки, понятие  и сущность государства

1.2 Классические теории  о сущности государства

Глава 2. Современные теории о сущности государства

2.1 Либертарно - юридическая теория

2.2 Патримониальная теория

2.3 Патерналистская теория

2.4 Теологическая теория  в условиях современности

Заключение

Список используемых нормативно-правовых актов

Список используемой литературы

 

Введение

сущность государство  классическая современная теория

Тема моей курсовой работы – «Классические и современные  теории о сущности государства». Я  выбрала данную тему, потому что рассуждая о теориях происхождения государства, я столкнусь с различными точками зрения и вариантами ответа на один и тот же вопрос.

Существует множество  теорий происхождения государства. Среди теоретиков государства никогда  не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

В гносеологическом плане  наличие множества теорий происхождения  государства свидетельствует об относительности человеческого  познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому  каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Что же вообще такое «  Теории происхождения государства»? Теории происхождения государства  – это теории, объясняющие смысл  и характер изменений, условия причины  возникновения государства. Теории происхождения государства входят в предмет исследования науки  – теория государства и права. Теория государства и права –  это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно – правовой действительности.[1] Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо научиться различать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практические знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

В своей работе я считаю необходимым раскрыть классические теории, такие как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная  и современные теории: либертарно – юридическую, патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условиях современности.

Предметами рассмотрения в моей курсовой работе выступают  традиционные и современные теории происхождения государства, а также  их особенности и объяснение, почему та или иная теория утопична.

Объектом моей работы будет  исследование, рассмотрение и анализ выбранных мною теорий.

Что же касается методов, используемых в моей курсовой работе, то это такие  методы[2], как:

историзм (исторический подход позволяет рассматривать государственные и правовые явления в развитии, позволяет определять основные этапы развития, позволяет вскрыть причины их происхождения).

анализ (позволяет выявить структуру государства и права, систематизировать и уточнять знания и представления от исследуемых правовых явлений).

синтез (суть - в результате анализа различных свойств правовых явлений выбирается главное целое).

метод сравнения (по средствам его исследуются аналогичные сходные институты нескольких государств и систем права).

гипотеза (научные предположение, выдвигаемое для объяснений какого-либо явления, требующего проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научным открытием).

плюрализм (позволяет учитывать различные научные представления о возникновении государства и права).

 

Глава1 Классические теории о сущности происхождения государства  

 

1.1 Предпосылки,  понятие и сущность государства

Ряд ученых – мыслителей придерживались различных точек  зрения и выдвигали свои теории по изучению вопроса происхождения  государства. Сформировалась целая  плеяда философских теорий, каждая из которых имеет свои зерна, позитивные моменты, но вместе с тем в них  есть и слабые стороны, за которые  можно критиковать ту или иную теорию.

Каждая из десяти теорий, которые я буду рассматривать  в своей курсовой работе, утопична.

Но они являются обязательными  по прохождению в дисциплине «Теория  государства и права», поэтому  к каждой теории я кратко расскажу, кто её основатель, когда она возникла, коротко её суть и почему та или  иная теория не имела места быть, то есть была утопична.

Но прежде чем говорить о самих теориях государства  надо сначала сказать, что такое  государство, рассказать о его признаках  и предпосылках его образования.

Государство[3] – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, оно издает юридически обязательные веления, которые называются нормы права, имеет специальный аппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом[4].

Государство, на какой бы определенной ступени общественного  развития оно не находилось, на более  ранних или более поздних ступенях развития, всем государствам истории  и современности присущи общие  признаки[5]:

1)Государство и государственная  власть распространяются на все  население и в пределах определенной  территории. Территориальное разделение  населения определяется принадлежностью  к определенному гражданству  государства и установлению пространственных  пределов – государственной границы.  Сама территория не порождает  государства, она лишь образует  пространство, в пределах которого  государство распространяет свою  власть.

2)Государство располагает  специальным аппаратом управления  обществом для обеспечения его  нормальной жизнедеятельности. Например: армия, полиция, чиновники и  т.д.

3)Государство обладает  суверенитетом. Суверенитет –  это такое свойство государственной  власти, которое выражается в  верховенстве и независимости  ветвей власти на всей территории, а так же в сфере межгосударственных  отношений. Суверенитет бывает  двух видов: суверенитет народа – он означает его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав государственных органов или контролировать деятельность этих органов. Национальный суверенитет – это право каждой нации, проживающей на территории данного государства в данном случае Федерации на самоопределение, выход из состава Федерации и образование самостоятельного государства.

4)Государство организует  общественную жизнь на правовых  началах. Без права законодательства  государство не в состоянии  эффективно руководить обществом  и принимать решение.

5)Легальность власти. Юридическое  обоснование власти, т.е. официально  власть закреплена в Конституции  РФ.

6)Легитимность власти. Качество  взаимоотношения власти и подвластных,  т.е. насколько интересы народа  воплотились в решениях и действиях  государственной власти.

Будучи главной управленческой силой общества, государство начинает все более превращаться в орган  преодоления социальных противоречий, т.е. учета и координации интересов  различных групп населения. В  деятельности государства на первый план начинают вступать такие правовые институты как: разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, преодоление социальных разногласий.

Существенно изменяется роль государства и на международной  арене, которая требует взаимных уступок, разумных договоренностей, сохранение мира, предотвращение вооруженных конфликтов. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство  как социальное и правовое государство.

Каковы же были предпосылки  образования государства? Важную роль к формированию предпосылок возникновения  государства сыграло общественное разделение труда, которое впоследствии дало толчок росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продуктов, чем необходимо ему для  жизни, в результате этого появился избыточный продукт, а это ведет  к возникновению частной собственности. В результате появились богатые  и бедные. В таких экономических  условиях был необходим властный орган, который смог бы обеспечить преимущество интересов одних над другими. Такой организацией, выделившейся из общества и сосредоточившей власть в своих руках и стало государство.

1.2 Классические  теории о сущности государства

Итак, одной из древнейших теорий происхождения государства  была теологическая теория[6]. Но наиболее широкое распространение она получила в эпоху Средневековья и была направлена на обоснование превосходства церковной власти на светской властью. Основоположником теологической теории государства считается Фома Аквинский, а позже у него были и сподвижники (Жорж Марител, Давид Мерсье…).

Согласно теологическим  учениям, государство служило воплощением  божественного провидения, и потому государственная власть вечна, и  подчинение ей естественно. Правители  действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Начиная с IX-X вв. формируется  так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча – церковный  и светский. Оба они передаются церкви, которая сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой власти монарха, напротив, утверждали, что  короли и цари получили свой меч  непосредственно от Бога.

Эта теория утопична, т.к. она  не позволила определить и усовершенствовать  форму государства, улучшить государственное  устройство, поэтому эта теория недоказуема, т.к. построена на вере в Бога.

Патриархальная  теория[7] – представители: Аристотель, Филлер, Михайловский. Эта теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Люди – это существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей приводит к образованию государства, а власть государя – это продолжение власти отца в семье, который выступает неограниченно. Как и в семье – отец, так и государь не выбирается, не смещается подданными людьми, т.к. они все его дети. Положительными чертами патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности первый в России последователь патриархальной теории, русский социолог Н.К.Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Утопия этой теории в том, что ее представители упрощают процесс  происхождения государства и, по сути, заменяют понятие «семья» на понятие «государство», а такие  категории как «отец» и «члены семьи» отождествляются понятиями  «государь» и «подданные».

Согласно договорной теории[8] государство возникло в результате заключения общественно договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

Эта теория получила распространение  в XVII-XVIII вв., и ее наиболее яркими представителями  были Г. Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А.Н.Радищев и др.

На основе этой теории граждане обязаны соблюдать законы, платить  налоги, они имеют право на защиту своей свободы, а в случае злоупотребления  властью правителями граждане могут  расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

Значение договорной теории в том, что она является крупным  шагом вперед в познании сущности государства, т.к. она порывала с  религиозными представителями о  происхождении государственности, но слабым звеном этой теории являлась недооценка в происхождении государства  таких объективных факторов как  социально – экономические и  военно-политические факторы.

Теория насилия[9] возникла в XIX-XX вв. её представителями были Каутский, Дюринг и Гумпилович.

Эта теория объясняет возникновение  государства завоеванием одних  племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия  утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную  организацию. Представитель теории насилия К.Каутский утверждал, что  рабство возникает из войны с  чужими общинами, племя победителей  подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем  принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или  подати. Возникает и аппарат принуждения  для управления побежденными. Плюсы данной теории заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государства. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. Эта теория так же утопична, как и предыдущие.

Психологическая теория[10]. Основоположники: Петрожицкий, Тарда, Фрейд. Суть данной теории заключается в том, что проявление государственности связывали представители с особыми свойствами человеческой психики: потребность одних людей во власти над другими людьми, а у других – стремление подчиняться и подражать им. Именно из такой власти и возникает власть государственная.

Информация о работе Сущность государства