Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:04, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении сущности государства.
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.
Введение……………………………………………………………………….2
1.Понятие и признаки государства…………………………………………..4
2.Сущность государства: методологические подходы при изучении……..11
3.Социальное назначение государства………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………………..22
6.Взаимосвязь государства и права. Тесная связь государства и права обобщается всеми вышеуказанными признаками государства. Не существует государства без права, как не существует права без государства. Право юридически закрепляет государство, нормативно регулирует общественные отношения с участием государства.
Взятые в совокупности признаки государства подчеркивают его особое место в политической системе общества. Общесоциальное определение государства основывается именно на этом:
Государство - это политическая организация общества, необходимая для выполнения задач и функций, вытекающих из природы общества5.
Существует
также классовое определение государства,
основанное на марксистской теории государства.
По мнению ее сторонников, государство
представляет собой машину для управления
делами классового общества в интересах
экономически господствующего класса.
2.Сущность государства: методологические подходы при изучении.
Характеристика
государства была бы неполной, если ограничиться
одними его признаками. Подробное рассмотрение
государства возможно лишь при детальном
рассмотрении его сущности.
Сущность государства это - историческая цель и социальное назначение государства, определяющее его как закономерное и устойчивое явление.
Выше
мы говорили о государстве как о политической
организации
общества. Главным признаком государства,
через который определяется
его сущность, является политическая власть.
Достаточно
долгое время, в течение всего советского
периода истории нашего государства, существовал
только один марксистский подход
к сущности государства.
Государство
рассматривалось как машина для подавления
одного класса другим.
Примерно таким же образом понималась
и политическая
власть. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс
писали, что «политическая
власть есть организованное насилие одного
класса для подавления другого». В.И. Ленин
стоял на тех же позициях и считал, что
сущность
государства, его социальное предназначение
состоит в поддержании
господства одного класса над другим.
Все другие понятия государства, особенности
его происхождения и сущности, основанные
на
марксистской теории, подчеркивали, прежде
всего, его классовую
природу.
В
настоящее время подобный подход к сущности
государства справедливо критикуется
большинством авторов как однобокий и
не раскрывающий всего многообразия сущностных
характеристик государства.
Марксистский подход содержал одностороннее
понимание сущности и
социального назначения государства,
упрощал ее и сводил к насилию
одного класса над другим, выражавшееся
через принуждение. Строго
говоря, вся сущность государства по-марксистски
- это борьба на внутреннем и внешнем фронтах.
Другие
подходы к пониманию сущности государства
в большинстве
своем приходят к тому, что государство
- результат социального компромисса,
а сущность государства - достижение всеобщего
блага. Данные
суждения рассматривают, прежде всего,
общесоциальную сущность государства.
Общечеловеческая
сущность государства состоит в обеспечении
социального согласия, смягчения и преодоления
противоречий, поиске
форм сотрудничества различных слоев
населения.
Сведение
воедино классового и общесоциального
подходов породило в юридической науке
концепцию двуединой сущности государства
как общесоциального регулятора общественных
отношений и классового инструмента, используемого
исходя из разумного сочетания и компромиссов
интересов господствующего класса и интересов
всего общества в целом.
Сущность
государства проявляется особенно ярко
и характерно при
определении типа государства, соответствующего
конкретному историческому этапу его
развития.6
Первые
попытки провести типологию государств
проводил еще Аристотель, который полагал,
что основным критерием разграничения
государств является количество властвующих.
Он выделял правление одного, правление
немногих, правление большинства. При
этом каждый
из подобных типов государства имел правильные
и неправильные
формы. Правильные государства, по его
мнению, направлены на достижение всеобщего
блага, а неправильные преследуют лишь
частные
цели.
В дальнейшем различные концепции типологии государств предлагали Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер и др.
В
современной юридической науке выделяют
два основных подхода
к типологии государства.
Долгое
время превалирующим был формационный
подход. Он выражал марксистскую сущность
государства. История развития государства
рассматривалась как непрерывный процесс
смены общественно-экономических формаций,
каждой из которых соответствует определенный
тип государства.
По
сути тип государства выражал его экономическую
основу, классовую сущность и социальное
назначение. Согласно формационному подходу
выделялось четыре основных типа государства:
рабовладельческий,
феодальный, буржуазный и социалистический.
Каждый из типов государства имел определенную
классовую сущность и строился на противопоставлении
двух основных классов.
В
основе рабовладельческого государства
было противостояние рабовладельцев и
рабов. Феодальное государство предусматривало
борьбу
между феодалами и крестьянами. Буржуазное
государство существовало
в рамках антагонизма буржуазии с рабочими
и крестьянством. Все три
данных типа государств охватывались
родовым понятием эксплуататорского
государства. В противовес этому, классики
марксизма говорили о существовании социалистического
государства - государства всеобщего равенства
и братства. Социалистическое государство
характеризовалось как «полугосударство»,
в котором многие классовые признаки отмирают.
Следуя
этой теории, государство в своем развитии
должно пройти
последовательно все этапы, все типы государства.
Переход от буржуазного к социалистическому
государству должен идти революционным
путем, путем «слома» старого и построения
нового строя.
Необходимо
признать, что марксистская теория происхождения
и
сущности государства, основанная на последовательной
смене общественно-экономической формации
в ряде случаев доказала свою состоятельность.
В особенности при характеристике буржуазного
государства
в XVIII-XIX вв., когда сформировалось реальное
противостояние буржуазии и пролетариата.
Классовая борьба во многих европейских
государствах обострилась до предела,
что способствовало созданию революционной
ситуации, в отдельных случаях перераставшей
в вооруженные
конфликты и смену власти. Октябрьская
революция 1917г. объяснялась
с позиций перехода от государства буржуазного
типа к социалистическому государству.
Однако
в процессе исторического развития выявились
серьезные
противоречия и несоответствия в применении
формационного подхода. Так, многие государства
не прошли в своем развитии всех исторических
типов. Ряд государств Азии и Африки до
сих пор, если использовать
соответствующую терминологию, находятся
на стадии феодального государства. В
некоторых из них, например Монголии, в
процессе распада
феодального строя искусственно насаждался
социалистический тип государства.7
Многие
государства Западной Европы и Америки
в своем развитии
намного опередили другие страны, при
формальном сохранении буржуазного типа
общественно-экономической формации.
Частная собственность, серьезные материальные
стимулы послужили мощным стержнем
для развития предпринимательства, усиления
экономического богатства и процветания.
США,
Швеция, Англия, Франция и другие развитые
страны постепенно от буржуазного государства
как инструмента насилия над рабочим классом
перешли к построению социального государства.
Для этого
взамен преодоления общественных противоречий
используются инструменты достижения
социального компромисса. Все большее
значение
в этих странах приобретают демократия,
плюрализм, разделение властей и другие
признаки демократического правового
государства.8
Таким
образом, использование лишь формационного
подхода не
отражает всех особенностей сущности
и содержания государства. Все
плюсы и минусы марксистской теории показывают
необходимость использования других подходов.
Другим,
более популярным в настоящее время подходом,
является
цивилизационный
подход. Он основывается на известной
в настоящее
время концепции смены цивилизаций.
В ней существуют два основных
направления.
Английский
историк А. Тойнби известен как автор концепции
замкнутой цивилизации.
Под цивилизацией он понимает замкнутое
и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, психологических,
культурных географических и других признаков.
В соответствии с этим определением в
мировой истории выделялось более 20 цивилизаций,
существующих достаточно обособленно
друг от друга. Одной из этих цивилизаций
является славянская цивилизация, которая
имеет
свои отличительные признаки и определяет
сущность современного
российского государства и ряд других
государств на постсоветском пространстве.
Второе
направление в цивилизационном подходе
называется технологическим направлением,
согласно которому тип государства связывается
с той ступенью научно-технического прогресса
и жизненного уровня населения, определяемого
потреблением и оказанием услуг.
Простейшая классификация государства
по данному критерию основывается на теории
«менеджеризма» и включает три типа государства
и
общества: доиндустриальное общество,
индустриальное общество, постиндустриальное
общество.
Существует
также теория стадий экономического роста,
автором
которой является известный американский
социолог Уолт Ростоу. Он
бросил вызов марксисткой теории экономического
развития государства и предложил пять
стадий развития государства и общества:
При характеристике цивилизационного подхода наблюдается смешение сущности государства и общества. Они рассматриваются как неразрывно связанные категории, часто термин «государство» подменяется понятием «общество».9
Государственно-
3.Социальное назначение государства.
С сущностью государства тесно связано такое понятие, как «социальное назначение государства». Нередко их даже отождествляют, хотя они имеют несомненные различия.
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить.
Государство - это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага.10
Отсюда вытекает, что главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:
1)
устанавливать в обществе
2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, усмерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;
3)
обеспечить безопасность