Сущность и принципы выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание

Главные задачи курсовой выявить насколько эффективны выборы в Республике Беларусь, избирательное поведение населения в условиях свободных выборов.
При написании работы использовались научные методы:
Исторический – выявляет фактическое развитие знаний о выборах и их преобразование со временем.
Обобщение полученных теоретических знаний.
Анализ политологической литературы.

Работа состоит из  1 файл

GLAVA_1_SUSchNOST_I_PRINTsIP_V_BOROV.docx

— 46.94 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Выборы – это один  из древнейших способов определения  носителей власти. Он широко применялся  ещё во времена Древней Руси. Выборы проходили на вече –  собрании свободных мужчин-общинников.

Вече существовало ещё  в догосударственный период. Сохранилось  оно и после возникновения  Киевской Руси. Более того, в русских  землях XI–XII вв. вече являлось высшим органом  власти.

Современное демократическое  государство предполагает развитое гражданское общество, в котором  взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в  котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом  государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

На современном этапе  органы государственной власти формируются  двумя способами: путем выборов  и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными  органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной  власти

Выборы представляют собой  узаконенную форму прямого народного  волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское  общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии  обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы — это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Свободные демократические  выборы чужды тоталитарному государству. В коммунистических государствах порой  проводились формальные "выборы", которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они  проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, "народные избранники" традиционно получали по 98— 99% поданных за них голосов, партийные  органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения  в представительных органах всех социальных групп населения.

Актуальность данной темы велика, так как выборы являются важнейшим атрибутом демократического государства. А большинсво стран либо стоят на переходном пути как, например, Республика Беларусь, либо уже являются демократическими, например, США. В нашей стране выборы еще не приобрели совершенный характер, так как недостаточно сформировано гражданское общество, политическая культура так же оставляет желать лучшего. Но в последние годы в нашей стране довольно явно прослеживается тенденция демократизации выборных систем.

В различных странах имеются  свои особенности и свои требования к избирателям и к лицам, которые  могут быть избранными в высшие представительные органы. Кроме этого, имеют свои отличительные  черты и системы избирательной  практики.

 Объектом исследования являются свободные демократические выборы как политико-правовой институт общества.

Предмет исследования - избирательное поведение населения в условиях свободных выборов и методы их планирования.

Главные задачи курсовой выявить насколько эффективны выборы в Республике Беларусь, избирательное поведение населения в условиях свободных выборов.

При написании работы использовались научные методы:

  1. Исторический – выявляет фактическое развитие знаний о выборах и их преобразование со временем.
  2. Обобщение полученных теоретических знаний.
  3. Анализ политологической литературы.

В качестве основных источников для написания курсовой были использованы избирательный кодекс РБ, Конституция  РБ, а так же Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ВЫБОРОВ

 

 

В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – это способ существования демократии, способ смены  правящих элит, передачи власти от одних  людей другим мирным путем, через  волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание обществом  их результатов является важным признаком  демократичности такого общества, его  способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами [2,c.30].

Существуют общенациональные президентские и парламентские  выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных  единиц, а также выборы некоторых  местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и др.). Люди выдвигают  из своей среды представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы.

Выборы рассматриваются  также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как  правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может  изменить политический курс под давлением  избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах.

Соответствовать своему социальному  назначению выборы могут лишь в том  случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности. Демократические принципы избирательного права включают: 1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.

В странах Запада длительное время существовал имущественный  и целый ряд других цензов, не допускавших к выборам лиц  наемного труда, бедные слои населения, женщин. Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира непосредственно после второй мировой войны. Это открыло новый этап в развитии демократии, положило начало эпохе «массовой политики», привело к складыванию партийных и политических систем современного типа.

2. Равенство — каждый  избиратель имеет только один  голос, который оценивается одинаково,  независимо от его принадлежности  тому или иному человеку. При  этом ни имущественное положение,  ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются. Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличаться по численности населения на одну треть

3. Тайна выборов — решение  конкретного избирателя не должно  быть кому-либо известно. Этот  принцип обеспечивает свободу  выбора, предохраняет граждан от  возможных преследований, а также  подкупа. Он действует применительно  лишь к пассивному избирательному  праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает  решение непосредственно о конкретном  кандидате на выборную должность,  голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами  нет каких-либо инстанций, опосредующих  их волеизъявление и непосредственно  определяющих персональный состав  депутатов. В случае, если граждане  выбирают лишь выборщиков или  специальный орган, непосредственно  избирающий кандидата, имеют место  непрямые (косвенные) выборы. Такие  выборы из-за деперсонализации, абстрактности  выбора гасят интерес граждан  к участию в голосовании и  способствуют развитию абсентеизма.  Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко [1, c. 31].

На базе демократических  избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию  избирательного процесса. К таким  принципам относятся:

1. Свобода выборов, предполагающая  прежде всего отсутствие политического,  административного, социально-экономического, психологического и информационного  давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. 

2. Наличие выбора, альтернативных  кандидатов. Сам термин «выборы»  предполагает отбор из различных  предложений. В случае, если есть  лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном  смысле этого слова. Конечно,  на практике, особенно в странах  с еще не сложившейся многопартийностью,  иногда создается ситуация, когда  из-за высокого авторитета, мощной  организационной и материальной  поддержки национального политического  лидера оппозиционные силы, не  имея сколько-нибудь реальных  шансов на успех, не решаются  выставлять своих кандидатов. В  таком случае демократический  потенциал выборов существенно  ограничивается. В условиях же  политического плюрализма наличие  альтернативных кандидатов —  важный показатель демократизма  выборов.

3. Состязательность, конкурентность  выборов. Различные политические  силы должны иметь возможность  бороться за доверие избирателей  на выборах, знакомить и убеждать  их в правильности, преимуществах  своей предвыборной программы,  недостатках электоральных платформ  конкурентов. В западных демократиях  чрезмерную остроту политической  конкуренции призван сдерживать  принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения этических норм относиться к политическим конкурентам, не допускать оскорблений в их адрес, фальсификаций и т.п.

4. Периодичность и регулярность  выборов. Выборы способны выполнять  конструктивные функции, служить  инструментом демократии при  условии, что носители мандатов  избираются на определенный, не  слишком большой срок. Это необходимо  для того, чтобы избиратели могли  контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления  властью и корректировать политический  курс правительства.

5. Равенство возможностей  политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего  примерное равенство их материальных  и информационных ресурсов. Обеспечить  такое равенство возможно за  счет установления максимального  для любой партии уровня расходов  на проведение выборов, ограничения  размера взносов организаций  и отдельных лиц в избирательные  фонды партий и кандидатов, предоставления  им на принципах равенства  бесплатного времени на государственном  телевидении и радио и др. Реализация  на практике равенства возможностей  — пожалуй, наиболее часто  нарушаемый на выборах принцип,  что в большей или меньшей  степени искажает их результаты и демократический характер [15].

Информация о работе Сущность и принципы выборов