Сущность и принципы выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание

Главные задачи курсовой выявить насколько эффективны выборы в Республике Беларусь, избирательное поведение населения в условиях свободных выборов.
При написании работы использовались научные методы:
Исторический – выявляет фактическое развитие знаний о выборах и их преобразование со временем.
Обобщение полученных теоретических знаний.
Анализ политологической литературы.

Работа состоит из  1 файл

GLAVA_1_SUSchNOST_I_PRINTsIP_V_BOROV.docx

— 46.94 Кб (Скачать документ)

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям  свои программы и обещания в обмен  на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве  действует избирательное право  как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и  т.д.).

 

ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ  И РОЛЬ ВЫБОРОВ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

 

 

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная  форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника  власти. Они служат также важнейшим  каналом представления в органах  власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право  участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах  и для большинства граждан  они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или  сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед  народом, изменять политический курс и  т.д.

Выборы — достаточно частое в политической и общественной жизни  явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Так, в США один раз в  четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые два  года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В эти  же сроки — раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна треть членов верхней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генеральные  прокуроры и другие должностные  лица, на местном уровне — мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, констебли, надзиратели школ и т.д. Общую  картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Многообразие электоральных  форм открывает перед гражданами достаточно широкие возможности  для проявления политической активности и влияния на государственные  и общественные дела [ 6, c.360]

Влияние выборов на жизнь  современного общества разнообразно и  проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:

— артикуляция, агрегация  и представительство разнообразных  интересов населения. В период выборов  создаются наиболее благоприятные  возможности для осознания гражданами своих интересов и включения  их в избирательные программы  партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты и участвующие  в избирательной кампании СМИ  особенно восприимчивы к запросам и  пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления  гражданами своих интересов. В избирательных  платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную  для реализации форму. И хотя после  победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский  корпус в целом, не только руководствуясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержке  избирателями на будущих выборах, ориентируется  на свои обязательства и запросы  электората;

— контроль за институтами  власти. В результате выборов создается  важнейший институт контроля за правительством — парламент, а также оформляется  оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и  закона. Парламентский контроль опирается  как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно  на мнение избирателей. Опасаясь поражения  на ближайших выборах, правительство  обычно вынуждено прислушиваться к  критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям  регулярно выносить свой вердикт  о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс;

— интеграция разнообразных  мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном  регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помощью  выборов обеспечивается объединение  большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству  авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность;

— легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация  конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п. Участие  граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству  и правящим партиям. Выборы дают гражданам  шанс переизбрать неугодное правительство  или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым  кризис конкретного правительства  и его политики не при­водит к  отторжению гражданами всего политического  строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохранительному клапану, выпускающему накопившийся пар  народного недовольства и предохраняющему  весь политический «котел» от перегрева  и взрыва. С помощью выборов  легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и  некоторых других структур власти, признается их право руководить государством;

— расширение коммуникаций, отношений представительства между  институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты  регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных платформы. Выборы — важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы;

- канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений;

— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные  программы, убеждая людей в необходимости  принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и  отдельные депутаты тем самым  мобилизуют широкие слои населения  и общественное мнение на важные для  страны политические действия;

— политическая социализация населения, развитие его политического  сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт. В это время резко  расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная  работа, концентрируется внимание людей  на актуальных политических проблемах  и альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно  включаются в пропагандистско-агитационную и организационную работу партий и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает их политическую ангажированность и активность;

— рекрутирование политической элиты. Выборы — важнейший канал  вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется  состав правящей и оппозиционной  элит, изменяется политический вес  партий и их представителей;

— генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ. Выборы — это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, институциализированных влияний на государство и общество. Они дают возможность различным  политическим силам представить  собствен­ное видение общественных проблем и выдвинуть программы  их решения. Тем самым стимулируется  поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор  политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности  для преодоления неэффективной  политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических платформ;

— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства. Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и контроля за правительством, а также способность к выработке альтернативной политики. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и коалициям, способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной в результате выборов в парламенте, а нередко и возглавляя правительства в субъектах федерации, оппозиция подготавливается к ответственному и компетентному руководству государством после прихода к власти [14].

Таким образом, вышеназванные  функции выборы выполняют лишь в  том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

 

ГЛАВА 3 ВЫБОРЫ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Избирательные процедуры  на территории Беларуси начали применяться  еще в эпоху средневековья, когда  дворяне выбирали депутатов в  высший представительный орган - Сейм, а мещане - состав городских советов.

Однако после вхождения  белорусских земель в состав Российской империи эти традиции на некоторое  время были преданы забвению.

Первыми свободными выборами в Беларуси как суверенном государстве  стали выборы Президента страны в 1994 году. В этих выборах победил оппозиционный  кандидат Александр Лукашенко, который  тогда с большим отрывом опередил действующего премьер-министра Вячеслава  Кебича, экс-спикера Парламента Станислава Шушкевича, а также лидеров крупнейших белорусских партий - коммунистов (ПКБ) и националистов (БНФ).

С тех пор в Беларуси еще трижды проходили выборы Президента (в 2001, 2006 и 2010), четырежды проводились  парламентские выборы (1995, 2000, 2004, 2008). Местные выборы состоялись в 1995, 1999, 2003, 2007 и 2010 [4, с.215].

Выборы являются важнейшей  составной частью политического  процесса в современных демократических  обществах. Во время выборов в  активную политическую жизнь вовлекаются  простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным в государственные  органы согласно ст. 38 Конституции Республики Беларусь относится к числу основополагающих прав граждан. Посредством свободных  выборов граждане могут отобрать наиболее достойных людей для  управления страной.

Выборы представляют собой  процедуру, регламентируемую определенными  правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения определенных функций, для управления какой-либо организацией (государством и т.д.).

В ст. 3 Конституции Республики Беларусь отмечается, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Посредством  выборов белорусские граждане участвует  в осуществлении государственной  власти [7].

Белорусское государство  создает все необходимые условия  для проведения справедливых, равных и демократических выборов с  тем, чтобы обеспечить приход к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. Только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, являются выразителями воли народа и, следовательно, проводят политику, направленную на повышение уровня благосостояния граждан, реализацию их внутреннего  потенциала.

Реальные шаги в этом направлении  уже сделаны. В Республике Беларусь - одной из немногих стран мира - действует  Избирательный кодекс, в котором  детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. В его основу был положен исторический опыт проведения выборов в Беларуси, учтены мировая избирательная практика, а также предложения, внесенные  в свое время консультативно-наблюдательной группой ОБСЕ. Избирательный кодекс получил высокую оценку экспертов  Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) [2, c.147].

Избирательный кодекс является необходимой правовой базой для  полной реализации волеизъявления белорусских  граждан. Помимо Избирательного кодекса  правовую основу избирательной системы  составляют Конституция Республики Беларусь, а также постановления  Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских  референдумов.

Информация о работе Сущность и принципы выборов