Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:54, курсовая работа
Главные задачи курсовой выявить насколько эффективны выборы в Республике Беларусь, избирательное поведение населения в условиях свободных выборов.
При написании работы использовались научные методы:
Исторический – выявляет фактическое развитие знаний о выборах и их преобразование со временем.
Обобщение полученных теоретических знаний.
Анализ политологической литературы.
Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и т.д.).
ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ И РОЛЬ ВЫБОРОВ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
В условиях современных демократий
выборы — их стержневой механизм, главная
форма проявления суверенитета народа,
его политической роли как источника
власти. Они служат также важнейшим
каналом представления в
Выборы — достаточно частое в политической и общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые два года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В эти же сроки — раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна треть членов верхней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генеральные прокуроры и другие должностные лица, на местном уровне — мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, констебли, надзиратели школ и т.д. Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Многообразие электоральных форм открывает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела [ 6, c.360]
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:
— артикуляция, агрегация
и представительство
— контроль за институтами
власти. В результате выборов создается
важнейший институт контроля за правительством
— парламент, а также оформляется
оппозиция, обычно ревностно следящая
за соблюдением конституции и
закона. Парламентский контроль опирается
как на собственные права, судебные
инстанции, так и непосредственно
на мнение избирателей. Опасаясь поражения
на ближайших выборах, правительство
обычно вынуждено прислушиваться к
критике. Кроме того, сами выборы представляют
собой важнейший институт контроля,
поскольку они позволяют
— интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность;
— легитимация и стабилизация
политической системы, а также легитимация
конкретных институтов власти: парламента,
правительства, президента и т.п. Участие
граждан в выборах обычно означает
принятие ими данного типа политической
системы, политического режима, правил
формирования органов власти, независимо
от отношения населения к
— расширение коммуникаций,
отношений представительства
- канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений;
— мобилизация избирательного
корпуса на решение актуальных общественных
задач. Разъясняя гражданам
— политическая социализация
населения, развитие его политического
сознания и политического участия.
В ходе избирательного процесса граждане
особенно интенсивно усваивают политические
ценности и нормы, приобретают политические
навыки и опыт. В это время резко
расширяется поток политической
информации и пропаганды, активизируется
разнообразная политико-
— рекрутирование политической элиты. Выборы — важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;
— генерирование обновления
общества посредством конкурентной
борьбы альтернативных политических программ.
Выборы — это своеобразное окно,
открытое для упорядоченных, институциализированных
влияний на государство и общество.
Они дают возможность различным
политическим силам представить
собственное видение общественных
проблем и выдвинуть программы
их решения. Тем самым стимулируется
поиск оптимальных путей
— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства. Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и контроля за правительством, а также способность к выработке альтернативной политики. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и коалициям, способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной в результате выборов в парламенте, а нередко и возглавляя правительства в субъектах федерации, оппозиция подготавливается к ответственному и компетентному руководству государством после прихода к власти [14].
Таким образом, вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.
ГЛАВА 3 ВЫБОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Избирательные процедуры на территории Беларуси начали применяться еще в эпоху средневековья, когда дворяне выбирали депутатов в высший представительный орган - Сейм, а мещане - состав городских советов.
Однако после вхождения белорусских земель в состав Российской империи эти традиции на некоторое время были преданы забвению.
Первыми свободными выборами
в Беларуси как суверенном государстве
стали выборы Президента страны в 1994
году. В этих выборах победил оппозиционный
кандидат Александр Лукашенко, который
тогда с большим отрывом
С тех пор в Беларуси еще трижды проходили выборы Президента (в 2001, 2006 и 2010), четырежды проводились парламентские выборы (1995, 2000, 2004, 2008). Местные выборы состоялись в 1995, 1999, 2003, 2007 и 2010 [4, с.215].
Выборы являются важнейшей
составной частью политического
процесса в современных демократических
обществах. Во время выборов в
активную политическую жизнь вовлекаются
простые граждане. Право свободно
избирать и быть избранным в государственные
органы согласно ст. 38 Конституции Республики
Беларусь относится к числу
Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую определенными правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения определенных функций, для управления какой-либо организацией (государством и т.д.).
В ст. 3 Конституции Республики
Беларусь отмечается, что единственным
источником государственной власти
и носителем суверенитета в Республике
Беларусь является народ. Посредством
выборов белорусские граждане участвует
в осуществлении
Белорусское государство
создает все необходимые
Реальные шаги в этом направлении
уже сделаны. В Республике Беларусь
- одной из немногих стран мира - действует
Избирательный кодекс, в котором
детально изложены принципы проведения
свободных, демократических выборов.
В его основу был положен исторический
опыт проведения выборов в Беларуси,
учтены мировая избирательная
Избирательный кодекс является необходимой правовой базой для полной реализации волеизъявления белорусских граждан. Помимо Избирательного кодекса правовую основу избирательной системы составляют Конституция Республики Беларусь, а также постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.