Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 20:19, курсовая работа
Развивая положения теорий постиндустриального и информационного общества, теория глобализации показала неоднозначность и противоречивость социально-политических и экономических процессов, протекающих в современном мире. С одной стороны, налицо качественная трансформация современной цивилизации, усиление взаимозависимости стран и народов, которое является следствием глубоких интеграционных процессов, с другой — обострение противоречий на национальной, религиозной и культурной почве, эскалация сепаратистских настроений, расшатывающие целостность суверенных государств.
Следует отметить, что процессы
глобализации не должны
Выделим основные каналы влияния внутреннего
права на международное право. Бесспорным
является первичное юридико-образующее
значение внутреннего права, поскольку
именно суверенитет государства предопределяет
правообразование внутри и вовне в разных
сферах жизни общества. Выражение государственной
воли является источником создания структур,
организаций и их норм. Это заложено в
конституционном строе и конституции.
Система внутреннего права все более отчетливо
предопределяет специализацию международного
права и формирование его отраслей, пока
не "родных", а скорее "двоюродных"
сестер соответствующих норм внутреннего
права. Но плохо, когда "копируются"
институты и виды правовых актов государства
в структуре межгосударственных объединений.
Подчеркнем
- устойчивые правовые потребности двух
и более государств порождают всеобщий
публичный интерес, а отсюда происходит
как бы международное укрупнение предметов
национального регулирования.
Закономерность последних десятилетий:
принципы и нормы международного права
все более масштабно влияют на развитие
внутреннего права. Возникает новая "правовая
связанность государств", когда они
добровольно берут на себя международные
обязательства и даже передают осуществление
части своих суверенных прав (статья 79
Конституции РФ).
Взамен
государства приобретают новые
возможности коллективного и
согласованного решения публичных
дел, использования для этого
международных институтов, охраны своих
интересов.
Бесспорна политико-правовая, своего рода
общая нормативная ориентация, когда международная
норма как бы обозначает предметы национально-правового
регулирования ввиду их общезначимости.
Наблюдается
очевидное влияние идей, принципов
и структур международного права
на процессы развития и реформирования
отраслей внутреннего права (например,
конституционного и гражданского).
Происходит процесс "перехода", "перелива"
международных норм в национальные нормы
- путем "деконцентрации" и конкретизации,
полного или частичного воспроизведения
(диспозиции) в тексте национального акта,
ссылок и отсылок к таким нормам.
Международные нормы используются как средство толкования и как юридический аргумент в правоприменительной деятельности.
Важное значение имеет признание международных решений (документов) для ориентации деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.
Усиливается
прямое воздействие технико-
В конституционном праве заметно влияние общих идей и принципов конституционализма. Акты Совета Европы и МПА СНГ о верховенстве права, разделении властей, о правах человека, о демократических институтах преломляются в конституционном законодательстве. Принятие проекта Конституции Европы и подготовка Конституционного акта России и Белоруссии подтверждают тенденцию формирования международно-конституционного права.
Этого не скажешь об административном праве, где внешнее влияние мало заметно и проявляется в основном только в таких его институтах, как государственная служба, административная юстиция, стандарты транспортных средств и т.п.
Наиболее широкий спектр использования международных норм наблюдается в гражданском праве и международном частном праве. Стабильные институты, характерные для многих или некоторых стран (гражданские и торговые кодексы Франции и Германии), активно "переносятся" на российскую почву. Последнее десятилетие дает пример влияния акционерного права ЕС и модельных законов СНГ. Все более заметной становится роль неформальных кодексов (например, кодексов корпоративной практики и др.) разных международных структур и институтов.
Более фрагментарным является влияние международных норм в других отраслях. Для финансового права - это стандарты международной бухгалтерской отчетности, примерный Гарвардский Налоговый Кодекс, рекомендации и нормативы ЕС, МБР, МВФ, для трудового права - эффективное "внедрение" Конвенций МОТ, для экологического права - жесткие стандарты к природным ресурсам и рекомендации международных форумов 1992 г. по проблемам охраны природной среды (Рио-де-Жанейро) и устойчивого развития 2002 г. (Йоханнесбург), для уголовного права - международные принципы правосудия и прав участников процессов, а также деятельность международного уголовного суда.
В
научном плане необходимо провести
анализ тенденций международно-
Межгосударственная интеграция означает поиск меры сочетания общих и национальных интересов, когда обеспечению государственного суверенитета служит участие государства в договорных отношениях, союзах и т.п. Конституционные положения, закрепленные в п. 4 ст. 15, п. "б" ст. 86, ст. 106 и ст. 79 Конституции РФ, позволяют России участвовать в международно-правовых отношениях, в подготовке и реализации международных правовых актов. При этом важно подчеркнуть разнообразие правовых режимов участия страны в интеграционных процессах, своего рода восхождение от мягких режимов к более структурированным формам.
Исследование таких переходов и их последствий представляется весьма полезным для науки и практики.
Среди
международных структур все больший
удельный вес приобретают
а) общие историко-социальные судьбы государств;
б) географическая близость;
в) отражение в структуре системы национально-государственных
институтов и их жесткое взаимодействие;
г) строгая "связанность" национальных
правовых актов императивными актами
межгосударственных объединений;
д) наличие специальных процедур разрешения
споров между государствами - членами.
Объединения такого рода признаны конституциями
ряда государств. Наряду с тенденцией
возрастания удельного веса и роли интеграционных
институтов в сфере преимущественно международного
публичного права отметим тенденцию развития
международных структур частноправового
характера. Их обоснованно считают субъектами
субправа, поскольку они раздвигают границы
отражения корпоративных интересов.
Всемирный
банк, МВФ и другие структуры, а
также разветвленные
Глобализацию
как процесс всемирной
а) о жестком давлении транснациональных
корпораций на развитие национальных
экономик, на процессы принятия политических
и экономических решений;
б) об акценте на сугубо финансово-прибыльной
стороне и недооценке социальных аспектов.
Это ведет к массовым протестам и движению
антиглобалистов, обеспокоенных перемещением
центров принятия решений;
в) о подавлении основ национального права
и даже сокрушении отдельных институтов
и отраслей законодательства под давлением
"мировых императивов";
г) об ослаблении суверенитета государств
путем ограничения возможностей их свободной
деятельности;
д) о жестких требованиях уставов межгосударственных
объединений к национальным законодательствам.
Вполне
естественно, что право выполняет
в отношении процессов
Нарастающая
взаимосвязь и
Не колеблет ли это теорию суверенитета, которую якобы можно заменить теорией интересов мирового сообщества? Нет, речь должна идти об обеспечении суверенитета государств, который служит первичным основанием для отражения интересов сообщества. Именно в нем по-прежнему в публичной и легальной формах выражены коренные интересы и воля наций и народов, в нем заложен источник правообразования.
Обеспечению
суверенитета государств под флагом
глобализации общественных процессов
посвящены государственно-
Проблема заключается в том, чтобы обеспечение суверенных прав государств сопровождалось своего рода ее международно-правовой компенсацией. Имеются в виду, во-первых, дополнительные гарантии государствам вследствие их участия в межгосударственных объединениях, во-вторых, широкие возможности внесения проектов общих решений, в-третьих, поддержка сообществом действий государств-членов. Данная формула должна действовать.
Заключение
Глобализация
общества является одной из доминирующих
тенденций развития цивилизации
в XXI в., которая оказывает
В
связи с этим проблема роли и места
суверенного государства в
Список
литературы:
Учебник. Харьков. Эспада, 2005. С. 75 - 82.
Информация о работе Суверенитет государственной власти и процессы глобализации