Суверенитет государственной власти и процессы глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание

Развивая положения теорий постиндустриального и информационного общества, теория глобализации показала неоднозначность и противоречивость социально-политических и экономических процессов, протекающих в современном мире. С одной стороны, налицо качественная трансформация современной цивилизации, усиление взаимозависимости стран и народов, которое является следствием глубоких интеграционных процессов, с другой — обострение противоречий на национальной, религиозной и культурной почве, эскалация сепаратистских настроений, расшатывающие целостность суверенных государств.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

       Следует отметить, что процессы  глобализации не должны полностью  "стирать" национально-государственные  различия, делать "капитализацию"  единственной доминантой, ослаблять  социальные аспекты развития.  
Выделим основные каналы влияния внутреннего права на международное право. Бесспорным является первичное юридико-образующее значение внутреннего права, поскольку именно суверенитет государства предопределяет правообразование внутри и вовне в разных сферах жизни общества. Выражение государственной воли является источником создания структур, организаций и их норм. Это заложено в конституционном строе и конституции. Система внутреннего права все более отчетливо предопределяет специализацию международного права и формирование его отраслей, пока не "родных", а скорее "двоюродных" сестер соответствующих норм внутреннего права. Но плохо, когда "копируются" институты и виды правовых актов государства в структуре межгосударственных объединений.

    Подчеркнем - устойчивые правовые потребности двух и более государств порождают всеобщий публичный интерес, а отсюда происходит как бы международное укрупнение предметов национального регулирования.  
Закономерность последних десятилетий: принципы и нормы международного права все более масштабно влияют на развитие внутреннего права. Возникает новая "правовая связанность государств", когда они добровольно берут на себя международные обязательства и даже передают осуществление части своих суверенных прав (статья 79 Конституции РФ).

    Взамен  государства приобретают новые  возможности коллективного и  согласованного решения публичных  дел, использования для этого  международных институтов, охраны своих  интересов.  
Бесспорна политико-правовая, своего рода общая нормативная ориентация, когда международная норма как бы обозначает предметы национально-правового регулирования ввиду их общезначимости.

    Наблюдается очевидное влияние идей, принципов  и структур международного права  на процессы развития и реформирования отраслей внутреннего права (например, конституционного и гражданского).  
Происходит процесс "перехода", "перелива" международных норм в национальные нормы - путем "деконцентрации" и конкретизации, полного или частичного воспроизведения (диспозиции) в тексте национального акта, ссылок и отсылок к таким нормам.

    Международные нормы используются как средство толкования и как юридический  аргумент в правоприменительной  деятельности.

    Важное  значение имеет признание международных  решений (документов) для ориентации деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

    Усиливается прямое воздействие технико-юридических  норм и стандартов в регулировании  технологически однородной национальной и международной деятельности.

    В конституционном праве заметно  влияние общих идей и принципов конституционализма. Акты Совета Европы и МПА СНГ о верховенстве права, разделении властей, о правах человека, о демократических институтах преломляются в конституционном законодательстве. Принятие проекта Конституции Европы и подготовка Конституционного акта России и Белоруссии подтверждают тенденцию формирования международно-конституционного права.

    Этого не скажешь об административном праве, где внешнее влияние мало заметно  и проявляется в основном только в таких его институтах, как  государственная служба, административная юстиция, стандарты транспортных средств  и т.п.

    Наиболее  широкий спектр использования международных норм наблюдается в гражданском праве и международном частном праве. Стабильные институты, характерные для многих или некоторых стран (гражданские и торговые кодексы Франции и Германии), активно "переносятся" на российскую почву. Последнее десятилетие дает пример влияния акционерного права ЕС и модельных законов СНГ. Все более заметной становится роль неформальных кодексов (например, кодексов корпоративной практики и др.) разных международных структур и институтов.

    Более фрагментарным является влияние международных норм в других отраслях. Для финансового права - это стандарты международной бухгалтерской отчетности, примерный Гарвардский Налоговый Кодекс, рекомендации и нормативы ЕС, МБР, МВФ, для трудового права - эффективное "внедрение" Конвенций МОТ, для экологического права - жесткие стандарты к природным ресурсам и рекомендации международных форумов 1992 г. по проблемам охраны природной среды (Рио-де-Жанейро) и устойчивого развития 2002 г. (Йоханнесбург), для уголовного права - международные принципы правосудия и прав участников процессов, а также деятельность международного уголовного суда.

    В научном плане необходимо провести анализ тенденций международно-правового  и национально-правового развития, оценить роль России в меняющемся мире и динамику ее отношений с другими государствами. Фокусом анализа должны быть интеграционные процессы, в которых активно участвует наша страна. Их интенсификация и масштабность объясняются более плотными экономическими, социально-политическими связями государств, увеличением удельного веса общих задач, решение которых требует их совместных и согласованных действий. Различные формы межгосударственной интеграции во многом отвечают этой цели.

    Межгосударственная  интеграция означает поиск меры сочетания  общих и национальных интересов, когда обеспечению государственного суверенитета служит участие государства в договорных отношениях, союзах и т.п. Конституционные положения, закрепленные в п. 4 ст. 15, п. "б" ст. 86, ст. 106 и ст. 79 Конституции РФ, позволяют России участвовать в международно-правовых отношениях, в подготовке и реализации международных правовых актов. При этом важно подчеркнуть разнообразие правовых режимов участия страны в интеграционных процессах, своего рода восхождение от мягких режимов к более структурированным формам.

    Исследование  таких переходов и их последствий  представляется весьма полезным для  науки и практики.

    Среди международных структур все больший  удельный вес приобретают межгосударственные объединения. Это - более высокая  степень государственно-правовой интеграции. Для нее характеры:  
а) общие историко-социальные судьбы государств;  
б) географическая близость;  
в) отражение в структуре системы национально-государственных институтов и их жесткое взаимодействие;  
г) строгая "связанность" национальных правовых актов императивными актами межгосударственных объединений;  
д) наличие специальных процедур разрешения споров между государствами - членами. Объединения такого рода признаны конституциями ряда государств. Наряду с тенденцией возрастания удельного веса и роли интеграционных институтов в сфере преимущественно международного публичного права отметим тенденцию развития международных структур частноправового характера. Их обоснованно считают субъектами субправа, поскольку они раздвигают границы отражения корпоративных интересов.

    Всемирный банк, МВФ и другие структуры, а  также разветвленные экономические  объединения национальных бизнес-структур стали активно влиять на национальную и международную политику и на принятие решений государственными органами и международными структурами. Не оттесняются ли они подчас на второй план, не слишком ли доминирует "международное теневое право"?

    Глобализацию  как процесс всемирной универсализации  нельзя оценивать только в положительном  смысле. Ее отрицательные проявления и последствия очевидны уже сегодня и на них нужно своевременно реагировать. В сжатом виде можно вести речь:  
а) о жестком давлении транснациональных корпораций на развитие национальных экономик, на процессы принятия политических и экономических решений;  
б) об акценте на сугубо финансово-прибыльной стороне и недооценке социальных аспектов. Это ведет к массовым протестам и движению антиглобалистов, обеспокоенных перемещением центров принятия решений;  
в) о подавлении основ национального права и даже сокрушении отдельных институтов и отраслей законодательства под давлением "мировых императивов";  
г) об ослаблении суверенитета государств путем ограничения возможностей их свободной деятельности;  
д) о жестких требованиях уставов межгосударственных объединений к национальным законодательствам.

    Вполне  естественно, что право выполняет  в отношении процессов глобализации не только функцию поддержки и  содействия. Другая функция правовых систем заключается в защите национально-государственных  интересов. Дело в том, что для последних десятилетий стали характерны активные атаки на государственный суверенитет, на суверенитет наций и народов. Учитывая ситуацию и разнообразные явные и мнимые угрозы безопасности нашей страны, государственные органы принимают комплекс защитных мер. Действуют федеральные законы о защите интересов России во внешнеэкономической деятельности, о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, нормы которых содействуют защите экономических интересов страны и российских производителей товаров. Совет Безопасности и другие государственные органы реализуют меры по обеспечению продовольственной, экологической, информационной безопасности. Да и в правовой сфере есть необходимость гарантировать устойчивость правопорядка и конституционного строя.

    Нарастающая взаимосвязь и взаимозависимость  государств дополняются их общими усилиями по охране прав человека, по борьбе с  международным терроризмом, по укреплению всеобщей безопасности. Эти усилия выражаются в действиях международных структур, в применении институтов международных наблюдателей, санкций, в использовании контингентов миротворческих сил. Соответствующие решения подчас принимаются без участия и согласия государств, которых это непосредственно касается.

    Не  колеблет ли это теорию суверенитета, которую якобы можно заменить теорией интересов мирового сообщества? Нет, речь должна идти об обеспечении  суверенитета государств, который служит первичным основанием для отражения  интересов сообщества. Именно в нем по-прежнему в публичной и легальной формах выражены коренные интересы и воля наций и народов, в нем заложен источник правообразования.

    Обеспечению суверенитета государств под флагом глобализации общественных процессов  посвящены государственно-правовые меры защиты. К ним относятся: а) право на самооборону; б) невступление в союзы и выход из союзов; в) неподписание или расторжение невыгодных международных договоров; г) применение санкций к нарушителям национальных законов; д) обеспечение режима таможенных и государственных границ; е) использование сил и средств специальных государственных институтов; ж) использование авторитета и средств международных структур.

    Проблема  заключается в том, чтобы обеспечение  суверенных прав государств сопровождалось своего рода ее международно-правовой компенсацией. Имеются в виду, во-первых, дополнительные гарантии государствам вследствие их участия в межгосударственных объединениях, во-вторых, широкие возможности внесения проектов общих решений, в-третьих, поддержка сообществом действий государств-членов. Данная формула должна действовать.

 

    Заключение 

     Глобализация  общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации  в XXI в., которая оказывает исключительно  сильное воздействие на социально-экономические, политические и правовые аспекты развития практически всех стран мира. Этот процесс является весьма сложным и внутренне противоречивым. Не стоит рассматривать процесс глобализации однобоко, говорить о нем, только как об источнике многих бед и конфликтов внутри государств, но также, нельзя и восхвалять, подчеркивая значимость его, как важного источника новых возможностей.

     В связи с этим проблема роли и места  суверенного государства в современной  системе международных отношений  представляется не только и даже не столько предметом научного осмысления и прогнозов, сколько проблемой реальной политики. И то, как она будет решена, покажет, какой путь выбрало человечество в своем развитии. Станет ли мир будущего более гармоничным, гуманным, сохранится ли в нем все многообразие уникальных культур составляющих его народов или же он будет озарен пламенем конфликтов, вспыхивающих каждый раз, когда политика не будет следовать идеалам добра и справедливости.

 

    Список  литературы: 

  1. Иноземцев В. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль - XXI. 2000. N 1. С. 35.
  2. Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации // "Право и политика", 2006, № 1
  3. Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 2005
  4. Явлинский Г. Экономика России: наследство и возможности. М., 2005.
  5. Теория государства и права. Второе издание, переработанное и дополненное. Москва: Юристъ, 2006. С. 57 - 58.
  6. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2008. С. 442 - 445.
  7. Скакун О.Ф. Теория государства и права. Энциклопедический курс:

    Учебник. Харьков. Эспада, 2005. С. 75 - 82.

  1. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Москва: Изд-во Норма. 2006.
  2. Тихомиров Ю.А. Сравнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики // Журнал Российского права. 2006. № 6.
  3. С. Блавацкий Дилемма глобализации и государственного суверенитета // "Право и политика", 2007 №2
  4. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 458.
  5. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 2007. С. 39.
  6. Шмит К. Политическая теология. М., 2010. С. 15.
  7. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. Владивосток, 2004.

Информация о работе Суверенитет государственной власти и процессы глобализации