Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа
Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в сфере государственной жизни – отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.
Целью исследования является комплексное изучение понятия государственного суверенитета, его юридических свойств и форм защиты.
Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом - суверенитет государства.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
- дать определение понятию государство, его признакам;
- раскрыть тезис «Россия - субъект государственного суверенитета»;
- изучить понятие государственного суверенитета, его юридические свойства;
Не существует фрагментарного, сокращенного, ограниченного, относительного, раздельного суверенитета. Надо признать справедливым высказывание К. Маркса о том, что “две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве; это - нелепость вроде квадратуры круга”. Объективно невозможно действие двух верховных и при этом независимых властей в пределах одной и той же территории. В федеративном государстве носителем суверенитета является сама Федерация.
Проблема суверенитета в федеративном государстве в истории человечества возникала неоднократно. Так, еще при создании американской федерации возник вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, складывающиеся из подчиненных провинций.
Составители американской конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. По их мнению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Правда, в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего невероятного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.
Оценивая эту теорию, выдающийся русский государствовед Н.М. Коркунов писал: “Теория делимости суверенитета основывается на предположении, что действие суверенных властей допускает двоякое разграничение: территориальное и по предметам ведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенные власти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям, или по предметам ведения - все равно, каждая из них может быть вполне суверенна в своей сфере. Но при этом выпускают из внимания, что территориальная граница внешняя, материальная, вполне наглядная; а разграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить только вопросы, относящиеся к их компетенции. А при применении этих общих определений к частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если это будет власть союзная, то она и только она одна окажется верховною, так как она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, напротив, решателями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместо союзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоять понятие союзного государства можно лишь при одном условии, допустив, что суверенитет, верховенство власти не составляют необходимую принадлежность государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а входящие в состав союзного государства отдельные государства должны быть признаны не суверенными государствами”12.
Много позже, при создании Союза ССР, его субъекты - союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов - союзных республик. В этот период господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик. Главным фактором, обуславливающим возможность такого сочетания, объявлялась единая социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик. На практике союзные республики, разумеется, никаким суверенитетом не обладали, а когда они попробовали им реально воспользоваться, союзное государство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, в действительности суверенитет союзных республик в лучшем случае носил лишь потенциальный характер и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, только воспользовавшись принадлежащем им правом свободного выхода из состава Союза ССР.
Республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются. Вот почему даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных. Следовательно объявление этих республик суверенными государствами - не констатация действительного положения вещей, а дань времени, получившему название “парад суверенитетов”, и разного рода политическим играм, ведущимся как на федеральном так и региональным уровнях.
2.3 Защита государственного суверенитета. Роль ФСБ в осуществлении защиты.
Согласно нормам общего конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются (приложение 3):
- обеспечение верховенства государственного закона на всей территории государства;
- защита экономической системы;
- обеспечение территориальной целостности;
- обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;
- обеспечение нормального функционирования аппарата управления.
Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства.
В Российской Федерации государственную власть на основе разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную) осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).
Как уже отмечалось в предыдущей главе Основной Закон России, Федеративный и иные договоры в целях сохранения единства и верховенства государственной власти, защиты суверенитета России предусматривают разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относя при этом наиболее важные вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти, такие как принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России, вопросы обороны и безопасности страны, определения статуса и защиты государственной границы, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета13.
Таким образом, по принципу разделения предметов ведения к ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для защиты суверенитета и верховенства России, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории.
Президент России, будучи главой государства, наделяется Основным Законом страны полномочиями “по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности” (ст. 80 Конституции РФ). Вступая в должность, в своей торжественной присяге Президент РФ клянется “защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства” (ч.1 ст. 82 Конституции РФ). Именно Президент РФ, согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики России, делая это в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч.3 ст.80). Именно Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой России (п. “а” ст. 86). В сфере оборонной политики государства Президент России является верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87), формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (п. “з” ст. 83). В случае агрессии против России, или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территорию страны или в отдельных ее местностях военное положение, незамедлительно сообщая об этом палатам Федерального собрания (ч. 2 ст. 87).
Что касается кадровых вопросов, в целях обеспечения контроля за деятельностью государственного аппарата, как одного из направлений реализации государственного суверенитета, Президент России согласно Конституции РФ по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров (п. “д” ст. 83). Как верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Президент РФ самостоятельно назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 83).
Правовая основа государственного суверенитета обеспечивается (представительными) органами государственной власти посредством создания принятия законов, раскрывающих сущность и направление государственного суверенитета.
Согласно Конституции РФ таким органом в России является Федеративное
Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В законодательной области в целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.
В сфере защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. “Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).
В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (п. “б” ст. 102 Конституции РФ), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).
Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. “а” п. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Если Президент России как глава государства в целях защиты государственного суверенитета осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. “г” ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. “д” ст. 114 Конституции РФ).
Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.
Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.
Остановимся подробнее на данной форме защиты суверенитета России. Военная форма защиты, на мой взгляд, в настоящее время является наиболее актуальной для Российской Федерации и носит злободневный характер. Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ Российская Федерация, как суверенное государство, гарантирует обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.
Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства.
В данном случае следует отметить тот факт, что после распада СССР, произошли значительные изменения в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России.
Сложилась парадоксальная ситуация: государства, входившие в состав великой Федерации, абсолютно надежно защищавшей их государственную независимость, в результате борьбы за создание своего собственного суверенитета вне этой Федерации оказались совершенно безоружными, неспособными защитить свой государственный суверенитет в случае агрессии против каждого из них.
Вся система военных округов, создававшихся не по количеству союзных республик, а по стратегическим направлениям с учетом территориального начала, обеспечивающего мобилизационные возможности, была полностью разрушена. А ведь именно военные округа являлись надежной основой обороны всей страны. Семь военных округов, в том числе три на Украине, по одному в Белоруссии, Прибалтике, Закавказье и Средней Азии, с распадом СССР одновременно прекратили свое существование.