Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа
Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в сфере государственной жизни – отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.
Целью исследования является комплексное изучение понятия государственного суверенитета, его юридических свойств и форм защиты.
Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом - суверенитет государства.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
- дать определение понятию государство, его признакам;
- раскрыть тезис «Россия - субъект государственного суверенитета»;
- изучить понятие государственного суверенитета, его юридические свойства;
Важным шагом вперед в деле защиты государственного суверенитета России является решение вопроса о Байконуре, В результате которого, Россия арендует у Казахстана космодром и город Ленинск на 20 лет, с пролонгацией данного соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено пребывание на космодроме российских граждан, а также его обслуживание военнослужащими Военно-космических сил (ВКС) России.
Решение вопроса о Байконуре - это, пожалуй на данном этапе один из самых позитивных моментов военной формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.
Дипломатическая форма защиты государственного суверенитета Российской Федерации осуществляется Президентом и Правительством России, которые Конституцией РФ и федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере международных отношений. Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство в международных отношениях (ч. 4 ст.80 Конституции РФ).
В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ.
Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления: “Судебная власть - возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы”14.
Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Федеральной Службе Безопасности. Деятельность органов безопасности направлена на защиту национальных интересов России, т.е. деятельность направлена на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Так же большую работу органы проделывают по выявлению угроз национальной безопасности, т.е. прямых или косвенных возможностей нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
В сфере международной безопасности органы ФСБ Россия сохраняют приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.
Для предотвращения угроз национальной безопасности органы ФСБ проводят необходимые оперативно- розыскные мероприятия, направленные на обеспечение социальной стабильности, этнического и конфессионального согласия, суверенитета России, поддержание необходимого качества работы органов государственной власти.
В заключение можно отметить, что в настоящие время работы многих ученых направлены на анализ современных подходов к решению проблемы суверенитета государств; определение основных направлений исследовательской мысли в отношении трансформации национальных государств и передачи суверенных полномочий на наднациональный уровень. Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему. Защиту государственного суверенитета осуществляют все органы государственной власти.
Заключение
Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.
Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.
Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства - возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы - министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность - сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.
Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шараханья из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняются узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.
Список использованной литературы:
Нормативно - правовые акты
Научная и обзорная литература
2. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) - М.: Проспект, ТК Велби. 2008.
3. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран Учебное пособие. (Серия «Institutiones») (ГРИФ) - М.: Юристь. 2005. 666с
4. Бабаев В.К. Теория государства и права Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. (Серия: «Institutiones») (ГРИФ). - М.: Юристь. 2006. 637с
5. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие (ГРИФ) - М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 336с
6. Катков Д.Б. Конституционное право России: Учебное пособие / Катков Д.Б. Корчиго Е.В. Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. - М.: Юриспруденция, 2004. 288 с.
7. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ) - М.: НОРМА. 2008. 816с
8. Клепицкая Т.А. Теория государства и права: Учеб. Пособие - 2-е изд. - («Карманное учебное пособие»). - М.: РИОР. 2008. 126с
9. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник (ГРИФ) / Кулапов В.Л. Малько А.В. - М.: НОРМА. 2008. 384с
10. Кикоть В.Я. Теория государства и права: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - («Высшее образования») (ГРИФ) / Кикоть В.Я., Лазарев В.В. - М.: Форум. 2008. 624с.
11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. 520с.
12. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие. - М.: Проспект ТК, Велби. 2008. 144с.
13. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - («Классический университетский учебник») (ГРИФ). - М.: Проспект ТК, Велби. 2008.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права Учебник. (Серия. «Классический университетский учебник») (ГРИФ). - М.: Зерцало. 2005. 800с.
15. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ. 2005. 776с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
1 Марченко М.Н. Теория государства и права Учебник. (Серия. «Классический университетский учебник») (ГРИФ). - М.: Зерцало. 2005. 800с.
2 Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ. 2005. 776с.
3 Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) - М.: Проспект, ТК Велби. с. 215
4 Клепицкая Т.А. Теория государства и права: Учеб. Пособие - 2-е изд. - («Карманное учебное пособие»). - М.: РИОР. 2008. 126с
5 Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ) - М.: НОРМА. с. 368
6 Бабаев В.К. Теория государства и права Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. (Серия: «Institutiones») (ГРИФ). - М.: Юристь. 2006. 637с
7 Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) - М.: Проспект, ТК Велби. 2008.
8 Леонард, М. XXI век -- век Европы. М.: АСТ МОСКВА, 2006.
9 Леонард, М. XXI век -- век Европы. М.: АСТ МОСКВА, 2006, с. 66
10 Зорькин, В. Интеграция Европейского правового пространства: вызовы и ответы: докл. на Междунар. конф. «Единое правовое пространство Европы и практика конституционного правосудия», Москва
11 Галецкий, В. Глобализация, суверенитет
и мондиализм [Электронный ресурс] // Русский
архипелаг. Режим доступа: <http://archipelag.ru/authors/
12 Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов - («Высшее образование»)- М.: РИОР. с. 230
13 Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие. - М.: Проспект ТК, Велби. 2008. 144с.
14 Катков Д.Б. Конституционное право России: Учебное пособие - М.: Юриспруденция. с. 302.