Теории федерализма на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание

Бесспорно, что общие определения, понятия должны развиваться и уточняться в соответствии с исторической практикой и её научным осмыслением. Но при этом не следует забывать, что эти уточнения не могут изменить сущностную характеристику рассматриваемого явления или предмета… Задача науки состоит не в том, чтобы оправдывать противоречащую естественно-историческим процессам политическую практику. Она призвана на основе объективного анализа этих процессов выявлять определяющие социального прогресса, вырабатывать обоснованные рекомендации по оптимальной организации жизнедеятельности государства и общества и, конечно же, упреждать волюнтаризм политиков.1

Содержание

Введение
Глава 1 Генезис современных теорий федерализма
1.1 Основные исторически сложившиеся теории федерализма
1.2 Федерализм в теории институциональных матриц
1.3 Системный подход и системный анализ в исследовании федерализма
Глава 2 Научная мысль о современном федерализме в России
2.1 Освещение вопросов федерализма в постсоветский период
2.2 Проблемы и перспективы современного российского федерализма
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

К.Р.по полит..docx

— 102.53 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по  дисциплине «Теория государства и права»

на  тему:

«Теории федерализма на современном  этапе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010 г.

 

Оглавление 

Введение

Глава 1 Генезис современных теорий федерализма

1.1 Основные исторически сложившиеся  теории федерализма

1.2 Федерализм в теории институциональных  матриц

1.3 Системный подход и системный анализ в исследовании федерализма

Глава 2 Научная мысль о современном  федерализме в России

2.1 Освещение вопросов федерализма  в постсоветский период

2.2 Проблемы и перспективы современного  российского федерализма

Заключение

Список  используемых источников и литературы

 

Введение

     Человеческая  история не раз наглядно доказала, что чрезмерная концентрация власти не менее опасна, чем её чрезмерная диффузия. Существовавшие империи претерпевали кризисы, вызванные именно чрезмерной концентрацией власти, не в меньшей степени, чем средневековые государства страдали от феодальной раздробленности.

     Именно  поэтому проблема поиска оптимальной  формы государственного устройства, проблема эффективной организации государственной власти при сохранении максимума управляемости и оперативности – одна из актуальнейших во всех науках, изучающих государство, и прежде всего в юриспруденции.

     Бесспорно, что общие определения, понятия  должны развиваться и уточняться в соответствии с исторической практикой  и её научным осмыслением. Но при  этом не следует забывать, что эти  уточнения не могут изменить сущностную характеристику рассматриваемого явления  или предмета… Задача науки состоит  не в том, чтобы оправдывать противоречащую естественно-историческим процессам  политическую практику. Она призвана на основе объективного анализа этих процессов выявлять определяющие социального  прогресса, вырабатывать обоснованные рекомендации по оптимальной организации жизнедеятельности государства и общества и, конечно же, упреждать волюнтаризм политиков.1

     Человеческое  общество не возникло заново, оно лишь развивается. А это означает, что  даже самые современные изменения  и тенденции могут и должны пониматься сквозь призму уже наработанных человечеством концепций, взглядов, теорий.

 

Глава 1 Генезис современных теорий федерализма

1.1 Основные исторически сложившиеся теории федерализма

     Проявления  федеративных отношений в разных странах мира имеют многовековую историю, а конституционно-правовое установление федерализма существует около двух столетий. Прообразы федеративных образований имелись на Древнем  Востоке, в Древней Греции и Древнем  Риме. Вся средневековая Европа имела  такие образования. В новое и  новейшее время они наблюдались  также у англосаксонских, германских, латинских и славянских народов.2

     Основателем теории федерализма считается И. Альтузиус (1562-1638), который разработал так называемую федералистскую теорию народного суверенитета. Согласно этой теории, государство характеризовалось как союз общностей, иерархически возвышающийся над меньшими по размерам общностями или союзами, связанными между собой прямо или косвенно особым соглашением.3 Альтузианское формирование государства представляло собой процесс объединения, поступательно распространяющийся на все уровни социально-политической организации - от семьи, цеха, гильдии, церковного прихода - до провинции и государства: союз индивидов, добровольно объединенных в семьи и корпорации, образует общину, союз общин – провинцию, а союз провинций и городов – государство.

     К классическим теориям федерализма относят теории, появившиеся в США в XVIII-XIX веках: дуалистическая теория, теория прав штатов, теория кооперативного федерализма.

     Теория  дуалистического федерализма была разработана американскими федералистами А. Гамильтоном и Д. Мэдисоном и явилась основой государственного строительства, использовалась при написании Конституции США 1787 г. Эта теория представляла федеративное государство как сложное единое целое, в основе которого лежат двухуровневая структура и обоюдное невмешательство в сферу полномочий, как федерального Центра, так и субъекта Федерации. Федеральный Центр имеет минимально необходимые для управления страной полномочия, все остальное находится в компетенции субъектов Федерации.

     Теории  дуалистического федерализма противостояла  теория прав штатов, предусматривавшая суверенитет штатов и право штата на выход из созданного союза. Основными разработчиками теории являются Д. Кэлхун и Т. Джефферсон. Первый был идеологом рабовладения и призывал не уступать федеральному правительству даже части суверенитета. Второй считал, что договор, лежащий в основе союза, может быть расторгнут в случае, если Федеральный Центр в своей деятельности выходит за рамки делегированных ему полномочий.

     Развитие капиталистических отношений и начавшаяся в ХIХ веке индустриализация поставили перед научной мыслью новые и весьма серьезные проблемы. Идеи федерализма, сформулированные А. Гамильтоном и Д. Мэдисоном, подверглись критической переоценке в трудах американцев Дж. Кларка, Т. Дая, Э. Коруина, ставших родоначальниками теории, сыгравшей определенную роль в развитии федерализма. Теория дуалистического федерализма в результате своей эволюции постепенно трансформировалась в теорию кооперативного федерализма. Кооперативный федерализм рассматривает уровни федерации как взаимосвязанные и сотрудничающие, утверждает предпочтительность использования согласительного и договорного характера решения вопросов и разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами.

     Рассмотренные теории федерализма получили дальнейшее развитие в ХХ веке, вплоть до конца 70-х годов. Каждая теория стремилась найти наиболее эффективные инструменты и методы для достижения целей федеративных государств, их успешности. Но развитие практики федерализма давало новую информацию о факторах, которые не были ими учтены. Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием экономики, ускорением научно-технического прогресса. В 70-80-е годы ХХ века сформировалось много новых концепции федерализма (конкурентного федерализма, технократического федерализма, федеративного общества, нового федерализма и др.)

     Концепция нового федерализма была введена в научный оборот администрацией Президента США Р.Никсона, а затем широко использовалась при Р.Рейгане. Основной идеей этой концепции является необходимость возвращения субъектам Федерации полномочий, присвоенных, по мнению сторонников этой концепции, Федеральным Центром. Считается, что концепция нового федерализма является лишь обновленным вариантом теории прав штатов, поскольку использует основные положения последней.

     Несмотря на то, что в рамках новых концепций исследования федерализма ведутся не только в традиционном правовом русле, они вносят существенный вклад в федералистскую мысль, раскрывая новые важные аспекты исследуемого явления. Концепция конкурентного федерализма обращена к теме соревновательности субъектов Федерации: конкурентное начало, присущее федеративной системе, рассматривается в ней как одно из важнейших преимуществ федеративного устройства.

     Концепция федеративного общества, основными представителями которой являются Э. Баркер, У. Ливингстон, А. Лейпхарт, основана на идее первичности общества и вторичности его институтов. Федеративным считается многосоставное общество с компактно проживающими обособленными сегментами, заключившими между собой договор.

     Аналогичные взгляды мы встречаем и у представителей теории социального федерализма: процесс объединения на основе единого принципа союза, поступательно распространяющийся на все уровни социально-политической организации.

     Концепция технократического  федерализма поднимает проблему сращивания федеральных властей с высшими должностными лицами субъектов Федерации, что ведет к созданию закрытых корпоративных взаимоотношений. Главный тезис ее сторонников - возращение к традиционным двухуровневым отношениям, усиление контроля над федеральными органами со стороны субъектов Федерации.

     Обобщая результаты исследования теорий федерализма, можно сделать вывод, что многие современные концепции федерализма представляют собой не целостные учения (каковым является, например, теория кооперативного федерализма), а лишь теории, разработанные или применительно к одному из элементов федеративного устройства государства, или же для решения какой-то конкретной проблемы (как, например, теория технократического федерализма).1

     Проблемы  научной классификации федералистских теорий связаны с тем, что представители  заявленных «новых» направлений, зачастую, просто используют взгляды и идеи своих предшественников.

     Между теориями федерализма существуют определенные связи и преемственность. Так теория прав штатов является, по нашему мнению, основной, а концепция нового федерализма - производной от нее; теория дуалистического федерализма является основной, а теория кооперативного федерализма – производной. Идеи и положения концепции «федеративного общества» и «социального федерализма» во многом являются заимствованиями из трудов И. Альтузиуса. По существу, современные теории федерализма вернулись к тому, с чего начинала «федералистская теория народного суверенитета», раскрывая сущность федерализма через два ключевых понятия - «союз» и «договор». Таким образом, прослеживаемые многочисленные параллели в классических и современных теориях дают нам основание утверждать о процессах цикличности в развитии федералистских теорий и несменяемости основных понятий.

     Федерализм (а если взять несколько шире –  полицентризм) является базовой моделью  организации человеческого общества, вновь и вновь репродуцируемой  им на разных этапах развития. Уходя  с той или иной политико-правовой арены, федерализм снова и снова  возвращается на нее, заставляя вспоминать о себе народы и государства. Федерализм – это не только модный (либо, как  в нашем случае - вышедший из моды) политический лозунг, но и системная  категория; это не только форма, но и  содержание; это не только цель, но и  ценность.4 Именно поэтому исследования в области теории федерализма никогда не потеряют своей актуальности и требуют новых подходов, новых взглядов для осознания всех проблем и потребностей в этой сфере.

1.2 Федерализм в теории институциональных матриц

 

     Федерация (от лат. faederatio - союз, объединение) означает соединение независимых территориальных  субъектов. В научной, прежде всего  юридической, литературе понятия федеративности и унитарности применяются часто  лишь в отношении форм государственного устройства. В то же время все  более распространяется точка зрения о том, что эти термины несут  в себе более глубокое содержание и отражают внутреннюю сущность политических систем и обществ в целом, построенных  по этим принципам.

     Попробуем определить этот целостный комплекс закономерностей, присущих федеративным и унитарным обществам, и, соответственно, политическим устройствам, используя  не описательный, а институциональный  подход. Такого рода институционализм рассматривается в обществоведении России как исторически ему присущий, имеющий собственную, а не заимствованную из нео-институционализма, основу.5

     Применение  институционального подхода позволяет  конкретизировать различия между этими  системами и выделить два типа институтов, которые доминируют при  том или ином типе политического  устройства. Выполняя одни и те же общественные функции базовые институты при  федеративных или унитарных политических устройствах имеют качественно  различное содержание. И тот, и  другой институциональный комплексы  образуют органическое единство. Ни один из указанных институтов федеративного  или унитарного устройства государств не может быть "изъят" из конфигурации соответствующей политической системы, все они равно значимы для  ее действия, взаимосвязаны и обуславливают  действие друг друга. 6

     Попыткой теоретического объяснения устойчивой специфики федерализма в странах с определенным типом исторического развития явилась созданная в конце 90-х годов теория институциональных матриц, согласно которой общественная жизнь любой страны находится под воздействием т.н. институциональной матрицы, представляющей собой систему базовых институтов, регулирующих воспроизводство основных общественных подсистем - экономики, политики и идеологии. Носителем институтов рыночной экономики, федерализма и субсидиарности7 является институциональная матрица Y, характерная для США и большинства стран Европы, а также противоположных черт - редистрибутивной экономики8, унитарного политического устройства и коммунитарности9, присущих России и большинству стран Азии - матрица X.

Информация о работе Теории федерализма на современном этапе