Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание

Происхождение государства и права в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных проблем. Они посвящены вопросам возникновения государства и права и позволяют узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Содержание

Введение 6
Причины, формы и особенности возникновения государства и права 9
Причины и формы возникновения государства 9
Особенности возникновения права 12
Теории происхождения государства и права не связанные с материалистическим пониманием истории 14
2.1 Теологическая теория 14
2.2 Патриархальная теория 17
2.3 Договорная и естественно-правовая теории 18
3. Историческая школа права 21
3.1 Психологическая теория 21
4. Материалистические теории происхождения государства и права 23
4.1 Органическая теория 23
4.2 Теория насилия 25
4.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория 26
4.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория 28
4.5 Ирригационная теория 29
Заключение 31
Использованная литература 33
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

       1.1.Причины  и формы возникновения  государства.

       Вопрос  о происхождении государства  и права является дискуссионным. О причинах возникновения государства  и права говорится в различных  теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

       Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; в-четвертых, зачастую «мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественными», в частности основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что «на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия»1.

       В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них  есть и свои слабые стороны, за которые  их можно критиковать.

       Разложение  первобытного общества  с его родовой организацией  и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства -длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

       На  Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай , Индия и т.п.). Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ. Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земляная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

       По  другому историческому пути шел  процесс в Афинах и Риме, где  рабовладельческое государство  возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. 

       Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был  ускорен борьбой плебеев с  римской родовой знатью – патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

       Возникновение древнегерманского государства  в значительной степени связано  с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий – западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое  устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциалами, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлен. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монаха, а народное достояние – в королевское имущество; органы народного строя были быстро преобразованы в государственные органы.

       Вместе  с тем важно учитывать, что  ряд ученых придерживается такой  точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства  возникли не как феодальные (с классическими  признаками подобной государственности  – закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохранили как свободу, так и собственность на землю).

       Итак: во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как  социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.

       Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это  объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческим, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них.

       Сегодня в мире насчитывается около двухсот  государств. Однако процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Одни государства подчас могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия); другие объединяются в более крупные. Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Они прилагают определенные усилия для создания таких государств.

       Таким образом, проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины  и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства. 

       1.2.Особенности возникновения права. 

       Право как социальный институт возникает  практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование  государства без права, так и  прав – без государства. Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

       Если  признать тот факт, что государство  вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право - единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

       Причины и условия, вызвавшие к жизни  право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между  моно нормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

       Возникновение права – длительный процесс, протекавший  на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и  принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему  конкретного общества.

       Право исторически возникло как классовое  явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем она совершена, то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

       Каждое  сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения  общих для всего государства  запретов влекли разные санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп.

       Если  обычаи сохранялись в сознании и  проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться  письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права –  его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

       Право – более сложный регулятор, чем  обычаи, ибо кроме запретов в нем  используются и такие способы  правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие  возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

       На  процесс возникновения и развития права также оказывало влияние  множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы. В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов и судебное право. 
 
 

    2. Теории происхождения  государства и  права, не связанные  с материалистическим  пониманием истории 

       2.1 Теологическая теория

       Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и  Вавилоне возникли идеи божественного  происхождения государства и  права. Наиболее прочные позиции  теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.                

       На  рубеже XII – XIII веков в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

       Примерно  в тот же период появляется и развивается  учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

       Религиозные учения о происхождении государства  и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти.

       Всё сказанное о падении нравов населения  окончательно подорвало моральные  основы Римского государства и оно  было обречено. Так может случиться  с любым государством. Нравы - положительные  и отрицательные, добрые и злые - несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план.

       Как показывает исторический опыт главные причины возникновения государства и права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.

       Научные исследования и выводы свидетельствуют  о том, что государственная организация  приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

       Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для подержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый или остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.

Информация о работе Теории происхождения государства и права