Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:35, курсовая работа
Происхождение государства и права в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных проблем. Они посвящены вопросам возникновения государства и права и позволяют узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.
Введение 6
Причины, формы и особенности возникновения государства и права 9
Причины и формы возникновения государства 9
Особенности возникновения права 12
Теории происхождения государства и права не связанные с материалистическим пониманием истории 14
2.1 Теологическая теория 14
2.2 Патриархальная теория 17
2.3 Договорная и естественно-правовая теории 18
3. Историческая школа права 21
3.1 Психологическая теория 21
4. Материалистические теории происхождения государства и права 23
4.1 Органическая теория 23
4.2 Теория насилия 25
4.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория 26
4.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория 28
4.5 Ирригационная теория 29
Заключение 31
Использованная литература 33
Приложение
В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течении многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.
Во всей Галлии, писал по этому поводу Гай Юлий Цезарь, «существуют вообще только два класса людей, пользуются известным значением и почётом, ибо простой народ держат на положении рабов: сам по себе он ни на, что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имели над ними все права господ над рабами»1.
В
новых общественно-
Таким образом государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путём. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.
До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.
Прежние
обычаи, рассчитанные на полное равенство
членов общества и на добровольное
соблюдение содержащихся в них правил,
в новых условиях оказались бессильными.
Появилась жизненная
Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделённых такими полномочиями чиновников.
Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось. О чём можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, и в особенности, Древней Греции, древнего Рима, Древнего Египта.
Аналогичное
закрепление в праве
Помимо
вышеизложенной доктрины возникновения
государства и права, которую
обычно называют марксисткой, в мире
всегда существовало и существует множество
других теорий, объясняющих процесс возникновения
и развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно. Ибо каждая из них
отражает различные взгляды и суждения
различных групп, слоёв, классов, наций
и других социальных общностей на данный
процесс, или - взгляды и суждения одной
и той же социальной общности на различные
аспекты данного процесса возникновения
и развития государства и права.
1.2
Патриархальная теория
Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения1.
________________
1 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. -М.: Интерсиль.- 2001.-С.54.
В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.
Средневековые
светские феодалы также прибегали
к патриархальной теории происхождения
государства и права для
Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского историка права Г. Мэна и других.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается.
Характерно,
что не существует ни одного исторически
достоверного свидетельства подобного
способа возникновения
1.3
Договорная и естественно-правовая
теории
Эта
теория содержит чрезвычайно много
аспектов, противоречива и
Государство возникло и основано на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом людей. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор. В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.
Позитивное
право - это существующее, действующее
в данный момент право. Естественное
право, исходящее от «всеобщего разума»,
стало как пожелания и
Вершины
своего развития договорная и естественно-правовая
теории достигают когда становятся
теоретической основой
Считается,
что первым предпринял попытку приспособить
теорию естественного права к
интересам буржуазии Г. Гроций (1583-1645).
Теоретической основой и
В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743-1826), Декларации независимости США (1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Для официальной государственной доктрины это было абсолютное новшество.
С
конца XIX в. и вплоть до настоящего времени
наблюдается период так называемого возрожденного
естественного права. Но некоторые авторы
полагают, что наибольшее распространение
современные теории естественного права
имели в середине прошлого столетия. С
принятием Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод 1950 г.,
Международного пакта о гражданских и
политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых
учений пошло на убыль. Политики и юристы,
аргументируя свои позиции по правам человека,
предпочитают ссылаться на международные
пакты как на нормативные документы. Во
многих странах снижается интерес к теориям
естественных прав личности.
_________________
1Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. -М.: Проспект.-1997.- С. 87.
3.
Историческая школа
права
В XVIII веке договорную и естественно-правовую теории стала теснить историческая школа права, стоявшая на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. По мнению английского парламентского деятеля Э. Бёрка: «Государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Поэтому революция неправомерна. Реформа, основанная на началах национальной традиции, - вот правильный путь. Политическая свобода - не абсолютное, а относительное понятие. Равенство граждан - фикция».
Представитель
исторической школы права Ф. Савиньи
(1779-1861), и другие ее сторонники (основоположник
исторической школы права Г. Гуго
(1764-1844), Г. Пухта (1798-1846) и др.) утверждали,
что право появляется самопроизвольно
в результате исторического выражения
народного духа. Оно не создается законодателем,
который всего лишь фиксирует состояние
народного духа. Право исторически возникает,
растет и умирает вместе с данным народом,
аналогично развитию народных нравов,
обычаев, языка. Государство, по мнению
Савиньи, представляет собой "естественное
целое, телесное выражение духовной общности
народа, органическое проявление народа,
продукт закономерного исторического
развития".
3.1
Психологическая
теория
Эта теория получила распространение в начале XX столетия в Германии, Франции, России. Представители этой теории: Цицерон, Н.М. Коркунов, 3. Фрейд, Дж.Ф.Мейтленд-Джонс. Одним из её основоположников является российский правовед Л.И. Петражицкий (1867-1931). Согласно его представлениям, право подразделяется на: интуитивное - это внутренне присущие человеку, правовые представления, убеждения, переживания, взгляды. И позитивное - совокупность официальных правовых норм.
Цицерон же полагал, что государство есть достояние народа. Народ не любое соединение людей, собранных каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов.
Из психологической потребности индивида повелевать или повиноваться выводил необходимость создания государства и права австрийский психиатр 3игмунд Фрейд (1856-1939). Он исходил из существования первоначальной патриархальной орды, деспотический глава которой еще на заре истории будто бы был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось, по Фрейду, создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.
Информация о работе Теории происхождения государства и права