Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 18:29, контрольная работа
Общеизвестна трудная судьба Германии XX столетия. Корни этого уходят в прошлое, в том числе и в эпоху, когда рожденная железом и кровью Германская империя—молодое, сильное и честолюбивое государство — рвалась к ведущему положению в мире. Но внешний блеск кайзеровской империи скрывал глубокие внутренние противоречия. Это понимали наиболее дальновидные и трезвомыслящие умы. Беспокойство за будущее отечества накладывало отпечаток на ведущих представителей немецкой общественной мысли.
Центральное место среди них занимал Макс Вебер - один из наиболее крупных ученых рубежа XIX и XX вв.
Введение……………………………………………………………………...…...3
1. Теория бюрократии М. Вебера……………......................................................4
2. Патримониальная бюрократия…………….....................................................11
3. Концепция рациональной бюрократии.……………………..........................14
4. Проблема ограничения власти бюрократии...................................................18
Заключение…………………………………………….....……………….....…..22
Список использованной литературы………..……………………………....…25
Прежде всего следует отметить, что этому понятию в современной западной социологии также давались различные толкования. Тем не менее преобладающей является точка зрения, согласно которой оно служит для обозначения особого идеального типа, занимающего промежуточное положение между идеально-типическими моделями патримониализма и легально-рациональной бюрократии. Как указывали некоторые западные авторы, в тех случаях, когда разрыв между теоретическими моделями и реальностью оказывался слишком велик, Вебер использовал такого рода дополнительные идеальные типы.
Для уточнения
значения этого термина следует
в первую очередь обратиться к
его использованию в “Хозяйстве
и обществе”. В своем основном
труде Вебер характеризует
Он подчеркивает
контраст между ними, указывая, что
в патримониальном
Парадокс патримониальной
бюрократии заключается в том, что,
коль скоро она представляет собой
централизованную структуру, она не обладает реальной
властью, являясь послушным орудием патримониального
правителя. В то же время присвоение должностей
чиновниками, позволяющее им ограничить
власть правителя, создает основу для
сословного господства, которое уже не
является бюрократическим.
Итак, понятие “патримониальная бюрократия”
в работах Вебера обозначает, по-видимому,
не идеальный (чистый) тип, а лишь конкретные
примеры управленческих структур, обладающих
определенными рациональными чертами,
но действующих в условиях традиционного
господства. Патримониальные бюрократии
отличают личностный, а не формально-правовой
характер отношений между главой государства
и чиновниками. Основу власти патримониальных
чиновников образует прежде всего присвоение
этими чиновниками занимаемых ими должностей
и связанных с ними привилегий. Но предельное
развитие тенденции к такому присвоению
означает утрату чиновничеством бюрократического
характера.
Историческими примерами относительно высокоразвитых форм бюрократического управления в условиях патримониального государства служат Веберу бюрократии, существовавшие в Древнем Египте, в поздней Римской и Византийской империях, в Китае, а также в Западной Европе в эпоху абсолютизма. Однако основное внимание немецкий социолог уделял двум последним из этих примеров. Если в западных государствах произошел переход от патримониального господства к легально-рациональной бюрократии, то китайские “мандарины” представляли собой, по мнению Вебера, наиболее типичный образец патримониальной бюрократии, которая добилась господствующего положения в обществе, но при этом не трансформировалась в рациональную бюрократию современного типа.
Подробное описание китайского чиновничества дается прежде всего в исследовании Вебера о конфуцианстве и даосизме, но он рассматривал специфические особенности этого социального слоя и в ряде других работ.
Процесс перехода в странах Европы от патримониальной системы управления к современному правовому государству рассматривался многими историками и социологами, в той или иной степени опиравшимися на идеи Вебера.
Сравнительный анализ патримониальных бюрократий, проведенный Вебером, позволил ему прежде всего выявить специфические особенности бюрократического управления в странах Запада. Китайское патримониальное чиновничество служило Веберу примером бюрократической организации, в наибольшей степени отличавшейся от западной рациональной бюрократии. Что же касается российского чиновничества, то Вебер вначале рассматривает его в ряду патримониальных бюрократий, существовавших с древнейших времен, а в статьях о революции 1905 г. характеризует государственный аппарат российской империи как пример современной рациональной бюрократии.
3. Концепция рациональной бюрократии.
Понятие патримониальной бюрократии выступает как один из элементов более общей теории бюрократии, представленной в работах Вебера. Но для последующего развития социологии наибольшее значение имел другой элемент данной теории - разработанная в “Хозяйстве и обществе” идеально-типическая модель рациональной демократии.
Рациональная бюрократия характеризуется Вебером в ходе анализа легального господства. Отличительной чертой этого типа господства служит наличие системы формальных правил, регулирующих деятельность управленческого персонала.
Эти формальные правила могут быть изменены в соответствии с принятыми процедурами. Если при традиционном господстве возможности создания новых законодательных норм ограничены священной традицией, то при легальном господстве не существует каких-либо ограничений для законотворчества, коль скоро соблюдены соответствующие процедуры. “Решающим для нашей терминологии признаком является то, - пишет Вебер, - что подчинение теперь основано не на вере и преданности харизматической личности, пророку, герою или освященной традицией личности властителя, ... но на лишенном личного характера объективном “служебном долге”, который, как и право на власть, “компетенция”, определен посредством рационально установленных норм (законов, предписаний, правил) таким образом, что легитимность господства выражается в легальности общих, целенаправленно продуманных, корректно сформулированных и обнародованных правилах».8
Согласно концепции рациональной бюрократии, предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. При этом глава политического союза также подчинен формально-правовым нормам. На смену принципу личной преданности, имеющему центральное значение при традиционном и харизматическом господстве, приходит ориентация на безличный порядок.
При легальном
господстве с бюрократическим
Аппарат, которым он распоряжается, состоит из чиновников, действующих в соответствии со следующими принципами:
1) они лично
свободны и подчинены власти
только в том, что касается
их безличных должностных
2) они организованы в четко установленную иерархию должностей;
3) каждая должность обладает строго определенной сферой полномочий;
4) чиновник занимает
должность на основе
5) кандидаты отбираются на основании их специальной квалификации и при этом назначаются на должность, а не избираются;
6) вознаграждением
служит постоянное денежное
7) должность
рассматривается как
8) существует система служебного продвижения в соответствии со старшинством или заслугами;
9) чиновник отделен
от владения средствами
10) он подчинен в своей деятельности жесткой и систематической дисциплине и контролю.
С точки зрения
Вебера, рациональная бюрократия не тождественна
легальному господству. С одной стороны,
легальное господство может осуществляться
и небюрократическими (например, коллегиальными)
органами управления. С другой стороны,
бюрократический административн
Наряду со специализацией чиновников, важным отличительным признаком современной бюрократии, не существовавшим в прошлом, выступает отделение чиновника от собственности на средства управления. Такое отделение позволяло снять финансовые ограничения частного хозяйства и вело к тому, что получение индивидом средств к существованию зависело от организации, тем самым подчиняя его организационной дисциплине.
Вебер особо
подчеркивает контрактно-договорный характер
отношений между отдельным
Как полагал
Вебер, бюрократические
Повсеместное распространение бюрократии вызвано прежде всего тем, что она оказывается более эффективной, чем любая другая форма управления. Все это делает бюрократию совершенно незаменимой в современном обществе. Развитие современных форм организации, как считает Вебер, практически совпадает с распространением бюрократического управления.
Превосходство
бюрократии над иными формами
управления обусловлено главным
образом тем, что она выступает
носителем специальных знаний, которые
необходимы для нормального функционирован
Утверждение Вебера
о наивысшей эффективности
4. Проблема ограничения власти бюрократии.
Важное место в политических статьях Вебера занимает анализ возможных последствий предельного развития тенденции к неограниченному бюрократическому господству. Эта проблема обсуждается им прежде всего в контексте критического анализа социалистической идеологии. Рассмотрению идей социализма была целиком посвящена лишь лекция Вебера, прочитанная в 1918 г. офицерам австро-венгерской армии.
Тем не менее вопрос о взаимоотношении социализма и бюрократизации поднимался в “Хозяйстве и обществе”, а также в политических статьях Вебера, в частности в его статье “Парламент и правительство в преобразованной Германии”.
Среди высказываний Вебера о вероятных последствиях тотальной бюрократизации наиболее часто цитируемым является, по-видимому, следующее: “Государственная бюрократия стала бы править единолично, если бы частный капитализм был упразднен. Частная и государственная бюрократии, которые сегодня действуют бок о бок и потенциально друг против друга и тем самым в определенной степени сдерживают одна другую, были бы слиты в единую иерархию. Это было бы похоже на положение в Древнем Египте, но произошло бы в гораздо более рациональной, а потому не поддающейся разрушению форме”.
В веберовском прогнозе возможного направления эволюции бюрократии при социализме присутствуют элементы того подхода, который был воплощен в разработанном им идеальном типе рациональной бюрократии. Вебер подчеркивает техническую эффективность бюрократического аппарата и неизбежность использования его в любой разновидности индустриального общества. Согласно этой точке зрения, первый факт, с которым социализм также должен считаться, - это необходимость многолетнего специального обучения, постоянного расширения специализации и управления с помощью соответствующим образом подготовленных чиновников.
Вебер допускает возможность того, что промышленность может быть национализирована, а класс частных предпринимателей устранен от руководящей роли в ней. Однако он задается вопросом о том, кто взял бы на себя в таком случае управление этой экономикой. По мнению Вебера, функция управления была бы тогда полностью узурпирована бюрократией.
Взгляд на бюрократию,
обладающую значительной властью и
стремящуюся эту власть расширить,
также нашел отражение в
Как считал Вебер, обобществление промышленных
предприятий не могло покончить с отделением
рабочих от средств производства. Кроме
того, отделение работника от средств
осуществления его деятельности было
характерно не только для частной промышленности,
но наблюдалось в самых различных организациях:
в университетах, армии, аппарате государственного
управления. Вебер указывал, что положение
рабочих нисколько не зависело от того,
принадлежало ли их предприятие частному
предпринимателю или государству. Но можно
было с уверенностью утверждать, что зависимость
рабочих от нанимателя существенно усиливалась
на государственных предприятиях, так
как в этом случае ограничивались возможности
рабочих отстаивать свои интересы, в том
числе и путем забастовок.