Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа
Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.
Введение………………………………………………………………… 3
1. Понятие и признаки государства………………………………………….. 4
1.1. Понятие государства…………………………………………….. 4
1.2. Основные признаки государства……………………………….. 9
2. Роль государства в обществе……………………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………... 22
Библиография…………………………………………………………... 24
5. Система налогов и займов
Поскольку лица, образующие особый аппарат политической власти, управления и суда, не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, они нуждаются в материальных средствах для своего содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов.
Древнее общество не знало этого института, так как не располагало аппаратом управления и прямого принуждения, который, не участвуя в процессе производства, становился в обществе «иждивенцем». Привилегии должностных лиц являются средством обеспечения их поведения и деятельности в интересах экономически господствующих социальных групп.
Налоги всегда были источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.
Обязанность
платить налоги в Конституции
Российской Федерации закреплена как
одна из важнейших. От добровольного
исполнения этой обязанности в значительной
мере зависит возможность выполнения
государством своей социальной роли,
иных видов государственной
Государство
устанавливает много видов
Таковы основные признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность. К ним могут быть добавлены и иные признаки, характеризующие государство со стороны его этнической организации (например, единый язык общения), создания информационной и энергетической систем и так далее13, но они не в равной степени присущи каждому государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации.
Главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:
1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;
2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов;
3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);
4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;
5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;
В идеале социальное назначение государства - служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.
Общечеловеческое предназначение Государства - быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:
1. Первый подход - Классовая сущность государства - состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.
2. Второй подход - Общесоциальная сущность государства - способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:
Несмотря
на противоположность двух указанных
подходов к сущности государства, они
не исключают друг друга. Следовательно,
любое государство обладает двойственной
сущностью: в нем присутствуют и
черты классовости, то есть стремления
правящих сил, интересы которых они
представляют (иначе не было бы ожесточенной
борьбы за власть в любом обществе),
и черты общесоциальности, приверженности
общечеловеческим идеалам. Но удельный
вес тех или иных качеств неодинаков и
зависит от многих факторов, среди которых
ведущую роль играют национальные традиции,
особенности исторического прогресса,
религиозная, культурная специфика, географическое
положение страны и другие. Очевидно, что
у демократически устроенного государства
буду преобладать черты общесоциальности,
у тоталитарного государства - черты классовости.
Заключение
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.
Традиционно
государство рассматривается
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное
определение характеризует
Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
Высшей
ценностью в государственной
политике должен быть человек, его права
и свободы. Государство, его органы,
общественные и политические объединения,
социальные институты играют служебную
по отношению к личности и гражданину
роль, ответственны перед ним.
Библиография
1.
Нормативно-правовые акты
1.
Конституция Российской
2. Литература
2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. №7. С. 12-20.
3.
Венгеров А.Б. Теория
4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: Издательство Норма, 2003. 448 с.
5. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997.
6. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория
государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр Март, 2002. 512 с.
7. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.
8. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.
9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1999. 520 с.
10. Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. Ростов н/Д: Издательство Феникс, 1995. 512
11. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2.
12. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Екатеринбург: Издательство Уральской
13. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г.
14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. 384 с.
15. Четвернин В.А. размышления по поводу теоретических представлений о государстве / Государство и право. 1992. №5. С. 3-11.
16. Хрестоматия по истории политических
и правовых учений / Под ред. Волосникова
Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. 495с.